Познание

Серж Гончаров
(* - левая колонка («основное»);
+ - правая колонка («дополнительное», «поясняющее», «похожее» и т.д)).

*******

Содержание.

Познание

1. О Знании.
а. Знание «без» человека
б. Фундамент знания
в. Разум
г. Необходимость познания
г.1. «Духовная»
г.2. «Материальная»
д. Предназначение к познанию

2. «Подготовка» к познанию
а. Приуготовление себя и мозгов
б. Качества познающего

3. Приобретение
а. Путь
б. Процесс познания

4. Вред познания
а. Невозможность «плохого» знания
б. Зло знания
в. Боль
г. Ужас
д. Не-знание (ошибки знания)

5. Пустота и бессилие познания
а. Сомнение
б. Бессилие Знания
в. Бессмысленность
г. Невозможность
д. Пределы познания
е. Исчезновение

6. Счастье познания (Преображение)
а. Тайна
б. Дерзание
в. Величие
г. Свет
д. Радость
е. Мудрость

*******
*******

Познание.

1. О Знании.

Мгновенной думы долгий след…
А. Пушкин.


а. Знание «без» человека.

(Я так долго изучал природу и так глубоко проник в ее тайны, что она как бы перестала существовать для меня и передо мной открылся иной мир, совершенно от нее отличный.
В. Скотт).


* Взгляды Эйнштейна.
Картина мира в своём развитии лишается антропоморфных представлений и выражает объективную действительность всё более объективными методами, не зависящими, в частности, от методов измерения, инвариантными по отношению к выбору методов измерения и систем отсчета.
(Григорьян, 297)

+ Истины, доказанные Евклидом, были бы справедливы и тогда, когда в природе не существовало бы ни круга, ни треугольника.
Д. Юм


б. Фундамент знания.

* В день создания человека Бог с ним беседовал и человек слушал и понимал Его: таково истинное происхождение человеческого разума…
П. Чаадаев

+ … в человеческом духе нет никакой иной истины, кроме той, которую своей рукой вложил в него Бог, когда извлекал его из небытия…
П. Чаадаев


* Вот этот-то первый глагол Бога к первому человеку, передаваемый от поколения к поколению, поражает человека в колыбели, он-то и вводит человека в мир сознаний и превращает его в мыслящее существо.
П. Чаадаев

* Вера и истинный «образ» мира.
Я допускаю, что, к каким бы доказательствам мы ни прибегали, за исключением нашего существования, ни в чем нельзя иметь безусловной уверенности, пока мы не имеем ясного и точного понятия о Боге, заставляющего нас утверждать, что Бог в высшей степени правдив, подобно тому как идея, которую мы имеем о треугольнике, заставляет нас заключать, что три его угла равны двум прямым.
Б. Спиноза


в. Разум.

(Мысль имеет то же воздействие, что и поступок.
Агни-Йога).


* Если бы все существующее превратилось в дым, то органом познания были бы ноздри.
Гераклит

* Бог так же мало лишил нас большего разума или более совершенной способности разумения, как круг свойств шара или окружность свойств сферической поверхности.
Б. Спиноза.


г. Необходимость познания.

+ Много недостаёт человеку, чтобы стать божественным, если он не может распознать, что такое единица, два, три и вообще, что такое чётное и нечётное; если он вообще не смыслит в счёте; если он не в состоянии рассчитать день и ночь; если он ничего не знает об обращении Луны, Солнца и остальных звёзд.
Платон.


г.1. Духовная.

* Я предпочитаю трону персидского царя установление одной новой причинной связи.
Демокрит.

+ Куда более благородное занятие – расширять пределы человеческого разума, чем пределы Римской империи.
Цицерон.


* Если бы на Земле было одно-единственное место, откуда можно было бы наблюдать звёзды, то к этому месту со всех сторон непрерывным потоком стекались бы люди.
Сенека.

* А не хотите ли ключ эпохи, книгу, раскалившуюся от прикосновений?
О. Мандельштам.

+ Книги нечеловеческой ясности, возбуждающих жажду знания.
Борхес.

+ Всякий раз, когда я читаю хорошие книги, горизонты моей души раздвигаются.
Фабр


* Дзенские ученики давали обет, что они хотят изучать Дзен, даже если их учитель убьёт их.
Дзен.

* Евдокс умолял богов дать ему возможность хоть раз увидеть вблизи Солнце и узнать, каковы его форма, величина и красота, даже ценою того, чтобы быть им тотчас же сожжённым.
М. Монтень.

+ Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Эта «интеллектуальная несчастливость» всего более и побуждает нас думать – делать науку.
Н. Бор.


* Арабы:
Чернила учёного столь же достойны уважения как кровь мученика.

* Смысл учения – только в том, чтобы отыскать своё потерянное сердце.
Мэн-Цзы

+ Один день человека образованного дольше самого долгого века невежды.
Посидоний.


г.2. «Материальная».

+ Знания  -  это  убежище  и  приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева  пока  мы  молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Честерфилд

* … прежде всего не следует думать, что при познании небесных явлений-говорится ли о них в связи [с другими нашими взглядами] или независимо [от них] - нет никакой другой цели, кроме безмятежности и уверенности, так же как и в остальных [знаниях].
Эпикур

+ Уничтожение страхов
… изгнать этот страх из души и потёмки рассеять
Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,
Но природа сама своим видом и внутренним строем.
Лукреций


* … чем больше познал дух, тем лучше он понимает и свои силы и порядок природы, тем легче он может сам себя направлять и устанавливать для себя правила; и чем лучше он понимает порядок природы, тем легче может удерживать себя от тщетного…
Б. Спиноза

* При нашей неустойчивости в действиях и при нашей слепоте необходимость верить без знаний, часто даже на очень слабых основаниях, должна была бы заставлять нас быть деятельными и старательными больше для собственного просвещения, чем для принуждения других.
Д. Локк

+ Выработанные учеными понятия служат путеводной звездой в ошеломляющем хаосе восприятий.
А. Эйнштейн


* Никто не желает того, о чём не думает.
Аристотель.

