Творчество

Серж Гончаров
(* - левая колонка («основное»);
+ - правая колонка («дополнительное», «поясняющее», «похожее» и т.д)).

*******

Содержание.

Творчество

1. О Творчестве
а. Трудность
б. Природа
в. Простота
г. Самодостаточность

2. Спектр творчества
а. Образ
б. Звук
в. Слово

3. «Подготовка» к творчеству
а. Предназначение
б. Условия к творчеству
в. Условия к творчеству. Исступление
г. Условия к творчеству. Чистота
д. Условия к творчеству. Любовь

4. Процесс
а. Рождение
б. Процесс
в. Бессознательность
г. Реальность творчества для творца

5. Влияние творчества на других
а Власть творца
б. Реальность творчества
в. Воздействие
г. Действие слова, имени

6. Вред и пустота творчества
а. Отношение к творцам
б. Отношение творца. Ненависть писателя
в. Память. Исчезновение
г. Бессилие
д. Боль
е. Зло

7. Счастье и грандиозность
а. Тайна
б. Состояние творца
в. Состояние творца. Радость
г. Величие
д. Вечность


*******
*******

Творчество.

+ Цель искусства – придать излишним для жизни ощущениям своего рода необходимость и полезность.
П. Валери.


1. О Творчестве.

+ … отныне дозволено писать по-французски столь же непринужденно, как по-явански, где, по слухам, пишут безразлично сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо, не терпя от того никаких неудобств.
П. Чаадаев


а. Трудность.

+ Всё, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество.
Платон.


* Нелёгок путь
К никем ещё не сказанному слову.
Вакхилид.

+ У кого та мысль, разумная иль глупая, найдётся, которой бы никто не ведал до него?
Гёте.

+ На его письменном столе лежит пожелтевшая от времени бумага без единого чернильного пятнышка; говорили, что этой бумажке уже двадцать лет.
Ч. Диккенс


* Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному.
Сократ.


б. Природа.

+ Вселенная, как и всё материальное, в сущности, выглядит ужасно пошло и узко, если сравнивать её с широтой лба, созданного кистью Рафаэля.
С. Дали.


* Музыка не является отражением мира явлений, а самостоятельной речью воли, вещающей непосредственно из «бездны», как её наиболее настоящее, первоначальное, непосредственное проявление.
Ф. Ницше.

+ Древний Китай.
Музыка, выражая космический ритм бытия, взращивает всё живое.


* Природе достаточно её собственных снов.
Демокрит.

+ Только в одном этом месте природа явно осталась довольна своим творением.
Плиний Старший.


* Всё творчество природы предо мной!
И.В. Гёте.

* Не следует ли нам подражать плодородным полям, приносящим намного больше, чем они получили?
Цицерон.

+ Стоики:
В своём творчестве природа большей частью попирает справедливость.

+ Свою записную книжку Ньютон называл «садом».


* Магический дар поэта улавливает свет, которого не было ни на море, ни на суше.
В. Уордсвот.


в. Простота.

* Величайшее искусство похоже на неумение.
Лецзы.

* Самые лучшие книги те, при чтении которых люди верили бы, что они сами могли бы их написать.
Б. Паскаль.


г. Самодостаточность.

* С меня довольно очень немногих, с меня довольно и одного, с меня довольно если даже не будет ни одного.
Гераклит.

+ Я могу сотню лет подождать читателя, ведь Бог тоже ждал свидетеля своих деяний 6 тысяч лет.
И. Кеплер.


* Сократ на глазах у всего греческого войска простоял в экстазе целый день и целую ночь, целиком охваченный и взволнованный какой-то глубокой мыслью.
М. Монтень

* Гелиодор «Эфиопика».
Легенда, что ему предложили епископский сан в г.Трикке (Фессалия) если он отречётся от своего романа и сожжёт его. Гелиодор отказался.
М. Монтень.


2. Спектр творчества.

а. Образ.

* Напряженная работа, чтобы согласовать шесть основных цветов, глубочайшая сосредоточенность, тонкий расчет, умение решить тысячу вопросов в какие-нибудь полчаса - да тут необходим самый здоровый ум! И притом абсолютно трезвый... Когда я пишу солнце, я хочу, чтобы зрители почувствовали, что оно вращается с ужасающей быстротой, излучает свет и жаркие волны колоссальной мощи! Когда я пишу поле пшеницы, я хочу, чтобы люди ощутили, как каждый атом в ее колосьях стремится наружу, хочет дать новый побег, раскрыться. Когда я пишу яблоко, мне нужно, чтобы зритель почувствовал, как под его кожурой бродит и стучится сок, как из его сердцевины хочет вырваться и найти себе почву семя.
Гоген

