Повесть НИКС. Часть 4

Мария Филиппова-Коренева
                Часть IV
                Глава I

Здание Пажеского корпуса пылало огнями. Не часто можно было увидеть его таким торжественным. Пожалуй, лишь два раза в год на Рождество и в честь выпуска здание этого учебного заведения украшали иллюминацией. Рождественских ёлок здесь было целых две – одна стояла у парадного подъезда, другая в большом зале, где сегодня должен был быть бал.
Пол Петербурга съехалось на праздник! Ещё бы, ведь большая часть молодых дворян обучались именно здесь. Сами пажи были немного взволнованы, этого вечера они ждали очень давно, и им не хотелось упустить ни одной минуты праздника. Все были такими радостными и весёлыми. Праздник, бал, приезд родных и друзей всё это делало настроение молодых пажей ещё более возвышенным.
Пётр и Никс стояли в самом центре большого зала возле ёлки и смотрели на окружающую их обстановку. Вокруг было много людей, танцы ещё не объявляли, поэтому одни просто ходили по залу и разговаривали, другие играли в различные бальные игры, третьи сидели на мягких стульях, расставленных вдоль стен…. Оркестр играл громкую и торжественную музыку.
- Судя по твоему выражению лица, она не приехала…. – угрюмо сказал Никс.
- Ты о чём? – не понял Петя.
- О том, что у тебя отнюдь не праздничное настроение, следовательно, что-то не так. А из этого я сделал вывод, что твоя сестра не приехала. Я прав?
- Да, ты прав. И мне очень жаль, что в этот праздничный день я её не увижу. Тем более что я обещал представить вас друг другу.
- Я думаю, у меня ещё будет возможность познакомиться с твоей очаровательной сестрой. Поэтому, не стоит грустить в такой день, тем более что в нашей казарменной жизни таких дней бывает ой как мало! Иди скорей приглашай на танец какую-нибудь юную мадмуазель! – засмеялся Никс и хлопнул по плечу своего друга.
Пётр немного задумался, потом резко поднял глаза и пронзительно посмотрел на друга. Глаза его загорелись, а на лице появилась улыбка.
- Не могу не согласиться с тобой! Я срочно иду ангажировать какую-нибудь прелестную юную особу на танец! Ты идёшь со мной?
- Я? – переспросил Никс, будто хотел растянуть время и не отвечать.
- Ты, кто ж ещё!
- Я…. Я вообще-то не собирался сегодня танцевать.
- Это почему же? Или вам нынче не мил наш свет? – ехидно спросил Петя.
- О, что вы, мой друг, наш свет как всегда блистателен! Но, я думаю, что….
- Никаких но! Что с тобой, Никс? Мы немедленно идём искать себе пары для танца! – перебил его Петя.
Никсу ничего не оставалось делать, как последовать за другом. Молодые люди заняли удобнее положение у входа в зал и стали рассматривать всех присутствующих. Никс безразлично смотрел на прибывших на бал, но внезапно его глаза остановились и он стал смотреть в одну точку, слегка нахмурив брови.   
- Что? – произнёс он с удивлением.
- Не понял… - ответил Петя.
- Это она! – шепнул он другу на ухо.
- О ком ты говоришь? Кто, она?
- Та девушка, с которой я столкнулся на лестнице….
- Что, действительно она? Ты не ошибаешься? – Пётр продолжал задавать вопросы.
- Я слишком хорошо её запомнил. Это она, - ответил Никс.
- Где? Покажи мне эту особу.
- Вот, видишь возле входа в соседний зал?
- Это же дочь графини Алинской! Её брат учится здесь, он младше нас на два года.
- Я знаю! И это не та девушка. Посмотри на юное поэтическое создание, что стоит рядом!
- В фиолетовом платье? Это княжна Панкратова! Её старший брат младше нас на год!
- Да не та, что в фиолетовом! – не унимался Никс. – Неужели ты не видишь девушку в голубом платье, она стоит рядом с ними с весьма растерянным видом…. – он вздохнул.
- Теперь вижу…. – медленно ответил Пётр и улыбнулся. – Какая очаровательная девушка!