+ Любовь - это желание лучшего. Глупец даже не осознаёт, что ему не хватает знаний, поэтому ничего не хочет. Любовь к знаниям означает их недостаток у человека и признание в своей слепоте.
Сократ


* Веды.
О чём человек думает, тем он и становится.
А. Камю

+ Мыслю – следовательно, существую.
Р. Декарт


* Даосизм.
Цель мышления - слияние человека с природой.

+ Дать бы нам муравьиный или комариный разум – враз бы можно жизнь безбедно наладить.
А. Платонов


* Через своё самопознание «божество» становится «Богом».
Мейстер.


д. Предназначение к познанию.

* Все от природы стремятся к знанию.
Аристотель.

* Человек рождён для познания, как лошадь для бега, бык для пахоты и собака для выслеживания.
Манетти.

* Стремление к познанию независимо от его применимости, его пользы, является основной чертой человека в течении тысячелетий, признаком его высшего происхождения.
К. Ясперс.

* Др. Египет.
Создание письменности разделило общество на сословия: наукам и письму обучались лишь избранные.
Существовало 2 вида письменности, один из которых тщательно скрывался от простолюдинов.

* Есть много людей, которые прочли «Беседы и суждения» и ничуть не изменились.
Некоторые выучат пару фраз и потом всю жизнь этим довольны.
Есть такие, которые, прочитав эту книгу, в самом деле любят её.
И есть такие, которые, прочтя её, вдруг пускаются в пляс.
Чэн И


2. «Подготовка» к познанию.

а. Приуготовление себя и мозгов.

* … совершая вечерний моцион, для того чтобы голова миссис Боффин окончательно проветрилась и освободилась от темной паутины.
Ч. Диккенс

* … мне все же хочется,  чтобы  куда бы  ты ни поехал, ты был так любознателен и пытлив, как если бы на самом деле собирался писать книгу.
Честерфилд


б. Качества познающего.

* Единый путь, отверстый человеку для владычества над природой, есть тот самый, что ведёт в царство Небесное: войти туда можно лишь в смиренном образе ребёнка.
Ф. Бэкон.

* Многое из божественного при неверии ускользает и остаётся непознанным.
у Гераклита.

* Если занимаетесь блестящими и прекрасными делами, нельзя иметь ничтожного и низменного образа мыслей.
Демосфен.

* Если сосуд недостаточно чист, скиснет всё, что бы ты в него не влил.
Гораций.

* Все упражнения будут напрасны, если человек лишён нравственной чистоты и душевного благородства, благодаря которой только и возможна неотразимая искренность речи.
Квинтилиан.

+ Раймонд Луллий, алхимик.
Считал, что его труды не понимают потому, что читают не в надлежащем расположении духа и не с чисто философским стремлением к истине, а с преступной жаждой к новизне или с корыстолюбивой целью.


* Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.
Дхаммапада.

+ И этот острый ум, который  мыслить мог, глушить в бубенчиках.
В. Гюго


* Ученые – те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями.
В. Вернадский.

* Сила мышления находится вне тела.
Гераклит


3. Приобретение.


а. Путь.

(Я одобряю только тех, которые ищут с болью в сердце.
Б. Паскаль).


* Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа.
Августин.

* Если душа способна к добродетели или к истинной любви, к преданности Музам или терпеливому философскому труду, она отыщет лестницу, по которой спустилась, и взойдёт по ней к своему Богу.
у Плотина.

* Или откажись от науки, труд этот очень велик, или занимайся ею с жаром, тогда и слава будет велика.
Теофраст.

+ Демосфен.
Устроил под землёй особое помещение, где каждый день отрабатывал сценические приёмы, укреплял голос и т.д.
Нередко он проводил там по несколько месяцев, предварительно обривая себе половину головы.
Шепелявый выговор исправлял набив камешками рот.
Голос укреплял тем, что разговаривал на бегу, или, поднимаясь в гору, произносил не переводя дыхания стихи или какие-нибудь длинные фразы.
Плутарх


* …дайте скорби срок, - она научит.
У. Шекспир

* Смотри в корень.
Козьма Прутков.

* Вот ум его и пошёл прогуливаться и пришёл в такое глубокое место, в котором и потерял себя.
Ф. Достоевский.

* Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной.
Н. Бор.

+ … В нас уми рiзнокольоровi. Чесно кажучи, я думаю, якби вони навiть вискочили з одного черепа, то полетiли б хто на схiд, хто на захiд, хто на пiвнiч, хто на пiвдень.
У. Шекспiр


* В философской дискуссии больше выигрывает побеждённый - он умножает знания.
Эпикур.

* Ритор Гимнасторас затрачивал огромные усилия, чтобы убедить дерево.
В. Гюго

+ Метод искусственного выдвижения и изощрённой защиты явно ошибочных построений с целью развития гибкого, недогматического, свободного от стереотипов мышления широко использовали великие итальянские мыслители эпохи Возрождения.

+ … Тутс пользовался теперь разрешением следовать особой учебной программе, главную часть которой составляло писание самому себе от имени выдающихся особ длинных писем, адресованных «П. Тутсу, эсквайру, Брайтон, Суссекс», и заботливое хранение их в пюпитре.
Ч. Диккенс


* Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
Пифагорейцы.

+ Мудрый смотрит в корень: я посмотрел в корень… Там всё по-прежнему.
Козьма Прутков


* Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром.
Лао Цзы

+ Коперник, вернувшись на родину, провёл остаток жизни, отдавая своё время церковным обязанностям, ведению бухгалтерских церковных книг, случайным медицинским консультациям и размышлениям о том, как устроена Вселенная.
Роджерс «Физика для любознательных».


б. Процесс познания.