(* Предполагаемая аксиома:
Человек интуитивно стремится воспринимать мир гармонически (при этом он получает наибольшее удовлетворение при прочих равных условиях).
Одно из условий гармонического восприятия – деление пространства на части, соотносимые друг с другом также, как соотносятся геометрические отрезки в соответствии с золотой пропорцией.
(Золотое сечение /пропорция/: 1,618/1 = 1/0,618).
* Факт. Картина Сурикова «Боярыня Морозова».
«Применение» золотого сечения на полотне (идея Эйзенштейна):
Золотое сечение от правого края картины проходит перед ртом боярыни.
Итог: мы «видим», что говорит (кричит) героиня.
Следствие: невидимое стало видимым).


* Ещё многое откроется через живопись.
А. Дюрер.

+ Нарисовал он однажды петуха, да так скверно и до того не похоже, что пришлось написать под ним крупными буквами: «Это петух».
М. де Сервантес.


б Звук.

* Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Ф. Ницше.


в. Слово.

(Помимо отпечатков пальцев, уникален также отпечаток языка каждого человека).

* В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог.
От Иоанна 1, 1.

+ По Гоббсу слова – это игральные фишки умных людей и деньги глупцов.
Болингброк


* Слова Гомера - единственные слова, наделённые движением и действием.
Аристотель.

+ Я попытался поймать слова, но, казалось, если можно так выразиться, они скользили прочь от меня на коньках, плавно и быстро, и задержать их было невозможно.
Ч. Диккенс

+ Казалось, будто эти слова в его устах вполне осязаемы и необыкновенно приятны на вкус.
Ч. Диккенс


3. «Подготовка» к творчеству.

а. Предназначение.

* Художники, как вестники древних трагедий, приходят к нам, в разумную жизнь, с печатью безумия и рока на лице.
А. Блок.

+ Культура, litterae (словесность) требует всего человека, без остатка, ничего не предлагая взамен: ни денег, ни удовольствий; только труды и бдения.
У Альберти.

+ Лейтенант, пианист, который живёт ради своего искусства.
Из досок от ящиков он сколачивает беззвучное пианино. И играет по 6-8 часов в день. Он слышит каждую ноту. Иногда лицо его светлеет.
У Двингера. (А. Камю).

+ Поэты одержимы Музой, как металлические кольца магнитом.
Платон.


* Я хотел стать вторым Микельанджело, но обнаружил, что не умею рисовать.
Хотел быть музыкантом, но обнаружил, что не умею играть.
Пожелал стать певцом, но выяснилось, что у меня нет голоса.
Я не собирался писать, это случилось само собой, помимо моего желания.
Б. Шоу.


б. Условия к творчеству.

* Трубу к устам твоим!
Осия 8, 1.

* И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Иеремия 1, 9.

* Как бы можно было создавать, если бы были боги!
Ф. Ницше.

+ Эти авторы побуждают нас к тому, чтобы мы сами творили.
М. Фичино.


* Капли не оставляй на дне чернильницы.
М. Сервантес.

+ - Понимаешь... Вот ты устал, да? Но для тебя усталость - будто дополнительная энергия. И это для меня загадка.
Мураками.

+ Самые счастливые вдохновения озаряют меня всегда в часы глубочайшего страха и нужды.
О. де Бальзак.

+ Ни один дом нельзя построить только из камней и извести.
А. Эйнштейн.

+ Чтобы творить – надо думать около.
Сурье.


* Художник должен быть рыцарем в полных доспехах и в символических поисках святого Грааля.
Пеладин.


в. Условия к творчеству. Исступление.

* Поэт может творить лишь тогда, когда становится вдохновенным и исступлённым и не будет в нём более рассудка, а пока у человека есть этот дар, он не способен творить и пророчествовать.
Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишённые рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подаёт свой голос.
Платон.

* Пророчествуя надо быть вне себя, и наш рассудок должен быть помрачён либо сном, либо какой-нибудь болезнью, либо он должен быть вытеснен каким-то сошедшим с небес вдохновением.
Платон.

* И подумал: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его: но было в сердце моём как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился удерживая его, и - не мог.
Иеремия 20, 9.

* Без безумия не может быть ни один великий поэт.
Демокрит.

+ Воображение Гераклит называл падучей.
Диоген Лаэртий

+ Мысль эта, как коротко пролитая струя, плеснулась и разбилась бесформенно.
А. Грин.

+ Идеи кишат, они словно охвачены безумием.
О. де Бальзак.

