Одесские истории. 23. Окопы в Чебанке

Александрина Кругленко
В начале восьмидесятых, в качестве корреспондента Донецкого областного радио, меня направили в командировку в Одессу – делать материал ко Дню кино (он отмечается в конце августа).
В то время в степи под Одессой, неподалёку от села Чебанка, снимался эпизод для фильма «Подвиг Одессы». Одну из главных ролей – колоритной одесситки тёти Сони играла Наталья Гундарева. Вот я и отправилась в ещё волновавший меня город, нацепив на плечо пятикилограммовый «Репортёр» - репортёрский магнитофон и взяв с собой пятилетнего сына. Я ехала впервые после окончания университета в город своей юности, да ещё в таком серьёзном качестве! Я себя уважала.
Мне не нужно было, чтобы меня кто-то встречал – я знала куда идти, к кому обращаться, это был мой город. Но я давно в нём не была, поэтому в такси с интересом прислушивалась к разговору сидевших сзади мужчины и женщины. Разговор крутился исключительно вокруг перепродажи каких-то сапог и шмоток – и я решила, что мне попались попутчики-спекулянты. Тогда это было непрестижным, довольно ненадёжным, но прибыльным делом.
Прямо из кабинета директора киностудии мы отправились на съёмочную площадку – километров двадцать от города. С нами поехали ещё два человека – заместитель директора и, судя по всему, парторг студии - женщина, в которой я с изумлением узнала ту самую «спекулянтку» из такси. Она тоже меня узнала, но, не сговариваясь, мы сделали вид, что друг друга видим впервые…
Съёмки велись в чистом поле в жаркий сухой южный день. Огромное пространство было перерыто рвами  - сотни, а может, тысячи людей участвовали в эпизоде расстрела фашистскими самолётами ополченцев, копающих земляные укрепления под Одессой. Так было на самом деле в начале 1941 года – Одесса оборонялась 73 героических дня, но всё же была сдана оккупантам.
Длинный ров был уже выкопан, на его краях суетились люди. На бреющем полёте над ними проносилась «немецкая авиация» - закамуфлированные под вражеские старые советские самолёты, они стреляли, люди падали… И хоть мы наблюдали со стороны, понимали, что снимается кино, было страшно. И думалось: а как же было тогда, когда всё это было по-настоящему?
У меня было много задач: взять интервью у Гундаревой, директора студии, других артистов (среди них был и сын известного в пятидесятые годы Василия Меркурьева)… А со мной маленький ребёнок. Я поступила наиболее разумно: я разрешила ему делать всё! Зная, что в степи он не потеряется (место съёмок охранялось по периметру), я запретила ему только подходить близко ко рву – и всё. Он ловил кузнечиков, собирал цветы, гулял с какими-то людьми, рассматривал телекамеры…  Много лет прошло, но и сейчас у него в памяти – этот удивительный день «на войне»…
Съёмки завершились около пяти вечера, и мне разрешили заползти в шалаш, где отдыхала Наталья Гундарева, - для интервью.
Передо мной сидела грязная, усталая тётка в драной кофте – «тётя Соня». Она только что с окопов, она вся ещё там…  Но роль постепенно оставляла Гундареву, на лице появилась улыбка – располагающая, яркая. И сразу стало видно, что это молодая красивая женщина, хотя на тот момент, как она сама сказала, ей было уже под сорок лет.
Я задала несколько вопросов – самым удивительным был для меня факт, что сыгравшая  за несколько лет до этого роль мамы десятерых детей Гундарева, детей не имела. Она как-то доверчиво отнеслась ко мне и сама рассказала, что «с этим у неё не получилось, вот, хоть в кино узнала, как это – быть мамой…» Вместо двадцати минут мы просидели в шалаше около часа, выглядывая только, чтобы посмотреть, где мой сын, и сидели бы ещё, если бы нас не поторопил директор студии.
И мы уехали. Ещё одним пассажиром в зелёной директорской «Волге», не считая моего сынишки, который сидел у меня на руках, была Наталья Георгиевна. По дороге, как и полагается, мы остановились и исполнили ритуал всех путешествующих в автомобиле – выпили и закусили «на капоте». И всем нам было хорошо вместе.
Материал на радио я привезла, он вышел в эфир, меня даже похвалили и заплатили неплохой гонорар. А когда через полтора года вышел на экраны фильм «Подвиг Одессы», я сразу же помчалась его смотреть. Если честно, не скажу, что он мне особенно понравился, но один эпизод я ожидала с особым вниманием: рытьё окопов в Чебанке. Он оказался совсем не таким, каким тогда видела его я…