* Мозг - это волшебный ткацкий станок, в котором миллионы сверхбыстрых челноков ткут всегда исполненный смысла, но вечно меняющийся узор.
Ч.С. Шеррингтон, Ноб. премия по медицине 1932.

* Как вода в пучину, к нему стекалась вся тьма вещей.
Чжуанцзы.

* Знание мудрого увеличивается подобно наводнению.
Книга Премудрости Сирахова 21, 16

+ Подсознание - река, непрестанно текущая через сознание человека.
У. Джеймс

+ Новости с источников Нила.
Э. Гофман


* Я рылся в материках, как в щепках.
А. Грин

+ - Что мы нашли? Да! Ваша правда. Ничего. Но если спросить наоборот, приятель, что мы можем найти? Вот тут вы со мной согласитесь. Все что угодно.
Ч. Диккенс


* Современные науки носят маски; если эти маски снять с них, они предстанут во всей своей красе. Для постижений их связи удерживать в памяти порядок их следования покажется не труднее, чем удерживать в памяти числовой ряд.
Р. Декарт.

* И я пошёл к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоём, но в устах твоих будет сладка, как мёд.
Откровение 10, 9.

* Я ненавижу читающих от безделия.
Ф. Ницше.


4. Вред познания.

а. Невозможность «плохого» знания.

* Невозможно «знать скверно».
Сократ у Платона.

+ Раз достигнув мудрости, он уже не сможет впасть в противоположное состояние, даже притворно.
Эпикур


* Плохой геометр не способен лгать.
Платон


б. Зло знания.

+ Уж если вас возмущают самые знаки, то как же вы будете возмущены, когда узнаете, какой заключён в них смысл!
Ф. Рабле


* Всякая идея утрачивает свою чистоту, лишь только она обнаруживает стремление осуществиться.
Э. Ренан

* Последовательность всегда ведёт к дьяволу.
П. Эренфест

+ Страстно хотите, чтоб разум
К свету вас вывел, но будет
Мраком погублен, кто взглянет
В бездны его, и утратит
Высшее счастье навеки.
Боэций.

+ Нечестиво слишком углубляться в исследование вопроса о боге, о мире и первопричине всего сущего.
Платон.

+ Сен-Сиран призывал к построению «внутренней библиотеки», советовал им тщательно взвешивать каждое слово и пропускать через сердце всю имеющуюся в голове науку.
(Б. Тарасов «Паскаль», 91)

+ Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Гельвеций

+ Сочинитель романов и театральный поэт — это публичный отравитель, отравитель не тела, а верующих душ, и должно смотреть на него как на лицо виновное в бесчисленных духовных убийствах, которые он уже совершил или может совершить своими вредоносными писаниями.
Николь.

+ Здравомыслящие люди не должны изучать литературу, чтобы не подвергаться чужому влиянию.
Антисфен

+ Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.
Б. Паскаль


* Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем.
Ф. Шиллер

+ Мудрый знает многое отроду –
А кому потребно ученье,
Те, как вороны,
Оба каркают болтливо и праздно
Против божественной птицы Зевса.
Пиндар

+ Людские лица искажены знанием. Но иногда из-под шрамов проступает лицо отрока, благословляющего жизнь.
А. Камю


* Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.
Лао Цзы

+ Он не думает. Вообще ни о чем. Умеет опорожнить голову от мыслей. Такое вот гениальное свойство. Очень удобно: в голову без мыслей Зло не заберется!
Мураками


* Обладание всевозможными знаниями без знания того, что является наилучшим, редко приносит пользу и наоборот, большей частью вредит своему владельцу.
Платон.

+ Мой мозг усердней, чем паук прилежный,
Сеть выплетает, чтоб врагов впоймать.
У. Шекспир.

+ Как только она решила отомстить, она почувствовала свою силу, работа мысли доставляла ей наслаждение.
Стендаль.

+ Глубочайшие умы бывают разрушены своей собственной силой и тонкостью.
М. Монтень.

+ Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины — олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в  нем,  так,  чтобы  от  них  нельзя  было  избавиться.  И  если  они  не  правильно  поняты  или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски.
Ф. Бэкон.


* Частичное знание ведёт к неверию, полное – к вере.
Ф. Бэкон

+ Ты всё-таки должен был бы знать, Критон, что выражаясь неправильно, мы вредим душам.
Сократ /Платон/.


* Ни одна наука, ни одно умение не существует ради зла.
Аристотель.


* И каждый, утомившись и пресытившись созерцанием, не смотрит больше на сияющую храмину небес.
Тит Лукреций Кар.


в. Боль.

+ Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Екклезиаст 1, 18.


* Страдание, - да ведь это единственная причина сознания.
Ф. Достоевский.

+ Бiль всiх навчає розуму.
Есхiл.


* Искренняя и смелая мысль есть часто страдание.
В. Вернадский

+ У меня невыносимые родовые боли в мозгу.
Лукиан


* Ницше говорил о «великой боли», которой «истина» пользуется когда ей нужно покорить человека. Истина точно ножом врезывается в нас.
Л. Шестов

+ Вжигать, чтобы сохранилось в памяти: только то, что не перестаёт болеть, сохраняется в памяти.
Ф. Ницше


* Нет слаще ничего уму, когда мученья
Его заволокли, как серый твой туман,
Чем вечные твои задумчивые тени.
Ш. Бодлер


г. Ужас.

+ Единственный критерий, по которому я могу судить о действительной важности новой идеи, является чувство ужаса, которое охватывает меня.
Дж. Франк


* Невыносимое внезапное сознание ударило в него как громом.
Ф. Достоевский

+ Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намёк; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец.
Ф. Достоевский.


* Всё, что выходит за пределы разума, чудовищно и хаотично.
М. Монтень.

+ Платон:
Когда бы мудрость и наука приняли телесные, зримые очертания, то весь мир был бы повергнут в полное смятение.
У Ф. Рабле.