+ Всяческое воздержание – как половое, так и в сфере питания – порождало кошмары и видения.
А. Гуревич «Культура средневековой Европы…»

+ Прекрасны только те вещи, что продиктованы безумием и написаны разумом.
А. Жид.

+ Предположения на первый взгляд не кажущиеся сумасбродными, ныне обречены на крах.
Ф. Дойсон.

+ Без постоянства и устремлённости к определённой цели большая фантазия есть своего рода сумасшествие.
Т. Гоббс.

+ Внезапно вырывается некая идея - и с быстротой молнии проносится по бесконечным пространствам.
О. Бальзак.

+ Нужно иметь в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.
Ф. Ницше.


г. Условия к творчеству. Чистота.

* Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.
Притчи 26, 23.

* Из уст пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог.
Эфроимсон

+ Они (спартанцы) так благоговели перед поэзией Тирпандра, Спендонта и Алкмапа, что рабам запрещалось петь их стихи; это было, по их мнению, профанацией божественных вещей.
Гельвеций


д. Условия к творчеству. Любовь.

* Для свершения же нужно только одно: полюбить, то есть отречься от себя и умереть для мира. Дойти до конца. Исчезнуть. Раствориться в любви. Тогда творить буду уже не я, творить будет сила любви.
А. Камю.

* Поэт не смеет взяться за перо,
Не разведя чернил тоской любовной.
У. Шекспир.

* Когда Любовью я дышу,
То я внимателен; ей только надо
Мне подсказать слова, и я пишу.
Данте.

+ Стремление к умственному труду и вспышка творческих мыслей овладевали мною всякий раз, когда я был влюблён.
Данте.


* Его перо любовью дышит.
А. Пушкин.


4. Процесс.

а. Рождение.

* В нём уже заметен гений,
Всё прекрасное вместивший, и мелодий вечных прелесть
По его струится телу.
И.В. Гёте.

* У меня невыносимые родовые муки в мозгу.
Лукиан

+ Воспроизводя всё переживаемое на бумаге, невольно, сам того не сознавая, сделаешься философом.
С. Кьеркегор.


* Я, вне всякого сомнения, примусь сочинять сонеты. Изощряйся, ум! Строчи, перо! Я расположен заполнить целые фолианты!
У. Шекспир.

+ … когда я в первый раз взял в руки перо, я думал, что все, что я скажу об этом предмете, уместится на одном листе бумаги.
Д. Локк


* Поздравьте! Я просто-напросто становлюсь гением.
О. де Бальзак.

* Не тревожьте того, кто превращается!
Чжуанцзы.


б. Процесс.

* Речь достойного человека всегда направлена к высшему благу, он никогда не станет говорить наобум, но всегда держит в уме какой-то образец, как и все остальные мастера.
Сократ.

+ Толстой у Горького:
Толстой прочел описание, которое мы только что приводили, снял стальные очки, протер их и сказал, обращаясь к самому себе: – Как хорошо написал старик!
Потом взял красный карандаш и вычеркнул это место.
Я за это воспоминание ручаюсь.
В. Шкловский


* Баян вещий, когда хочет песнь творить, растекается мыслью по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.
Слово о полку Игореве.

* Поэт, восседая на треножнике Муз, охваченный вдохновением, изливает из себя всё, что не придёт к нему в уста, словно струя родника; он не обдумывает и не взвешивает своих слов, и они истекают из него в бесконечном разнообразии красок, противоречивые по своей сущности, и не плавно и ровно, а порывами. Сам он от головы до пят поэтичен… Это и есть первая философия.
Платон.

+ Моё сердце устраивало нечто вроде рыбной ловли
На Пиэрид.
Керкид


* Мой стиль и мой ум одинаково склонны к бродяжничеству.
М. Монтень.

* Мысли наши воспламеняются, бегут друг за другом, одна порождая другую.
М. Монтень.

+ … я сама видела, что перо в его руках бегает по бумаге так же быстро, как оно скользило раньше по воде, когда находилось в крыле серого гуся.
В. Скотт


* Иногда идеи рождаются целыми роями, одна ведёт за собой другую, они образуют некую цепь, они тревожат нас, они кишат, они словно охвачены безумием.
О. де Бальзак.

+ Бальзак  пишет и пишет, без пауз, без остановок, фантазия его, однажды запылав, горит не угасая. Она, как лесной пожар, перебегает от ствола к стволу, всё жарче и неистовей, всё быстрее, всё яростней – и, наконец, огонь охватывает всё вокруг.
С. Цвейг.


* Принцесса из народной песни.
Перебирала струны золотой арфы с такой страстью, что у неё молоко брызнуло из груди.
С. Кьеркегор.