- Наконец то!
- Хочешь, я сейчас вас познакомлю? Я имел честь встречаться с этой особой несколько раз и знаю, как её зовут.
- Мне кажется, что в нашем обществе уже не осталось таких юных особ, чьего имени ты не знаешь, - шутливо сказал Никс.
- Ты не справедлив ко мне, друг мой, - протянул Пётр и добавил. – Если ты не даёшь мне ответ, я сам возьмусь представить тебе эту особу.
Не дождавшись ответа Никса, Пётр сорвался с места и побежал. Молодой паж не видел, как его друг подошёл к девушке, но через некоторое время Пётр вернулся вместе с ней.
- Милая Элизабет, я хотел представить вас моему другу…. – протяжно начал говорить Пётр, будто старался растянуть время.
- Милостивый государь, я же просила вас не называть меня так, на английский манер! – довольно язвительно, но, сохраняя внешнее спокойствие, проговорила девушка.
- Простите, княжна, я обещаю, что впредь не буду называть вас так. Я хотел вас представить моему другу, - снова медленно, чеканя каждое слово, произносил Пётр. Казалось, что он играет, а не говорит. – Никс Лиговской, мой товарищ по корпусу и просто друг, - он указал на Никса рукой. – Елизавета Алексеевна, моя…. – ему опять не дали договорить.
Никс засиял в улыбке.
- Очень приятно познакомиться с вами. Я, признаться много думал, с кем это я так неловко столкнулся на лестнице….
- А я сразу узнала вас, - улыбнулась девушка.
И Пётр и Никс неподвижно стояли и смотрели на неё.
- Мы знакомы, - сказала она Пётру после минутного молчания.
- Почему ты мне раньше не сказала? – удивлённо спросил он.
Никс впал в ещё большее смятение.
- Ты? – тихо вымолвил он. – Я что-то вообще ничего не понимаю.
- А всё оттого, что ты не дал мне договорить! Я хотел представить тебе Елизавету Алексеевну….
- Воронову! – громко сказала девушка и снова улыбнулась.
- Во-ро-но-ву?! – по слогам произнёс Никс. – Так это и есть твоя сестра?
Пётр кивнул.
- А вы что же не узнали меня? Я ещё тогда, на лестнице поняла, что вы и есть Николай Павлович Лиговской.
- Я…. Я право немного растерян…. Даже не знаю, что сказать.
- А я думал, что ты не приехала. Родители сказали мне об этом, - вмешался Петя в их разговор.
- Ты что же, не рад меня видеть? – Лиза пронзительно посмотрела на брата.
- Нет, что ты, я счастлив, что ты здесь! Дай хоть посмотрю на тебя! Красавица! – восхитился Пётр.
- Не надо, ты меня смущаешь…. – вздохнула Лиза.
- Не буду, не буду, – улыбнулся брат и спросил. – Что с тобой? Почему ты такая грустная? Ты обиделась на Никса?
- Всё хорошо. С чего мне обижаться на него. И вообще, причём тут он? И вовсе я не грустная, - спокойно ответила Лиза.
Брату и сестре больше нечего было сказать друг другу. Они долго не виделись и поэтому сразу не нашли темы для беседы. Как раз в это время объявили танцы. Пётр поцеловал руку Лизавете, мельком что-то шепнул на ухо Никсу и убежал приглашать на танец одну юную особу. Елизавета, не ожидавшая от старшего брата подобного поступка, осталась стоять на месте некоторое время, а затем и вовсе решила отойти в сторону, чтобы не мешать танцующим парам.
- Елизавета Алексеевна! – возглас Никса остановил её на мгновение, и она повернулась к нему. – Позвольте мне пригласить вас на танец?
Девушка стояла неподвижно и смотрела в глаза своему возможному кавалеру. Она не представляла себе, что тот самый Лиговской, о котором она грезила столько лет, может пригласить её на танец. В её голове смешались все мысли, она не знала, что делать, ведь это был её первый бал, первый танец, первый кавалер….