+ Подобно ученику Агриппы, они, вызвав демона старины, не умели им управлять и сделались жертвами своей дерзости.

+ Непосредственное созерцание первофеноменов повергает нас в своего рода страх, мы чувствуем нашу недостаточность.
И.В. Гёте.

+ Там и тёмной Земли, и туманного Тартара,
И неистощимого моря, и звёздного Неба,
- Всех подряд – находятся истоки и концы,
Страшные, затхло-гнилые, они внушают жуть даже богам.
Орфей.


* Холод истекает от каждого глубокого познания.
Ф. Ницше.

+ В итальянских музеях есть маленькие расписные экранчики, которые священник держал перед лицом осуждённых, чтобы загородить от них эшафот.
Экзистенциальный скачок – это маленький экранчик.
А. Камю.


* Познающий ходит среди людей, точно среди зверей.
Ф. Ницше.

+ Когда я вернусь усталый, полумёртвый после долгих путешествий по просторам моей мысли, в чём сердце найду я отдохновение?
О. де Бальзак.

+ В философической пустыне.
А. Пушкин.


* Разве не странно тебе, как и мне, что ни с того, ни с сего ты оказался ничуть не ниже в мудрости любого из людей и богов?
Платон.


д. Не-знание (ошибки знания).

+ Есть такие гениальные ошибки, которые оказывают возбудительное влияние на умы целых поколений.
Д. Писарев


* Причины ошибок
… что скорее может вовлечь нас в самые нелепые заблуждения и промахи, чем выбор фантазий в качестве высшего и единственного руководителя и вера в истинность положений и правильность действий исключительно на основании веры в это?
Д. Локк


5. Пустота и бессилие познания.

+ Когда я читаю теперь о замечательных ученых, которые удивляют все человечество, я спасаюсь от чувства благоговения, обращаясь к воспоминаниям о заветном местечке у камина в доме...
«Учёный Фиоргал»


а. Сомнение.

* Что значит – знать? Вот в чём всё затрудненье!
Кто верным именем младенца наречёт?
И.В. Гёте.

* Человеку, не работающему профессионально в науке, трудно поверить, сколько доводов можно привести в пользу каждой из 5-6 противоречащих друг другу теорий.
Р. Фейнман.

* Нет, нет, мы  ничего не чувствуем и не видим; все вещи сокрыты для нас, нет ни одной, о которой мы в состоянии были бы установить, что она такое.
Эмпедокл.

* Мне нужно, чтобы они мне сказали, чувствую ли я действительно то, что мне кажется; и если я действительно это чувствую, пусть они объяснят мне название, все свойства и следствия тепла и холода, все качества действующего начала и начала, на которое воздействуют.
М. Монтень.

* Мы не знаем, знаем ли мы что-нибудь или ничего не знаем; и вообще мы не знаем, существует ли что-нибудь или нет ничего.
Эпикур


б. Бессилие Знания.

+ У кого та мысль, разумная иль глупая, найдётся, которой бы никто не ведал до него?
Гёте


* … как будто, коль скоро им известно то, что совершается, так они и сами могут совершать то же самое.
Апулей

* Детские игры (говорил) он про человеческие мысли.
Гераклит у Ямвлиха

+ Игра познания - если кто узнает множество подобных вещей или даже все их, он ничуть не лучше будет знать самый предмет - какова его суть, - а сумеет лишь забавляться с людьми.
Сократ у Платона.

+ Не знаю, каким я могу показаться другим, но самому себе я кажусь лишь мальчиком, который играя на берегу моря, развлекается тем, что время от времени отыскивает то более плоские голыши, то более красивые раковины, чем обычно, а ещё неизведанный великий океан истины простирается передо мной.
И. Ньютон

+ Он заключил всю природу в маленький, изящный компендиум, так что всегда мог с удобством ею пользоваться и на всякий вопрос извлечь ответ, как из выдвижного ящика.
Э. Гофман


в. Бессмысленность.

* Бог лучше познаётся неведением.
Августин.

+ То, что, как мне казалось, постичь всего труднее, вовсе не нуждается в изучении.
Ж.Ж. Руссо


* Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!
А. Платонов.

* О, какой сладостной, мягкой, удобной подушкой для разумно устроенной головы является незнание и нежелание знать!
М. Монтень.

* Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли – всё это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный.
А. Камю.

+ Что мне до Плеяд и до Волопаса?
Анакреонт.

+ Решение различных проблем мироздания не столь уж существенно.
Иоанн Дамаскин


* Книги Присциана, Аристотеля, Юстиниана, Грациана, Гиппократа, Галлена, согласен, превосходны, но не учат спасению души.
Робер де Сорбон.

* Если бы мы даже умели превращать в золото скалы, это знание не имело бы для нас никакой цены.
Сократ у Платона.

+ О знании Анаксагора и Фалеса говорят, что оно чрезвычайно, удивительно, тяжёло, демонично, но бесполезно.
Аристотель.

+ Чжу Легкомысленный был учеником Урода Полезного, учился убивать Драконов. Разорил свою семью, обладавшей тысячью золотом, и за три года овладел мастерством. Однако своему искусству он не нашёл применения.
Чжуанцзы.

+ Наименования трудов у Рабле:
«О способе каканья».
«Об употреблении горчицы после еды в 14 книгах».

+ Не беда, Евгений; я бы снял с тела рубашку и дал пережечь ее на трут, только бы удовлетворить пытливого исследователя, желающего сосчитать, сколько искр можно всечь ей в зад при хорошем ударе хорошим кремнем и огнивом.
Л. Стерн.


* Многознание уму не научает.
Гераклит

+ Исследования психологов за последние полвека подвергли основательному сомнению надежды, возлагаемые на то, что некоторые навыки, приобретённые при прохождении курса, могут принести реальную пользу и в повседневной жизни.
Э. Роджерс «Физика для любознательных».