в. Бессознательность.

* Может быть я не ограничусь этим, я пока не знаю: куда слово нас понесёт, словно ветер, туда и надо идти.
Платон.

+ Ораторы признаются, что они не властны над охватывающим их порывом и необыкновенным волнением, увлекающими их дальше первоначального их намерения.
М. Монтень.


* Мысли сами брызжут у меня из черепа, как струи фонтана. Это абсолютно бессознательный процесс.
О. де Бальзак.

* Поэт, когда садится на треножник Музы, уже не находится в здравом рассудке, но даёт изливаться своему наитию, словно источнику.
Платон.

+ Когда Бог отнимает у меня свою десницу, я сам не понимаю того, что написал.
Я. Бёме.

+ Сижу, пишу. Кручу самокрутки. Дохожу до третьей страницы. Ищу первую и вторую – нету. Скурил, пока писал третью. Вот это и есть настоящее вдохновение.
О. Вишня.

+ Надпись на одном из сонетов Альфиери:
Случайный. Я не хотел его писать.

+ Подлинная стихия творчества – забытьё упоительных грёз, освобождающее от необходимости что-то знать, кем-то быть…
(В. Малявин «Конфуций»).


* Наша душа не в состоянии воспарить из своего обиталища до таких высот. Ей надо покинуть его и, закусив удила, вознестись вместе со своим обладателем в такую высь, что потом он сам станет удивляться случившемуся, подобно тому как это бывает при военных подвигах, когда в пылу сражения отважные бойцы совершают такие рискованные вещи, что придя потом в себя, они первые изумляются; и точно также поэты часто приходят в восторг от своих собственных произведений, и не помнят, каким образом их озарило подобное вдохновение; это и есть то душевное состояние, которое называется восторгом и исступлением.
М. Монтень.


г. Реальность творчества для творца.

* Моя книга в такой же мере создана мной, в какой я сам создан моей книгой. Это – книга, неотделимая от своего автора, книга, составлявшая моё основное занятие, неотъемлемую часть моей жизни.
М. Монтень.

* Для того, кто творит, результаты его воображения кажутся настолько неизбежными и естественными, что он не хочет их рассматривать как продукт мысли, они представляются данными самой реальности.
А.Эйнштейн.

* Бальзак нетерпеливо перебивает друга, рассказывавшего о болезни родственника:
- Вернёмся к реальности – поговорим о Евгении Гранде.

+ Когда сам я перечитываю написанное мною, то мне порой начинает казаться, что говорит сам Катон, а не я.
Цицерон.

+ Реальны во мне лишь те иллюзии, которым я даю жизнь на своих полотнах. Всё прочее – зыбучие пески.
Э. Делакруа.

+ Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.
В. Шукшин.

+ Не такая это работа, Алек, корабли строить. Тут надо Бога бояться и так свою работу делать, как если бы ты себе в собственную грудь рёбра вставлял.
У. Фолкнер.

+ Мы, как какой-то писатель говорит, оставляем кусочек мяса в чернильнице.
Л. Толстой.

+ Когда Дионис напечатлел своё отображение в зеркале, то последовал за ним и таким образом раздробился на всю Вселенную.
Олимпиодор.

+ Можешь ли ты, как я, помимо своей воли, чувствовать воображаемые страдания?
О. де Бальзак.

+ Можно ли понять до конца то, что не умеешь высказать?
М. Блок.


5. Влияние творчества на других.

а. Власть творца.

* Задача поэта говорить не о том, что было, а о том что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости.
Аристотель.

+ В Фивах закон предписывал живописцам и ваятелям придавать тому, что они изображают, более возвышенные сравнительно с действительностью черты.
Кл. Элиан.

+ Не ждите, чтобы в этой же комедии
Вернулся сын: не захотел того наш Плавт,
Разрушил мост он, бывший на пути его.
Плавт.

+ 1600 г. Прекрасные гравюры звёздного неба де Гейна.
Звёзды расположены так, как это нравится художнику.
П. Щеглов. «Отражённые в небе мифы Земли».

+ Слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову.
Л. Толстой.

+ - А разве можно придать слову какой угодно смысл? – спросила Алиса.
- А разве я своим словам не хозяин? – ответил Пустик-Дутик.
Л. Кэрролл.


б. Реальность творчества.

+ Незнание действующего лица и осведомлённость зрителя. Проявляясь одновременно, эти два смысла звучат, как две ноты, слитые в ужасном диссонансе.
А. Боннар «Греческая цивилизация».

+ Во всей «Илиаде» Гомера нет ни одного слова, которое мы понимали бы сейчас точно так же, как его понимал сам Гомер.
Т. Карлейль.


