Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Леонид Терентьев
Из блокнота журналиста

      «ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ
     ХОАКИНА МУРЬЕТЫ»

  Фильм глазами его создателей

 

  Перебирал недавно клубные архивы, и вспомнилось 30 мая 1982 года, когда в очередной раз мы побывали в Ялте. О, то было прекрасно! – творческая встреча с известным ленинградским поэтом Михаилом Дудиным, отдыхавшим тогда в Доме творчества писателей, а затем… 
  Снова и снова перечитываю записи, сделанные в тот день в павильонах Ялтинской киностудии и в районе Кастрополя, на берегу моря, где проходили съемки. И подумалось: вдруг эти нигде не публиковавшиеся строки стали уже документом истории? Вдруг представляют они собой некий особый интерес, пусть даже ностальгический –  для меня, для других участников той давней встречи, для читателей?

Владимир ГРАММАТИКОВ, режиссер.
- Есть у чилийского поэта Пабло Неруды поэма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Один из наших лучших латиноамериканских переводчиков Павел Грушко предложил композитору Алексею Рыбникову написать рок-оперу. Идея понравилась. В постановке Марка Захарова в театре им. Ленинского Комсомола спектакль шел с большим успехом, билеты достать было невозможно. Я давно хотел перенести эту пьесу в кино…
А. КАЗАЧКОВСКИЙ, директор фильма.
- Фильм будет широкоформатным, стереофоническим, более пятисот его кадров займут 2365 метров пленки. Главное: впервые в нашем кинематографе – опера с использованием современных ритмов.
В.Г.- Алексей Рыбников – очень талантливый композитор. Сейчас в Москве с небывалым успехом идет написанная им совместно с Андреем Вознесенским рок-опера «Авось» - спектакль яркий, сочный, современный, интересный молодежи.   
  Наш фильм экранизацией назвать нельзя, он во многом отличается от музыкального спектакля. Скорее, это попытка создания современной кинооперы, где музыка не иллюстрирует литературный источник, а во многом сама формирует фильм.
А.К. - Мы снимаем в павильонах Ялтинской киностудии, в окрестностях Ялты, у скал Белогорска (под Калифорнию) и в пещерном городе Эски-Кермен около Бахчисарая (под Чили). Затем в Москве закончим работу в большом павильоне.
В.Г. - Совсем не ставим задачу показать Сан-Франциско и Чили того времени. Куда важнее воссоздать те чувства и страсти, которые должны быть напряжены до предела. Мы ныне стали настолько практичными, что, наверное, погибнем от этого… Актеры уже разучились играть на пике эмоций: чаще полутона, вялый разговор…
А.К. – В роли Хоакина Мурьеты снимается Андрей Харитонов, молодой актер, за исполнение главной роли в телевизионном фильме «Овод» недавно удостоенный Государственной премии Украины.
Андрей ХАРИТОНОВ, актер.
- Работа в «Оводе» для меня была очень значительной. Ныне я иду не к будущей своей большой работе, а стараюсь, чтобы новая по масштабу, объему, глубине соответствовала Оводу. Может быть, именно в образе Хоакина смогу сказать: наконец-то! Хотя был и «Ярослав Мудрый», и «На Гранатовых островах», и «Тайна святого Юры», где я играл своего ровесника, 22-летнего парня, кардинально меняющего свою позицию закостенелого националиста.
А.К. - В роли Тересы, подруги Хоакина, – студентка второго курса театрального училища им. Шукина Алена Беляк. Это ее дебют в кино.
В.Г. – Она вовсе не героического вида, невысокая. Меня подкупила ее пронзительная чистота – именно то, что мы долго искали…
  Играть под записанную на фонограмму музыку актеру довольно трудно: надо решать задачу синхронного попадания. В съемках участвуют Эдуард Марцевич (Шарманщик), Александр Филиппенко (Смерть), а также профессиональные музыканты из популярной сейчас группы «Интеграл».
А.К. – Нет ни одной детали в производстве фильма, которой не касался бы директор, начиная от запуска до последней сдачи на копировальную фабрику. Это и хозяйственная, и творческая, и производственная стороны. На моем счету как директора - ленты «Пассажир с экватора», «Тайна железной двери», «Буденовка» по книге Аркадия Гайдара, «Четвертая высота» о Гуле Королевой, приключенческий фильм «Похищение Савойи», фантастический «Через тернии к звездам». Последний – «Там, на неведомых дорожках» - сказка по книге создателя Чебурашки Эдуарда Успенского. Каждый фильм труден, пока не кончится…
В.Г. – Мне фантастически повезло с коллективом. Ведь в группе трудятся Алексей Рыбников, Константин Загорский – прекрасный художник-постановщик, главный оператор Александр Антипенко, снимавший у режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова» и «Мольбу» Кобуладзе.
А,АНТИПЕНКО, главный оператор.
– Как и «Звезда и смерть…», «Мольба» – поэтический фильм. Показан великий грузинский поэт Важа Пшавела, его внутренний мир, жизнь, творчество. Фильм получил Гран-при в Италии в 1974 году. Перенести поэзию на экран очень сложно, надо же не просто иллюстрировать, а найти свой угол зрения.
В.Г. - …Однажды примчался корабль, и красивые девушки стали рассказывать про прекрасную жизнь в далеком Сан-Франциско. Чилийцы дали себя уговорить, погрузились в баржу, и корабль потащил их. Сейчас мы снимаем поэтичный образ: матросы забыли убрать канаты, наброшенные на дерево, которое вырывается с корнем из земли и падает в воду. Корни символизируют родину, с которой расстаются наши герои…
А.АНТИПЕНКО.
- Работаю с Грамматиковым первый раз, и очень доволен. Владимир Александрович мобилен, быстро перестраивается, творческий процесс с ним всегда интересен.
А.К. – Грамматикова я узнал, когда он еще актером снимался в фильме «Король-олень». Однажды помог студии: был запущен фильм «Усатый нянь» с другим режиссером, прошли все сроки, а картину никак не могли закончить. За оставшиеся время и деньги Грамматиков сделал фильм,
получивший первую категорию. Потом поставил комедию «Шла собака по роялю», детский фильм «Руки вверх». Он является секретарем Союза кинематографистов СССР по детскому кино, на Высших курсах режиссеров и сценаристов набирает мастерскую, наряду с Михалковым и другими. Последний его фильм - «Все наоборот», из жизни школьников.
В.Г. – Я считаю, что мы стали слишком оберегать чувства наших юношей и девушек, призываем создавать замечательные условия: а если, мол, это любовь? Я подумал: а если это не любовь, а что-то другое – хорошо ли? Мысль при создании ленты «Все наоборот» была такая: не спешите, проверяйте себя. Я лично верю в любовь с первого взгляда, но часто любви-то нет, хотя и хочется, чтобы была… Перед отъездом сюда я получал в день по 30 писем от ребят, которые требуют продолжения, хотят, чтобы Андрей и Наташа помирились. Но это было бы ошибкой. Можно сделать изящное на экране, правильное, но оно не трогает: холодное. Если зритель переживает за происходящее – это наша победа. Сейчас мы все увлечены трудной судьбой Хоакина, очень многое отдали этой картине. Как никакой другой…