* Не почитай знание заодно с мудростью.
Пифагорейцы.

* Жаждущий – всем мудрости заветам
Глоток единый предпочтёт воды.
Софокл.

+ Было ли кем-нибудь установлено, что наслаждение и здоровье доставляют большую радость тому, кто сведущ в астрологии и грамматике?
М. Монтень


* Действительность производит совсем другое впечатление, чем знание и слухи.
Ф. Достоевский.

* Занимающиеся долго философией выходят большею частью людьми странными, чтобы не сказать негоднейшими; многие философы делаются бесполезными для общества.
Платон.

+ Знание физики не утешает меня в незнании начал нравственности в момент страданий.
Б. Паскаль


* Нелепо по мысли Сократа, если, не смотря на имеющиеся у человека знания, верх в нём одерживает нечто иное и таскает его за собою, как раба.
Аристотель.

* Благодаря одному только знанию того, что правосудно, добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению такого в поступках.
Аристотель.
 
+ Позднее Сен-Сиран все неохотнее занимался «ремеслом ученой собаки» и заявлял, что страсть к знанию, с которой он родился, скорее повредила ему, нежели послужила в приобретении истинной добродетели и даже в понимании чистой истины, ибо усилия в интеллектуальном плане возбуждают лишь гордость, вызываемую похвалами тех, кого свет именует своими мудрецами.
(Б. Тарасов «Паскаль»)

+ Диоген говорил, что люди состязаются в рытье ям и подножках, а в добродетели – никто.

+ Диоген: музыканты умеют настраивать струны на лире, а собственный нрав настроить никак не могут.


* Не надо мне трусливых рассуждений:
Они – рабы медлительных отсрочек;
Им вслед ползёт улиткою бессилье.
У. Шекспир.

* Африканец (бамбара):
Вам, европейца, никогда не понять нас – ни вам, ни вашей науке: для нас не существует вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?».
В. Арсеньев «Звери. Боги. Люди».

* Э, да вы меня не понимаете, - отвечал Санчо, - а потому и нет ничего удивительного, что изречения мои кажутся вам чушью.
М. Сервантес.

* События налегли, как ветер, и мысли мои закрутились в уме, как осенние сухие листья.
Ф. Достоевский.

* Когда умрём, то все до одного
Познаем, что не знаем ничего.
Ибн Сина.


г. Невозможность.

+ Так вот и ты: постоянно держишь в руках книгу и читаешь ее, но из прочитанного ничего не понимаешь и оказываешься тем ослом, который слушает игру на лире, хлопая ушами.
Лукиан

+ Все, что приходит в голову дедушке мистера Смоллуида, является туда в виде личинки и навсегда остается личинкой.
Ч. Диккенс


* Изречь и мыслить нельзя то, чего нет.
Парменид.

* Непостижимость мирозданья
Даёт нам веру и оплот.
И.В. Гёте.

* Истина - на дне бездны.
Демокрит.

* В отличии от возможности действительность не может быть объектом логического понимания.
У Кьеркегора.

* Лишь имена всё зная будешь знать.
У. Шекспир.

* Можно называть или сравнивать вещи, но нельзя их определять.
Киники.

* Петух кукарекает, собака лает – таково познание человеком.
Чжуанцзы.

* Что знаешь ты? – Что? Мух от молока
Я отличаю: чёрное на белом.
Ф. Вийон.

* Если вы сосредоточите все усилия своей мысли на том, чтобы уловить бытие, это будет равносильно желанию удержать в пригоршне зачерпнутую воду.
М. Монтень.

+ Пытаться коснуться (=постичь) (бытие) напряжением мысли всё равно, что хватать воду.
Плутарх.


* Гоняющийся за знаниями уподобляется тому мужику, который, уронив топор в воду, остановился на мосту, поджидая когда в реке стечёт вся вода.
Жак де Витри.

* Невероятным кажется утверждение, что знание возможно, если все вещи переменчивы и ничто не остаётся прежним.
Платон.

+ Кратил об изменении предпочитал вообще не высказываться. Когда его о чём-либо спрашивали, он только двигал пальцем, давая этим понять, что то о чём спросили, уже не то.


* Никто не обнимет необъятного.
Козьма Прутков.

* Наверное, Вы ничего-ничего не знаете, а стремитесь к тому, чтобы знать всё. Я встречался с такими - всегда хотелось надавать им каких-нибудь детских книжек… или по морде. Мокрой сетью.
Б. Клюев «Между двух стульев».

* Плюнь тому в глаза, кто скажет, что сможет объять необъятное!
Козьма Прутков.

* Состояние, когда больной знает, что всё происходящее вокруг него что-то означает, но не может ухватить смысла событий, крайне мучительно.
Р. Лидеман «За гранью психического здоровья».

* Подлинный вид богов почти нестерпим, невыносим для глаз простых смертных.
у Гомера.

* Мы вчерашние, и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень.
Иов 8, 9.

* Когда-то я, Ваш слуга, мог это сделать, но человека того материала уже давно нет.
Чжуанзцы.

* Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.
А. Сент-Экзюпери.

* Мне из людей всего понятен тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
Ф. Вийон.

* Опять скажу - никто не обнимет необъятного!
Козьма Прутков.


++ Ошибаются те, кто думает, что наука возможна в любом обществе. Существуют культурные традиции, которые препятствуют возникновению и росту определенных понятий.
Д. Антисери, Д. Реале


д. Пределы познания.

+ Иные губят свое зрение, глядя прямо на Солнце, не довольствуясь его отражением в воде или в чем-либо другом. И я думал со страхом, как бы мне не ослепнуть душой, рассматривая  вещи  глазами  и  пытаясь  коснуться  чувствами.
Платон «Федон».