* Гомер не описывает предмета, но как бы ставит его перед глазами: вы его видите.
Н. Гнедич.

+ Вермеер. «Кружевница».
Всё там сходится к иголке, которая не нарисована, а прямо торчит из холста.
С. Дали.

+ Идеи Толстого походили на гвозди.
И. Гарин «Неизвестный Толстой».

+ Я буду говорить кинжалами.
У. Шекспир.

+ Всякая речь должна быть составлена словно живое существо.
Платон.

+ От «Божественной комедии» пахнет живым мясом.
А. Асоян «Почтите высочайшего поэта…».

+ По-египетски слово «ваятель» буквально означает «тот, кто даёт жизнь».
К. Жак «Египет великих фараонов».

+ Уметь приставить на место отрубленную голову.
Сказки Древнего Египта.

+ Творение человека имеет собственное значение и судьбу.
М. Монтень


* Под конец тронул первую вместе с четырьмя остальными.
И тут поднялся счастливый ветер, поплыли радостные облака, выпала сладкая роса, забили источники изобилия.
Лецзы.

* Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Бытие 1, 1-3.

++ Ксенократ.
Оратор Ликург выкупил его, когда философа вели в тюрьму за неуплату налога.
При встрече с сыновьями Ликурга:
- Юноши, я честно отплатил вашему отцу: весь мир хвалит его за то, что он сделал.
Плутарх.


в. Воздействие.

* Зайти бы туда в виде крошечной мысли, прогуляться бы по сердцам!
Г.Х. Андерсен.

+ Эти письма сыпались на меня, словно божьи коровки.
Ч. Диккенс


* На устах его как бы огонь палящий.
Притчи 16, 27.

* Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит и помышления и намерения сердечные.
К Евреям 3, 12.


* Мерило мусического искусства – удовольствие.
Платон.

+ … некоторые книги Бёме, Сведенборга или госпожи Гийон, внимательное чтение которых пробуждает фантазии, многообразные, как мечты, порождённые опиумом.
О. де Бальзак.

+ Определённым образом подобранные слова, воздействуя на психику, помогают больному справиться с физическим недугом.


* Орфей усмирял звуками лиры бушующие волны.

+ Так сладостны и гармоничны были
Те звуки, что сам грубый океан
Учтиво стихнул, внемля этой песне,
А звёзды, как безумные, срывались
С своих высот, чтоб слушать песнь…
У. Шекспир.

+ Не странно ли, что овечьи кишки способны так вытягивать из человека душу?
У. Шекспир.

+ Все эти песни Гуньсунь Луна. Ты последовал бы за ним, даже если бы он исторгал звук через другое отверстие.
Лецзы.


* Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам.
От Луки 21, 15.

+ Алкивиад о Сократе:
Когда я слушаю его, сердце у меня  бьётся гораздо сильнее, чем у беснующихся кориантов, а из глаз моих от его речей льются слёзы.

+ Слова его сравнивались с драгоценными камнями и цветами.
В. Ирвинг «Жизнь Магомета».

+ Я и Катона умел превратить в посетителя зрелищ.
Марциал.

+ Он действительно, по выражению комического поэта, оставляет как бы жало в душах слушателей.
Лукиан.


* Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Иеремия 23, 29.

+ 441 год д.н.э.
Афиняне, воодушевлённые «Антигоной» Софокла, избирают его стратегом для ведения войны против Самоса.

+ Буало по совету Кольбера пишет прекрасную поэму в защиту благ мира. Людовик XIV дважды её весьма одобрительно выслушал, а затем приказал седлать коней и ускакал в армию начинать новую войну.
Эфроимсон.

+ Фриних.
Во время ионийсконо восстания против персов поставил трагедию «Взятие Милета».
Трагедия повергла Афинян в столь глубокую скорбь и волнение, что все зрители плакали.
Фриних был оштрафован за нарушение общественного спокойствия.

+ «Эрнани» Гюго.
Постановка.
Чтобы спасти честь обожаемой возлюбленной, Антони убивает её в момент возвращения мужа.
После хладнокровных слов пред разъярённым мужем: «Она сопротивлялась мне. И я убил её.» - в зале раздались крики ужаса.


* Что надо от меня этой музыке?
Л. Толстой.

+ «Эвмениды» Эсхила.
Сцена преследования Эриниями.
Во время этой сцены некоторые из тех, кто сидел на склонах Акрополя, терял из-за перевозбуждения сознание.

+ Время Шекспира.
Зрители иногда избивали актёров, исполнявших роль Иуды.

