Восхищение Циолковским

Игорь Гашин -Егор
  Когда-то ,в славные курсантские времена,поручил мне преподаватель(ну не помню какой кафедры),написать реферат о Циолковском.
  Я пошёл в библиотеку,набрал книг с трудами Циолковского и начал работать.
  Чем глубже я погружался в изучение его трудов,тем больше и больше вопросов о личности Циолковского возникало у меня.
   Я прочитал официальную биографию и понял,что ничего не понял.
  Ну не мог человек,родившийся 17 сентября 1857 года и умерший 19 сентября 1935 года,знать столько о космосе.Он же не просто описАл то,что поспособствует развитию космических исследований,но и представил формулы,по которым до сих пор запускают космические аппараты.
  Он показал ,какое положение должен занимать космонавт при взлёте и посадке,как должен двигаться космонавт ,если он оторвался от космического аппарата.
  Есть гении в нашем мире,тот же Пушкин,Лермонтов,изобретатель радио Попов и много других,но такими знаниями,какими обладал Циолковский,мог обладать,только человек ЗНАЮЩИЙ. Ну не может простой смертный рассказать,какая скорость должна быть у космического аппарата при разгоне,какое топливо должно быть,сколько ступеней у космического аппарата.
  И вот ,наконец, он ,перед смертью,проявляет знание таких вещей,что кажется,что пишет фантастику.Ну посудите сами.
    Следующее поколение ученых, это поколение Роберта Годдарда, Германа Оберта, Робера Эсно-Пельтри. В России так же было много энтузиастов от науки, грезивших межпланетными перелетами. Самый известный из них это Фридрих Артурович Цандер. Но они не достигли таких колоссальных успехов, как их зарубежные "коллеги". Все эти люди родились в то время, когда Циолковский уже начал задумываться о вопросах реактивного движения. Когда Циолковский уже опубликовал обе части своего труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами" эти люди только начали интересоваться наукой и техникой, вопросами возможности полета в космос. Начиная свои поиски и исследования, они уже могли бы ознакомиться с мыслями Циолковского. Но зарубежные ученые не могли этого сделать, в силу недоступности этих работ, и подобно первому поколению ученых опять начинали все заново и приходили к тем же выводам, и только потом обнаруживали, что они не были первооткрывателями. Но в отличие от первого поколения, они значительно продвинулись вперед, и в частности американец Годдард стал первым, кто запустил жидкотопливную ракету. Таким образом, работы Циолковского опять никак не повлияли на работу, и главное, достижения второго поколения ученых ракетчиков. Виной тому, разобщенность ученых, их ревностное отношение к своему делу. Эту ситуацию так же усугубила революция 1917 года в России, которая сформировала негативное отношение к России на Западе и затруднила их взаимоотношения и всяческие связи, фактически отрезала Россию от цивилизованного мира.
Третьим поколением являются уже конструкторы ракет. Этим людям предстояло, на основе достижений предыдущих поколений, сконструировать и запустить настоящие космические ракеты. Самыми талантливыми в этом деле считаются советский конструктор С.П.Королев, и германский конструктор Вернер фон Браун. На Брауна оказали влияние достижения западных ученых второго поколения, и в особенности его соотечественника Г.Оберта. Ему нужны были не только теоретические выкладки, но и реальные разработки, подробные вычисления, формулы и рецептуры топлива, чего не было у Циолковского, но было у тех, кому удалось запустить свои ракеты.
Обратимся к трудам Циолковского, отражающим его взгляды в тот период. Подводя итоги своим работам с 1903 по 1929 г., Циолковский писал: "Ценность моих работ состоит, главным образом, в вычислениях и вытекающих отсюда выводах. В техническом же отношении мною почти ничего не сделано. Тут необходим длинный ряд опытов, сооружений и выучки... Пока же могут быть даны только малозначащие схемы"
Однако, можно высказать весьма вероятную версию того, почему Королев с одной стороны написал о встрече с Циолковским (и то, как то двусмысленно) и влиянии на него его работ, а с другой стороны в жизни никогда не упоминал о встрече с Циолковским. Дело в том, что советская пропаганда, особенно сталинских времен, приписывала советским ученым те достижения, которые им не принадлежали. Здесь мы уже упоминали о статье в "Комсомольской правде" за 1949 год, где Циолковский назван изобретателем аэроплана и дирижабля.
  Получился забавный парадокс,до 1917 года работы Циолковского никому были не нужны,так как и так хватало проблем с волнениями рабочих,с революционным движением.
  Но вот что интересно,Советская Власть дала Циолковскому ,довольно большую ,персональную пенсию и забыла о нём,практически НАВСЕГДА.

P.S. Но остаётся наследие гения Циолковского ,его «Космическая философия»,будем  ждать.

11 апреля 2010 года.