- Если вы хотите этим извиниться передо мной за то, что случилось на лестнице, то этого делать не нужно. Во-первых, я была сама виновата, а во-вторых…. – начала она.
- Нет, я просто хочу вас пригласить на танец, - спокойно сказал Никс.
- Вы, видимо хотели исправить ошибку, которую так неловко допустил мой брат, оставив меня здесь одну…. Не волнуйтесь, он не оставлял вас, чтобы сопровождать меня на этом вечере. Вы можете пригласить другую барышню…. – отчаянно сопротивлялась его приглашению Елизавета.
Никс немного смутился, услышав такие слова из уст шестнадцатилетней девочки, но продолжал оставаться спокойным.
- Вы правы, Елизавета Алексеевна. Ваш брат не оставлял меня, чтобы сопровождать вас. Но мне самому очень хочется танцевать с вами. Если вы мне отказываете…. – молодой паж уже собирался откланяться и уйти.
- Пойдёмте танцевать, - Лиза медленно, будто чего то опасаясь, подала ему руку.
Новая пара влилась в круг танцующих. Они очень интересно смотрелись вместе: высокий молодой человек и миниатюрная девушка. В нарядном бирюзовом платье, в белых атласных туфельках, которые то и дело показывались из под широкой юбки, с красиво уложенной причёской, Лиза выглядела очаровательно, как раз на все свои шестнадцать лет. Никс, одетый в свою парадную форму, был ей под стать.
- Почему вы не соглашались танцевать со мной? – Лиговской решил завести разговор.
- Я думала, что это приглашение было обычной учтивостью… - запнулась Лиза в середине фразы. – Не хотела, чтобы вы танцевали со мной по принуждению….
- Нет, что вы….
- Простите, я говорю глупости, - решила она оставить эту тему и перевести разговор. – А вы, правда, не узнали меня тогда?
- Нет. Я считал, что не видел вас ранее. И, признаться, удивлён, что вы меня знаете лично, - ответил Никс и добавил. – Я знал вас только по рассказам Петра, как «его ненаглядную Бетси!».
Он улыбнулся.
- Каков негодник! Я же просила Петю не присваивать мне иностранных имён! Уверена, что это он переделал вас из Николая в Никса, - Лиза тоже улыбнулась.
- Нет, я сам прошу всех называть меня так. Так проще, как мне кажется.
- А я вас тогда сразу узнала. Неужели вы не помните нашей с вами первой встречи?
Никс покачал головой.
- Ну, Николай Павлович! Ну, как же…. Пять лет назад вы и мой брат поступали в корпус. Я знаю, что вы и до этого были немного знакомы. Петя подошёл ко мне вместе с вами и представил вас! – увидев, растерянное лицо своего кавалера Лиза сказала. – Ах, да, понятно, почему вы меня не запомнили, мне же было всего одиннадцать…
               


                Глава II

Ночь окутала своим одеялом город. В доме Вороновых было тихо. Все уже спали. Все, кроме младшей княжны…. Лиза лежала в своей постели и думала. Думала о нём…. Она вспоминала день своей первой встречи с Никсом. Елизавета так отчётливо помнила тот день, как будто он был вчера. Она была расстроена тем, что Николай Павлович её совсем не помнил, по щекам текли слёзы. Лиза уткнулась в подушку, закрыла глаза и стала представлять себе тот самый памятный для неё день….
Это было пять лет назад. Вот она, совсем ещё девочка одиннадцати лет приехала с родителями в Пажеский корпус на торжественное посвящение. Она стояла рядом с матушкой посреди зала, в том самом месте, где сегодня стояла рождественская ёлка. Княгиня Воронова разговаривала с кем-то из знакомых, а маленькая Лиза, одетая в красивое розовое платье с большим белым бантом, внимательно рассматривала окружавших её людей. Среди большого количества юных будущих пажей, столпившихся в зале, она без труда увидела своего старшего брата – Петю. Этого милого, одетого в парадную форму, разом повзрослевшего пятнадцатилетнего Петю. Он быстрым шагом шёл в ту сторону, где она стояла с матушкой и, крепко держа за руку, тащил за собой какого-то мальчика. Глаза маленькой княжны в тот момент разом остановились на этой картине. Она рассматривала своего брата и его спутника с большим интересом и улыбалась. Наконец, Петя подошёл к ней, рядом с ним по-прежнему был этот мальчик.