+ Помещик Н. Струйский.
Читая одному посетителю своё лучшее, по личному мнению, стихотворение, вошёл в такой восторг, что исщипал слушателя до синих пятен.
М. Пыляев. «Замечательные чудаки и оригиналы».

+ Афины разгромлены. Фиванец Эриант предлагает стереть город с лица земли. Фокеец поёт песню хора из «Электры».
Военначальники растроганы.
Афины спасены.

+ Деметрий снял осаду с Родоса, потому что его можно было атаковать только со стороны дома знаменитого художника Протогена, где хранились его замечательные произведения.
Гельвеций

+ Беспутный Алкивиад попросил некогда у одного писателя какое-то из сочинений Гомера и влепил ему оплеуху, узнав, что у писателя его нет.
М. Монтень


* Твой крик пройдёт, как ветер по высотам,
Клоня сильней большие дерева.
Данте.

+ Великие художники – те, чьи полотна кажутся написанными только что.
Пьеро делла Франческа.


* А музыка, касаясь души холодом и огнём, несла всё это, как ветер несёт корабль, в Замечательную Страну.
А. Грин.


г. Действие слова, имени.

* Древний Египет.
Называя вещи Птах тем самым их создаёт.

+ Для первобытного сознания всё, что может быть поименовано, тотчас же приобретает существование – будь то свойства, понятия или иные вещи.
Й. Хейзинга.

+ Я буду говорить кинжалами.
У. Шекспир.

+ Выбиваешь мне мозг
Ты, сестра: не слова это, камни.
Плавт.

+ Тяжкой бывает кара за легкомысленно брошенные мимоходом слова: над всем этим поставлена надзирать Немесида.
Платон.

+ Именуя болезни более мягко, он и переносит их легче.
М. Монтень.

+ В медицине поставленный диагноз означал уже исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни.
Ж. Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада».


6. Вред и пустота творчества.

а. Отношение к творцам.

* Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят.
Н. Паганини.

+ Гениальное существование, несмотря на свой блеск, красоту и огромное историческое значение, - есть грех. Нужно мужество, чтобы понять это, и кто не научится искусству утолять голод тоскующей души, тот едва ли это поймёт.
С. Кьеркегор.


* Великие труды вознаграждаются голодом и жаждой, и тяготами, и ударами, и уколами, и ругательствами, и великими подлостями.
Леонардо да Винчи.

+ Когда я вернусь усталый, полумёртвый после долгих путешествий по просторам моей мысли, в чьём сердце найду я отдохновение?
О. де Бальзак.

+ Поверите вы или нет - это мне безразлично; мне важно поведать вам истину.
Ф. Рабле.


б. Отношение творца. Ненависть писателя.

* Великие творения воздают по заслугам злопыхателям.
О. де Бальзак.

* Ненависть писателя так же опасна, как и ненависть священника.
Стендаль.

+ Предание о Крите. Минос. Афины.
Из этого примера видно, как опасно навлечь на себя ненависть города, у которого есть прозаики и поэты.
Плутарх.

+ Тиберий.
За свою жизнь он изведал чуть ли не все мыслимые несчастья, а после смерти угодил под перо Тацита.
В. Дюрант.

+ Симон из Гиттона.
Это был первый враг христианства или, скорее, первая личность, к которой христианство отнеслось как к врагу. По отношению к нему не останавливались ни перед религиозными подлогами, ни перед клеветой, лишь бы его обесславить.
Э. Ренан.

+ Юлиан Отступник.
Это был человек великий и редкостный, запечатлевший в своей душе наставления философии и почитавший обязанностью руководствоваться ими во всей своей деятельности.
М. Монтень.

+ Ричард III.
Все новейшие исследования и источники приводят к следующему заключению: Ричард был даровитейший и гениальнейший человек тогдашней Европы.
Т. Грановский.

+ Злую нам участь назначил Кронион, что даже по смерти
Мы оставаться должны на бесславные песни потомкам.
Гомер.

+ Архилох.
Месть бывшей девушке стихами.
Не вынесла насмешек и покончила с собой.
Вариант: Месть Ликамбу, отцу Необулы, которую он не захотел выдать замуж за Архилоха. Покончил с собой.

+ Величайшим даром я владею – клеймить позором тех, кто зло мне причинил.
Архилох.

+ Что за чёрная желчь, злосчастный Равид,
В сети ямбов моих тебя погнала?
Катулл.

+ Пить, пить давайте! Каждый напейся пьян!
Хоть и не хочешь - пьянствуй! Издох Мирсил!
Алкей.


в. Память. Исчезновение.

