Что погубило польский самолет?

Ю.Золотарев
ЧТО  ЖЕ  ПОГУБИЛО  ПОЛЬСКИЙ  САМОЛЕТ?

Трагедия 10 апреля под Смоленском, унесшая жизни без малого сотни элитных поляков, произвела эффект взрыва атомной бомбы – резонанс получился общемировой.

Да, потрясло. Да, соболезную. Хотя о тайных размышлениях промолчу. Но что сразу же захотелось понять, так это:  ПОЧЕМУ же произошла та катастрофа?? Ведь не простой гражданский самолет, а как-никак ПРЕЗИДЕНТСКИЙ, что само по себе предполагает высочайший уровень подготовки специалистов, обслуживающих самолет: и техников-ремонтников, и лётный состав, и даже спецслужб, типа службы безопасности и т.п.

Позвонил брату, летчику ГА с очень солидным летным стажем. Спрашиваю:
- Сереж! Объясни: ну почему так случилось? Ведь самолет-то все же президентский, не какой-нибудь там частный рейс.

И то, что услышал в ответ, отчасти шокировало. Брат сказал примерно следующее:
- Мы тут прикинули, и пришли к выводу, что, возможно, виноват в катастрофе не столько пилот, командир экипажа, сколько (NB!)… сам польский президент, "Лёха" Качиньский! Ведь что такое Качиньский? Это крайне амбициозный поляк с большими претензиями. Когда он летал в августе 2008-го в Тбилиси поддерживать Мишу Саакашвили, его (Качиньского) самолет тоже попал в сложные метеоусловия, и командир принял решение садиться не в Тбилиси, а на запасном аэродроме. Польский президент возбух – ему нужно было срочно попасть в Тбилиси, к «другу-коллеге»! Но командир экипажа предпочел выполнить летные инструкции, обеспечить безопасность пассажиров – и все-таки посадил самолет на запасном аэродроме. Так вот: когда Качиньский вернулся в Польшу после того «братского визита», командир экипажа (с подачи президента, разумеется!) был уволен с работы. Так что вполне возможно, что 10 марта, при подлете к Смоленску, в подобной же ситуации – плохая видимость – Качиньский намекнул командиру экипажа, Аркадиушу Протасюку, что приземляться следует именно в Смоленске, а не в Москве, Минске либо Витебске, как советовали экипажу диспетчеры. (Вероятно, Качиньскому не терпелось лишний раз услышать от Путина извинения за Катынь, куда он боялся опоздать). Командир экипажа, наверняка, знал историю с увольнением «тбилисского» командира, и рисковать престижной работой не захотел.
О наличии «давления сверху» на польского командира экипажа говорит как раз тот факт, что самолет четырежды пытался зайти на посадку – и каждая новая неудача, скорее всего, добавляла неуверенности и приводила к накоплению ошибок. В результате случилось то, что случилось: самолет на очередном вираже чиркнул крылом деревья и, завалившись, со страшным грохотом врезался в землю… Пассажиры, вероятно, даже не успели ни испугаться, ни осознать надвигающейся гибели – просто очень быстро, в течение секунды погибли. ВСЕ до единого. Включая их амбициозного президента.

Так оно было или не так – возможно, даже найденные «черные ящики» не расскажут. А если и расскажут, то «высокие комиссии», наверняка, сей факт – некомпетентное вмешательство польского президента в летный процесс – постараются не обнародывать.
10.04.2010