- Лиза, - сказал Петя. – Я хочу познакомить вас с моим лучшим другом.
Он говорил ей «вы» и это её смешило. Она впервые оказалась среди такого большого количества людей. Играла негромкая музыка, отовсюду были слышны разговоры, смех, стук каблуков о паркет…. Лиза не знала как вести себя среди всего этого. И она просто смеялась, когда не знала, что говорить.
- Это Никс Павлович Лиговской – мой лучший друг, - не дожидаясь ответа сестры, сказал Пётр с серьёзным лицом, а потом тоже засмеялся.
- Рад знакомству, княжна, - весьма учтиво произнёс юноша, которого Петя, любитель всего иностранного, назвал Никсом.
И тут Лиза, наконец, посмотрела на него. Посмотрела так пронзительно, заглянула в глаза. Конечно, он этого не заметил. Да и какое дело ему – пятнадцатилетнему пажу до неё – одиннадцатилетней княжны, сестры его друга. А она всё смотрела на него, молчала, не зная, что ответить. Он был таким красивым: высокий, темноволосый, с большими голубыми глазами и бледным лицом. Парадная форма так красила его, и хотя у Пети была точно такая же, Лизе казалось, что у Никса форма лучше. Он был взъерошенный и немного смешной.
Брату показалось, что его сестра смущена и растеряна из-за присутствия такого большого количества людей, но на самом деле это было всего лишь из-за одного человека – Николая Лиговского. Пётр сказал что-то сестре негромко и, взяв с собой Никса, ушёл. Елизавета уже не помнила этих слов. Она стояла и смотрела им вслед, пока они не затерялись в толпе.      После этого она стала сама не своя. Ни матушка, ни кто-либо другой не смогли развеселить её в тот день.
Лиза стала грустна и задумчива. Каждый день она думала об этом юноше, видела перед глазами его образ. Она знала, что влюблена, но никому не говорила о своём чувстве. Лишь через несколько лет она смогла рассказать об этом своей кузине Насте, и та поняла её. Все эти годы она грезила о нём, представляла себе их встречу. Она ждала, когда судьба сведёт их вместе, считала сначала годы, потом месяцы и дни до выпуска Никса из корпуса. Петя писал ей о друге в каждом письме. Не зная о чувствах сестры, он упоминал почти в каждой строчке его имя, не намеренно, конечно. Просто Никс всегда сопровождал Петю во всём, а в письмах брат писал об их совместных делах. Читая послания из корпуса, Лизавета часто украдкой плакала….
И вот, когда ей исполнилось шестнадцать, стало можно выезжать в свет, она поехала на встречу с братом в корпус. Она не представляла, что может встретиться там с Никсом. Но судьба свела их, и они случайно встретились на лестнице. Но он не узнал её…. А она сразу поняла, что это он – её любимый паж Лиговской. Все те пять минут, что они разговаривали, она не могла насмотреться на него, странно вела себя…. Теперь Лиза стала ещё больше думать о нём, ещё сильнее ждать Рождественского бала….
Но она и подумать не могла, что Никс и там не узнает в ней ту самую девочку, которой он сказал: «Рад знакомству с вами, княжна». О, сколько восторга вызвала у неё эта фраза пять лет назад! Ведь он сказал, что рад знакомству, да ещё и назвал её княжной, а это было для неё признаком взрослости.
Но сегодня на балу Лиза была разочарована – он даже её не запомнил. Но это разочарование быстро испарилось, когда они стали танцевать вместе. Её чувства опять дали о себе знать, она растаяла….
Теперь Елизавета была уверена, что никогда не сможет его забыть. Взаимны её чувства или нет, она не знала, ей было просто всё равно….
Так, медленно погружаясь в мир своих грёз, она и уснула.


Продолжение читайте здесь: http://www.proza.ru/2010/05/31/367