* … всякий раз, как душа хочет бросить взгляд за пределы первоначальных идей, получаемых нами от ощущения или рефлексии, и вникнуть в их природу и способ их образования, мы находим, что она не открывает ничего, кроме своей собственной близорукости.
Д. Локк

* … простые идеи, получаемые нами от ощущения и рефлексии, суть границы нашего мышления, дальше которых, несмотря ни на какие усилия свои, душа не может подвинуться ни на йоту и не в состоянии что-то выявить, когда она пытается проникнуть в природу и скрытые причины этих идей.
Д. Локк

* Эта очевидность велика настолько, насколько это желательно для нас: она так же достоверна для нас, как наше удовольствие или страдание, т. е. наше счастье или несчастье. И дальше этого нам нет дела ни до познания, ни до бытия.
Д. Локк


е. Исчезновение.

+ Не будь членом учёного общества: самые мудрые, когда они составляют общество, делаются простолюдинами.
Пифагорейцы.


* Очень легко позабыть те моменты, когда ты понимал мир.
Р. Бах.

+ Я был ослеплён своими изысканиями до такой крайней степени, что мне казалось, я перестал знать всё то, что знал раньше.
Платон.


6. Счастье познания (Преображение).

а. Тайна.

+ В подлинниках Евклида и Гаусса содержится такая же живительная сила, как и в подлинниках Шекспира.
Д. Стройк.


* Чуждые таинства, прочь!
Вергилий.

+ … верное понимание оракула превращалось в своеобразное испытание благочестия.
Флавий Филострат

+ Когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось её в средину Евфрата.
Иеремия 51, 63.


* Я вопрошал свой разум, требовал от него ответа, что он собой представляет; вопрос этот всегда приводил его в замешательство.
Вольтер

+ И так крепко задумался Тристан о королеве Изольде, что не знал и сам, спит он или бодрствует.
Роман о Тристане и Изольде


* Во всякой гениальной или новой человеческой мысли, или просто даже во всякой серьёзной человеческой мысли, зарождающейся в чьей-нибудь голове, всегда остаётся нечто такое, чего никак нельзя передать другим людям, хотя бы вы исписали целые томы и растолковывали вашу мысль 35 лет; всегда останется нечто, что ни за что не захочет выйти из под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрёте, не передав никому, может быть, самого-то главного из вашей идеи.
Ф. Достоевский.

* Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.
И.В. Гёте.

+ Истины, доказанные Евклидом, были бы справедливы и тогда, когда в природе не существовало бы ни круга, ни треугольника.
Д. Юм.


* Наука – словно солнце. Дерзкий взор
Теряется в её небесных тайнах.
У. Шекспир.

* Не знаю, каким я могу показаться другим, но самому себе я кажусь лишь мальчиком, который играя на берегу моря, развлекается тем, что время от времени отыскивает то более плоские голыши, то более красивые раковины, чем обычно, а ещё неизведанный великий океан истины простирается передо мной.
И. Ньютон.

* Мы только вслушиваемся в затаённую мглу мироздания.
А. Лосев.

+ Там, вовне, был этот большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка.
А. Эйнштейн.

+ И в небе и в земле сокрыто больше,
Чем снится вашей мудрости, Горацио.
У. Шекспир.

+ За вещами должно быть что-то ещё, глубоко скрытое.
А. Эйнштейн.

+ Мы должны осторожно судить о мире, да простит нам небо, ибо мир полон священных тайн.
Ч. Диккенс.

+ В священнiм гаю ти помiтив лиш дрова.
Горацiй.


* Никакое событие не кажется мне невероятным, если в нём замешаны боги.
Пиндар.

+ Бог, достигший совершенства в своей божественной участи, находится за пределами удовольствия и страдания и во всём причастен лишь разумности и познанию.
Платон.


* О тайне мира пусть хотя бы лепет…
И.В. Гёте.

* Его отец-лесничий оставил ему библиотеку из дешёвых книг самых последних, нечитаемых и забытых сочинителей. Он говорил сыну, что решающие жизнь истины существуют тайно в заброшенных книгах.
А. Платонов.

* Луч светозарный,
Где вечных тайн пестуют людям цвет святой
Могучие богини.
Софокл.


б. Дерзание.

+ Чему по-настоящему нельзя не поражаться, так это тому, что мы вновь и вновь оказываемся в состоянии разгадывать тайны природы.
Е. Намбу.

+ Если он не ожидает неожиданного, то не найдёт сокровенного и трудно находимого.
Гераклит


* И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоит раскрыть сию книгу и снять печати её?
Откровение 5, 2.

+ Истина открыта для всех, ею никто не завладел.
Сенека.


* Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания.
Г. Гегель.

+ Нет ничего ни столь далёкого, чего нельзя было достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.
Р. Декарт.

+ Нет пределом моему изумлению тому, как мог разум Аристарха и Коперника произвести такое насилие над их чувствами, чтобы вопреки последним восторжествовать и победить.
Г. Галилей.


* В своём стремлении к познанию человек уподобляется Богу.
у Фичино.


* Нет такой земли, которая упиралась бы в небо и была непроходима для человеческого рода.
Ганнибал.

+ Экспедиция Скотта. Гибель.
До конца тащили лишние фунты ископаемых образцов (доктор Уилсон).


* Кто постоянно напрягает мысль,
Тому подвластны чувства,
Как возничему - послушные кони.
Упанишады.

* Кони, которые меня несут, - доставляли меня
так далеко, как только может достичь дух (мысль).
Парменид.


в. Величие.

+ Где найдётся душа, наделённая римской твёрдостью, чтобы противодействовать одной и той же мысли, повторяемой в течении целой жизни?
Стендаль.

+ Постоянно размышлять о чем-нибудь прекрасном есть дело божественного ума.
Демокрит


* Вселенная своей неизмеримой громадностью, безграничным разнообразием и красотой, которые сияют в ней со всех сторон, повергает дух в немое изумление.
И. Кант.

* Разве не задумаешься над этим и не содрогнёшься от такой глубины?
Августин.

