Медвежья услуга

Николай Васильевич Иванов
Смерть равняет всех людей. Она словно приводит самые разные числа к общему знаменателю.
Вот две смерти: высокопоставленного вельможи и безродного бомжа.
В двух очень непохожих телах прекращается процесс жизнедеятельности.
Перестаёт переваривать дорогую и богатую витаминами-белками пищу желудок вельможи. Больше не переваривает объедки, подобранные на мусорке, желудок бомжа.
Мертвое тело вельможи забальзамировали и положили в дорогой гроб.
Безжизненное тело бомжа лежало за мусорными баками до тех пор, пока кто-то случайно заметил его и сообщил в милицию.
Потом были похороны вельможи, больше напоминающие бразильский карнавал, чем траурный обряд.
Похороны бомжа были гораздо проще: его худое грязное тело безо всяких особых церемоний бросили в общую яму вместе с такими же худыми грязными телами других никому ненужных россиян и закопали.
После этого практически никаких различий. Оба тела стали угощением червей и прочей подземной живности.
Но нет! Различие было!
О бомже больше никто не вспоминал.
Имя умершего вельможи осталось на слуху. Его вспоминали родные и близкие, по заказу которых была написана книга воспоминаний о покойном вельможе. Книга должна была прославить имя покойного. Хотя что за слава тиражом в 3000 экземпляров?
Итак, "ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА. Книга воспоминаний о губернаторе А.П.Гужвине"...
Но сначала немного о том, как можно  прославить своё имя на века.
Вот, к примеру, протопоп Аввакум. Почему имя этого русского священника, жившего в XVII веке, люди помнят до сих пор? Что он такого великого совершил? Казалось бы, ничего особенного. На Руси появился первый реформатор - патриарх Никон. По его реформе оказалось, что русские люди в течение 7 веков перед этим неправильно молились - крестное знамение надо было творить тремя перстами, а не двумя, да и молиться надо было не Исусу, а Иисусу. Практически вся Русь  относительно спокойно перешла на новый обряд. Только горстка людей не подчинилась реформе, которая не имела никакого религиозного и политического смысла и удовлетворяла только непомерно высокие амбиции патриарха Никона. Во главе этой горстки стоял протопоп Аввакум. Его увещевали, его били, его ссылали, ему отрезали язык, чтобы он не мог проповедывать. Аввакум не сломался, не согнулся, не предал свою веру.
Его сожгли на костре.
На майках русских ребят должен быть не авантюрист Че Гевара, а горящий протопоп Аввакум...
Мог ли покойный Анатолий Петрович Гужвин похвастаться такой принципиальностью убеждений?
Второй секретарь обкома КПСС, курирующий идеологию, стал губернатором в капиталистической стране. Деятельность "на благо трудящихся" сменилась на деятельность по обворовыванию этих трудящихся. Благодаря "труду" таких руководителей, как Анатолий Петрович, советский трудовой человек из "хозяина земли" превратился в бесправного российского раба...
Чтож, надо признать, книга о А.П.Гужвине названа очень правильно. Человек на все времена - это конформист. При фашистах такой человек становится фашистом, при коммунистах -коммунистом и так до бесконечности... Главное для такого человека, чтобы хорошо было ему, чтобы можно было сытно покушать, хорошо выпить и вволю погонять голубей. Ничего плохого в этом нет, но нет и ничего славного, ничего такого, чтобы об этом писать книги...
Но книга написана, книга издана. У этой книги 64 автора, из которых 21, т.е. почти треть -бывшие комсомольские и партийные функционеры. Им есть за что хвалить Анатолия Петровича.
"...если бы главой администрации области в том роковом для Советского Союза 1991 году остался ставленник Горбачёва Дьяков, а не Гужвин, многие бывшие руководители партийных органов вряд ли нашли бы себе работу. Анатолий Петрович и здесь нашёл мудрое решение. Со временем он почти всех бывших комсомольских и партийных работников, не спеша, расставил на ответственные участки работы..." ( стр 154 ).
Действитель, "мудрое" решение!
Зачем искать умных, честных и компетентных людей, когда есть многочисленная партбратия!