+ Дурак хочет, чтобы потомство было осведомлено, что он жил на свете и чтобы оно вовеки не забыло, что он был дурак.
М. Монтень


* Во всей «Илиаде» Гомера нет ни одного слова, которое мы понимали бы сейчас точно так же, как его понимал сам Гомер.
Т. Карлейль.

* У слов прекрасная память… Они помнят кто, когда, сколько раз и в каких значениях употреблял их с тех самых пор, как стоит мир.
Б. Клюев «Между двух стульев».

+ Первые три египетские династии.
Известны по записи летописца, сделанной 3 тысячи лет спустя.
Л. Котрэлл. «Во времена фараонов».

+ Нефертити.
Имя забыто на 33 века.
М. Чабб «Здесь жила Нефертити».

+ Г. Плюшов.
Немецкий лётчик и писатель.
В одиночку на яхте пересёк Атлантику. Сведений о его плавании не сохранилось.
А. Урбанчик. «В одиночку через океан».

+ Марко Бранкович.
Эпический герой болгар и сербов, могучий богатырь с тремя сердцами; противник турецкого султана.
Реальность: погиб в 1395 году, участвуя в битве в составе турецкого войска.
А. Тойнби «Постижение истории».

+ Спартанцу Евдамиду:
Для чего перед опасными походами вы приносите жертвы Музам?
Евдамид:
Для того, чтобы рассказ о нас был достоин наших подвигов.
Плутарх.


г. Бессилие.

* Не нам создавать Вселенные.
Р. Фейнман.

* Пред моим мысленным взором постоянно витает идея, некий неотчётливый, как во сне, образ формы, неизмеримо превосходящий ту, которую я применяю.
М. Монтень

* Подумайте, какое мучение человеку слушать вас, чувствовать просто какую-то боль от восторга, и знать, что нет никаких сил, никакой возможности выразить всего, что чувствуешь, - это ужас как больно!
Ф. Достоевский.

+ Они просто открывают рты - и говорят, точно так же, как открывают те же рты - и едят.
Б. Клюев «Между двух стульев».

+ Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнём.
Петрарка.

+ Самоубийство писателя для привлечения внимания к выпускаемой книге, первой у него. Книгу нашли плохой.
А. Камю.

+ Я глас вопиющего в пустыне.
От Иоанна 1, 23.

Кто в состоянии укрепить папирус на скале?
Сказки Древнего Египта.

+ Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?
В. Маяковский.


д. Боль.

* Я вырву своё сердце и положу на цветок.
Сказки Древнего Египта.

* Здесь конец слова. Меня сильно смущали размышления мои, и лице моё изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моём.
Даниил 7, 28.

* Когда труд его пришёл к концу и он прочитал свои стихи вслух, внезапный страх и трепет объяли его, и он вскричал в исступлении: «Чей это ужасающий голос?»
Э. Гофман.

* Томас Карлейль завершает труд своей жизни, книгу «Французская революция».
Служанка по ошибке бросает рукопись в огонь.
Джохансон.

* Тонкая, едва уловимая красота человеческого горя, которую ещё не скоро научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна музыка.
А. Чехов.

+ Когда я бываю в меланхолическом расположении духа, мне часто удается отвести поток печальных мыслей, вызывая ряд фантастических картин, связанных с окружающими предметами, и размышляя о сценах и действующих лицах, подсказываемых ими.
Ч. Диккенс


* Орфей.
Струны его лютни были сделаны из жил умерших поэтов.


е. Зло.

+ Довольно испражняться в красноречии!
Ф. Рабле.

+ Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
А. Блок.


* Гениальное существование, несмотря на свой блеск, красоту и огромное историческое значение, - есть грех. Нужно мужество, чтобы понять это, и кто не научится искусству утолять голод тоскующей души, тот едва ли это поймёт.
С. Кьеркегор.

+ Если одна из Божьих тварей искушается Дьяволом, у Бога открывается возможность создать новое творение.
А. Тойнби.

+ Каждый, когда-либо строивший «новое небо», мощь свою для него находит только в собственном аду.
Ф. Ницше.


* Я выбрал творчество, чтобы избежать преступления.
А. Камю.

+ Исторические катастрофы обнаруживают большой динамизм и дают впечатление создания совершенно новых миров.
Н. Бердяев.


* Их труды - окрашенные гробы.
Матфей 23.27

* Никогда не давай полной воли твоему воображению: оно порождает чудовищ.
Пифагорейцы.

++ Когда семь голосов проговорили громами своими, я хотел-было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Откровение 10, 4.


7. Счастье и грандиозность.

а. Тайна.

* И высший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке…
Микельанджело.