* … и в тот же миг,
Как некий ангел, появился разум.
У. Шекспир.

+ Разум похож на истину – он один.
Ж. Лабрюйер.

+ Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что мудрое ото всего обособлено.
Гераклит.


* Разбегаются страхи души, расступаются стены
Мира – и вижу я ход вещей в бесконечном пространстве.
Лукреций.

+ Вселенная обращается с нами, как если бы мы были всезнающими.
А. Боннар «Греческая цивилизация».

+ Древний Египет. «Изумрудная скрижаль».
Ты отделишь землю от огня, воздушное от грузного, с величайшей тщательностью и осторожностью; ты обретёшь славу всего мира, и мрак удалится от тебя. Это начало совершенства, средоточие природы всех тел.


* Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий муж овладевает миром.
Лао-Цзы.

* Большое знание безмятежно-покойно.
Малое знание ищет, к чему приложить себя.
Чжуан-Цзы.


* В его знании нет пробелов, он не меняется вместе с изменением вещей.
Чжуан-Цзы.

+ Углублённые занятия философией делают мудреца похожим на бога.
у Пифагора, Платона.


г. Свет.

+ Учение моё, как зрачок глаз твоих.
Притчи 7, 2.


* Максвеллу:
Ты помнишь свою первую мысль?

* Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, когда первый проблеск мало-помалу обратится в полный и блестящий свет.
И. Ньютон.

+ Он ещё долго играл один при свече, отдаваясь музыке всеми чувствами и помыслами. И вдруг он осознал, что постиг тайну искусства.
Пу Сунлин

+ … и тут только вспомнил, что сегодня – девятнадцатое марта, да так неожиданно, словно кто меня толкнул или по голове стукнул.
Ч. Диккенс


* Разбросанные мысли его вдруг соединились, ощущения слились воедино и всё дало свет. Страшный, ужасный свет!
Ф. Достоевский.

* С этого времени его уже не покидало чувство поразительных открытий, подобно искре в пороховой ступке Бертольда, - одного из тех душевных обвалов, из-под которых вырывается, сверкая, огонь.
А. Грин.

* Когда-то сразу появилось 10 солнц, они осветили всю тьму вещей.
Лецзы.

+ … нельзя отрицать способность бога просветлять ум лучом, направленным непосредственно в душу из источника света.
Д. Локк

+ Оригинальные книги разбросаны там и сям в ночи времен, как солнца в пустынях мирового пространства, чтобы осветить его мрак.
Гельвеций

+ Сколько возвышенных истин живет и действует, властвуя или светясь среди нас, и никто не знает, ни откуда явились эти внушительные силы или блестящие светочи, ни как они пронеслись через времена и пространства.
П. Чаадаев


* Яркий свет озарил меня, освещая предо мной всё скрытое ранее.
Лукиан.

* Вдруг раскрывается всё, что скрывалось в молчании ночи.
Неизвестный грек.

+ И правда, как звезда, в ночи открылась.
Данте.


* Человек, обладающий высшим разумом седлает луч и исчезает вместе со своим телом. Это называется осветить безбрежное.
Чжуанцзы.

* И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.
Данте.

+ Идея Бога, постигаемая только высшим родом познания, интуицией, является самой ясной изо всех идей нашего ума.
у Спинозы.

+ Когда нам удается обрести видение и понимание целого, внутри которого мы живем, неизбежно меняется наше понимание смысла жизни, появляется более точная иерархия ценностей, меняется наше отношение к повседневности. Переживание истины несет огромный заряд энергии. Образ идеального государства Платона построено благодаря этому богатому источнику энергии.
Д. Антисери, Д. Реале


* Мысль его продвигалась ощупью, медленно и грозно, и почему-то под стук копыт, покуда вдруг на простор из тьмы не вырвался прекрасный гордый всадник на гордом скакуне, и тогда мысль его, продвигавшаяся ощупью, тоже вырвалась на простор, ослепительная и простая, - и это было не оправдание и даже не объяснение, а как бы подобие божие, одинокое, понятное, не доступное грязнящему человеческому прикосновению.
У. Фолкнер.

* Что именно было в этой мысли такого захватывающего, он не мог бы и разъяснить себе; он только чувствовал, что поражён до сердца, и стоял в испуге, чуть не мистическом.
Ф. Достоевский.

+ Внезапный и неугасимый более свет, который озаряет нас при изучении Канта после более или менее длительных усилий.
К. Ясперс.


* Это не может быть выражено в словах, как остальные науки; только если кто постоянно занимается этим делом и слил с ним  всю  свою  жизнь,  у  него  внезапно,  словно  засиявший  от  искры  пламени  свет,  рождается  это сознание и затем само себя питает.
Платон.

* Псы-мысли о божественных делах, пожирают этого Актеона, делая его свободным от пут смятенных чувств.
Дж. Бруно.

* Он почувствовал, как жарко стало у него в груди, будто сердце, заключённое и томившееся в нём, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив всё его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг всё, что знал прежде, гораздо точнее и действительней.
Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.
А. Платонов.

* Думалось одно лишь хорошее, тёплое и грустное, о чём можно думать, не утомляясь, хоть всю жизнь.
А. Чехов.


д. Радость.

* Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни.
М. Монтень.

+ О мысль! Какой прекрасной ты делаешь нашу жизнь!
Бальзак.


* Кто говорит, что не наступило или уже прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или ещё нет, или уже нет времени.
Эпикур.

* Божественная философия!
Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты как лютня Аполлона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоём пиру тот сладостный нектар, от которого нет пресыщения.
Д. Мильтон.

+ Он вкусил прекрасный напиток поэзии, чистый – геометрии, терпкий – диалектики и, наконец, нектар философии.
(Апулей)


* Высшая радость – радость познания.
Феодор из Кирены.