На протяжении всей книги много раз повторяется: Дьяков - плохой. Чем же не понравился астраханской партбратии первый секретарь Астраханского обкома КПСС Иван Дьяков?Казалось бы - он же свой? А не нравился он тем, что оценивал ответственных работников не по принадлежности к партии, а по деловым качествам.
Будь главой администрации Астраханской области Иван Дьяков, то не развалилось бы сельское хозяйство, работали бы и выпускали нужную народу продукцию Астраханский целлюлозно-картонный комбинат, электронный завод "Прогресс", завод холодильного оборудования и многие другие разворованные "гениальными" руководителями предприятия области...
Чем же славен А.П.Гужвин, по мнению авторов воспоминаний?
Он газифицировал  город и область. Но разве это заслуга астраханского губернатора? Смог  бы он это сделать, если бы на территории Астраханской области не было мощного газового месторождения, не было Газпрома?
Славен Анатолий Петрович сотрудничество с Ираном... Но зачем астраханцам иранские фрукты и овощи, если у нас своих было когда-то в достатке? Может быть поэтому и уничтожено сельское хозяйство области, чтобы не было конкуренции иранским  безвкусным продуктам?
Чем еще славен Анатолий Петрович? - Строительством в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области мавзолея Курмангазы!
"Создание столь значимого комплекса на земле Астраханской области является своеобразным памятником и в честь Анатолия Петровича", - утверждает в своих воспоминаниях президент Республики Казахстан Назарбаев.
Здесь видна поразительная "дальновидность" А.П.Гужвина, как опытного политика!
Мемориальный комплекс, посвященный Курмангазы - "великого" создателя ценных только для казахов кюев, можно считать миной замедленного действия. Рано или поздно это сооружение наряду с ростом населения казахов в Астраханской области может стать причиной территориальных претензий Казахстана к России.
Не разумней было бы не строить  мавзолей на российской территории, а торжественно  перенести прах великого Курмангазы на казахскую землю?
По мнению главы администрации Волгоградской области А.П.Гужвин был очень эрудированным человеком:
"...знал даже пропускную способность Суэцкого канала и верил, что порт Оля сможет обрабатывать через несколько лет 20 млн.тонн груза в год..." ( стр 81 ). Кстати, примерно таков  грузооборот американского порта Портленд.Порт этот доступен для морских судов, бороздящих не наш "седой" Каспий, а океанские просторы. Так что вера Анатолия Петровича в построенный его стараниями порт Оля, через который в Россию идут наркотики, близка к вере в наступление времени, "когда рак на горе свистнет".
Кстати, поражает удивительная эрудиция и самих авторов воспоминаний.
Вот один из таких авторов. Это журналистка Н.Куликова (Торопицына), покрывшая бессмертной славой свое имя в борьбе против строительства канала Волга-Чаграй.
"Господь един, каким бы именем его ни назвали - Христос, Будда или Магомед..." (стр.215 ).Здесь нарушена главная заповедь журналиста, да и вообще пишущего - "Не пиши о том, чего не знаешь".
Христос - действительно Бог-Сын. Но Мухаммад и Будда - всего лишь люди, хотя и великие...
По свидетельству всех авторов А.П.Гужвин - великий губернатор. Вот мнение помощника губернатора Виктора Мещерякова:
"Анатолий Петрович ориентировался в любой отрасли, - можно прочитать на странице 232 воспоминаний, и дальше лаконично описывается, в каких именно "отраслях" разбирался великий губернатор, - Надо заменить колесо - он заменит, надо поймать рыбу, разжечь костёр, сварить уху - он сделает..."
Да, всё это - поистине деловые качества, достойные великого губернатора!
А вот рассказ Э.Володина - бывшего  2-го секретаря Астраханского обкома КПСС о культурном досуге А.П.Гужвина и его ближайшего окружения:
"...как водится, пообедали, сели в карты играть.У женщин своя компания, у нас - своя. Гужвин говорит: "Значит так: кто проигрывает, выпивает рюмку..." ( стр. 151 ).