+ К. Бальмонт у руин древнего майского города Угумаля:
Я не решаюсь говорить об этих развалинах. Их тайна слишком велика.

+ «Картины» Филострата - два тома, в которых рассказывается о содержании 64 картин, никогда не существовавших.


* Откуда эта музыка?
У. Шекспир.

+ Лучше б музыка договаривала, что ей надо.
А. Платонов.


* В какие-то особые дни идеи мчатся в бездну, чтобы осветить безмерные глубины.
О. де Бальзак.

+ Я, например, не всегда понимаю, почему люди так смело берутся говорить: ведь подчас такое может подразумеваться, о чём ты ни ртом, ни ухом не ведаешь.
Б. Клюев «Между двух стульев».

+ Говорить так, чтобы за каждой фразой, сохранённой автором в произведении, стояли тысячи отброшенных им слов и мыслей. Такая работа приводит меня в священный трепет.
О. де Бальзак.


* Когда семь голосов проговорили громами своими, я хотел-было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Откровение 10, 4.


б. Состояние творца.

* Войди мне  в грудь и вей, чтоб песнь звенела.
Данте.

* … из сердца рвётся вдруг
Небесно-чистый вдохновенный звук.
Д. Китс.

* Речи, как снежная вьюга, вырывались из его уст.
А. Кравчук «Троянская война».
 
* Во время выступлений Демосфена часто охватывало как бы вакхическое неистовство.
У Эрастофена.

+ До меня доходит
Какой-то ураган в твоих словах,
Но не слова.
У. Шекспир.

+ Мне вспомнились подобные сверхпоэтические часы, когда внутренний мир – сплошная буря…
Бонавентура.


* Мне всегда было жарко в груди.
М. Цветаева.


в. Счастье.

+ Поэзия уже не принцип жизни, она преодолела жизнь, она по ту сторону жизни, она нечто потустороннее, она - рай.
А. Боннар «Греческая цивилизация».


* Ужасно люблю вообще, то есть как любитель эту первую, юную, горячую пробу пера. Дым, туман, струна звенит в тумане.
Ф. Достоевский.

+ И не боюсь, и ты не бойся, то есть боюсь, но мне сладко. То есть не сладко, а восторг…
Ф. Достоевский.


* Вiн утiшався нi з чим не зрiвнянною радiстю почувати себе письменником i грiвся у променях того осяйного спалаху самолюбства, який буває лише раз у життi.
О. де Бальзак.

* Да у него каждая косточка поёт теперь от восторга.
Ф .Достоевский.

* Я клавишей стаю кормил с руки.
Б. Пастернак.

* Рукопись, которую он протянул мне с гордой улыбкой, рождённая там, где боятся дышать.
А. Грин.

* Спокойной ночи, удивительный мечтатель!
Э. Гофман.


г. Величие.

* Древнекитайский совет творцам:
Нет ничего лучше, чем взять за образец небо.

* В окно на руки, чертившие эти планы, падал отсвет божественных миров.
Ф. Кафка.

+ Толстой и Достоевский - гигантские ветхозаветные фигуры.
С. Цвейг.

+ Признаюсь, я читаю Цезаря с несколько большим благоговением и подчинением, чем обычно читаются человеческие произведения.
М. Монтень


* Творящие суровы. Для них блаженство – сжать в руке тысячелетия, словно воск.
Ф. Ницше.

* Дыхание Бога свободно доходило к ним.
Э. Ренан.


д. Вечность.

* «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное».
Ф. Шахермайер «Александр Македонский».

* Тогда он услышал долгий, протяжный крик, который бездны передавали друг другу, ибо ни одна не хотела оставить его у себя.
Ф. Ницше.

* Гармония – отблеск потустороннего бытия.
М. Фичино.

* То, что я хочу сказать, гораздо важнее того, что я есть.
А. Камю.

* Я хочу творить вещи, на которых время напрасно будет точить свои зубы.
Ф. Ницше.

+ Перепутай долгие и короткие слоги, разрушь ритм, измени порядок слов, поставь первое слово на место последнего и последнее на место первого – ты обнаружишь остаток даже растерзанного поэта.
Гораций.


* Я посвящаю свои трагедии времени.
Эсхил.

+ Мой труд рассчитан не столько на то, чтобы послужить предметом словесного состязания в данный момент, сколько на то, чтобы быть достоянием навеки.
Фукидид.


* Какая слава может сравниться со славой Гомера?
М. Монтень.

+ Великие племена, рождённые Гёте, действительно никогда не погибнут.
З. Фрейд.


* Семий о Софокле:
Вечным сияет огнём каждое слово твоё.