+ … познавать всегда все ясно и отчетливо, благодаря чему неизменно возникает бесконечное или совершеннейшее удовольствие, которое не может отказаться делать то, что оно делает.
Б. Спиноза


* Чувствуешь ли ты как эти истины проникают в твою душу?
Боэций.

* Принято считать, что философия заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и непоколебимости.
Аристотель.

* Знать, молодой человек, не значит ли это наслаждаться интуитивно?
О. де Бальзак.

* Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями – значит получить такое удовлетворение, какое дают только высшая красота и правда.
Д. Менделеев.

+ Обнаруживаемая совместимость двух или более эмпирически разнородных законов природы под одним охватывающим их принципом есть основание весьма значительного удовольствия, часто и восхищения, даже такого, которое не прекращается, хотя мы уже достаточно знакомы с предметом.
И. Кант


* Счастлив тот, кто проникает в тайны познания. Его не завлечёт губительная для всех политика, он никого не обидит. Как зачарованный всматривается он в вечно молодую и бессмертную природу, исследует её нерушимый порядок.
Еврипид.

+ … заворожений, бачу
Що вiдбувається в нас пiд ногами – в пустелi бездоннiй.
Це споглядання якусь неземну в мене будить утiху,
Кидає в дрож, бо могутнiстю думки твоєї природа,
Мов одслонившись уся, в наготi цiлковитiй постала.
(Всё это некий восторг поселяет в меня и священный
Ужас, когда сознаю, что силой твоею открылась
Вся природа везде и доступною сделалась мысли).
Лукреций


* Лучше было бы найти одно причинное объяснение, чем получить Персидское царство.
Демокрит.

* Любовные наслаждения безмерны, но эти горячие наслаждения несравнимы со светлой радостью исследования и познания.
Л. Фейхтвангер.

+ Способность мыслить одна из страстей, и она может давать более длительное наслаждение, чем любая другая страсть.
Б. Шоу.

+ Умственное наслаждение. Сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания, оно превосходит кратковременную силу любого плотского наслаждения.
Т. Гоббс.


* Все потребности человека настолько пресыщаются преходящими вещами в случае их избытка, что последние вызывают в нём отвращение, исключая одну только жажду знания, которая никому не досаждает.
А. Дюрер.

* Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всём пересиливает и удовольствия и всё прочее.
Платон.

* Я наслаждаюсь книгами, как скупцы своими сокровищами, уверенным, что смогу насладиться ими, когда пожелаю.
Нет слов, чтоб высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить.
М. Монтень.

+ Как переполненные соты
Ряд книжных полок.
М. Цветаева


* То огромное удовольствие, которое я получил от этого открытия, описать словами невозможно. Я больше не считал, что время потеряно зря; я не уставал от моего труда; я не пренебрегал тяжёлой работой по вычислению и проводил дни и ночи за расчётами, пока не оказался в состоянии ответить на вопрос, даёт ли моя гипотеза согласие с орбитами Коперника или же моя радость эфемерна.
И.Кеплер.

+ Соответствие орбит планет правильным многогранникам; оказалось «эфемерным».


* Есть в математике нечто возвышающее человеческий восторг.
Ф. Хаусдорф.

* Вы не представляете себе, каково это – найти полностью сохранившуюся в известковых сланцах ископаемую рыбу палеотриссум микроцефалум!
А. Седжвик.

+ Моё сердце устраивало нечто вроде рыбной ловли
На Пиэрид.
Керкид


* Вiн утiшався нi з чим не зрiвнянною радiстю почувати себе письменником i грiвся у променях того осяйного спалаху самолюбства, який буває лише раз у життi.
Бальзак.

* Люди, о которых они знают всю подноготную, конечно, не придумали бы, какие интересы руководствуют ими, а между тем многие из них этим знанием, равнявшемуся целой науке, положительно утешены, достигают самоуважения и даже высшего духовного довольства.
Ф. Достоевский.

* Какое же наслаждение наблюдать за работой собственной головы, решающей мировые проблемы!
Р. Бах.

* У способного к мышлению никогда не будет недостатка в удовольствии.
Аристотель.

* У мудрого дух привыкает черпать наслаждения из самого себя.
Демокрит.

* На коленях у благословенных мужей, живущих в горних пещерах и восторженно размышляющих о Высшем, сидят птицы и льют слёзы умиления, струящихся из глаз, опьянённых радостью Брахмы.
Бхартрихари.


е. Мудрость.

* Премудрость.
Она парила высоко над ним на облачном троне: она блистала, как утренняя звезда, и сияла, как раскалённое солнце; венцом её была вечность, одеянием её – блаженство, речью её – сладостность, станом её – предел всяческого желания; она была далёкой и близкой, вознесённой горе и спустившейся долу; она была пред очами – и всё же сокрытой; она давала подойти к себе – и никто не мог коснуться её.
Сузо.

* Смотри! Я пресыщен своею мудростью, как пчела, которая собрала чересчур много мёда; мне нужно, чтобы ко мне протягивали руки.
Ф. Ницше.

* Мудрость в том, чтобы знать всё как Одно.
Гераклит.

+ Мудрость мира сего – глупость для Бога.
1-е Коринфянам 3.19.


* Мудрец – человек, достигший высшей ступени знания, познавательной Любви к Богу.
у Спинозы.

* Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
Дхаммапада.

* Философией нужно заниматься до тех пор, пока военачальников не станут считать простыми погонщиками ослов.
Кратет Фиванский

+ Образованным человеком может считаться тот, кто одними глазами смотрит на ученого брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда.
Бхагавад-Гита.


* О, как покойно сердце мудрого!
Чжуан Цзы.

* Раз достигнув мудрости, он уже не сможет впасть в противоположное состояние, даже притворно.
Эпикур.

* Я мудр поневоле.
Сократ у Платона.

* Друг мой, я замечаю, что в голове моей целый рой мудрости.
Платон.

* Мудрым (Существом) можно считать только Ум, могущий править всей Вселенной.
Гераклит