Какой утонченный интеллектуализм! И в то же время - типично зоновская эстетика культурных развлечений - только на зоне проигравший пьёт не водку, а воду...
Нахваливает  Анатолия Петровича и депутат германского бундестага Вольф Бауэр - и ведь есть за что!
"Однажды  он (А.П.) захотел пригласить нас на ужин и спросил, предпочтем ли мы меню или простую, типично русскую еду - одно из его любимых блюд. Мы, разумеется, сделали выбор в пользу последнего: в пользу воблы и пива! Само собой разумеется,  что при этом мы не забывали также про водку и икру..." (стр. 93 ).
Вероятно, Анатолий Петрович убедил полюбившегося  ему депутата бундестага, что икра и водка - типично  русская еда, а особенно в в последние 20 лет...
Почти все авторы воспоминаний утверждают, что губернатор Гужвин - мудрый хозяйственник и только один - Геннадий Горбунов последний 1-й секретарь Астраханского обкома КПСС, утверждает обратное:
"...Гужвин был блестящим политиком, теоретиком, хотя следует признать, в силу жизненных обстоятельств ему не хватало опыта хозяйственника..." ( стр. 119 ).
В связи с хозяйственной деятельностью  Анатолия Петровича интересен рассказ главного телефониста Астраханской области господина Прачкина.
Надо было закупить оборудование у немецкой фирмы "Сименс". Денег, естественно не было. Господин Прачкин просит денег у великого губернатора.
"... Денег у меня нет, - продолжил Анатолий Петрович, - а вот икрой помочь могу. 10 тонн хватит?"
Я ответил: "Хватит... " ( стр. 144 ).
Это уже какой-то новый великий комбинатор, а не великий губернатор! У Анатолия Петровича, вероятно, при кабинете был склад рыбных деликатесов, иначе как бы он мог так легко распоряжаться таким количеством дорогого продукта?
Каким образом  икоро-балычное объединение могло  бы совершенно бесплатно выдать 10 тонн черной икры? Ведь ни у Гужвина, ни у Прачкина денег не было... Но икру господину Прачкину выдали, и якобы по бартеру оборудование  было получено... Стоит ли теперь удивляться, что Анатолий Петрович черной икрой кормил  как на убой депутата бундестага? Что значат несколько килограммов перед десятью тоннами...
А вот вспоминает о А.П.Гужвине его друг сердечный  Федор Тарасевич:
"... Я знаю, что злые языки говорят, мол, он "нажил богатство". Наговоры это всё..." ( стр. 122 ).
Естественно, говорить о чьем-либо богатстве можно только зная состояние банковских счетов, но и по отдельным признакам можно понять, что человек совсем не стеснен в средствах.
Вот что вспоминает о великом губернаторе В.Федоров - бывший комсорг, а ныне руководитель производственно-коммерческой фирмы "Лотос", на турбазу которой любил приезжать отдохнуть-поохотиться А.П.Гужвин:
"...Последний раз он приезжал 2 мая 2004 года и подарил мне кинжал с инскрустированной ручкой...Персонал нашей базы очень уважал Анатолия Петровича. Получив как-то премию, он всю ее раздал нашим егерям..." ( стр. 126 ).
Можно предположить, что кинжал был не дешевой поделкой, как минимум - это была работа кубачинских мастеров. Совсем не маленькой, скорее всего, была и губернаторская премия... Мог ли позволить себе человек, живущий исключительно на зарплату, делать дорогие подарки на какой-то турбазе? А ведь это было для губернатора сущей мелочью... Все авторы воспоминаний, как сговорившись взахлёб рассказывают, что у Гужвина были дорогие охотничьи ружья, дорогая рыболовная снасть, что он не скупился на покупку дорогих голубей и т.д. и т.п....
17 августа 2004 года в 58-летнем возрасте умер астраханский губернатор Анатолий Петрович Гужвин. По настоящему страшной утратой это было для матери, супруги, детей. Их воспоминания в книге - единственные искренние и наполненные болью утраты. Но зачем это надо было публиковать в общедоступном издании наряду с воспоминаниями, приведенными выше? Ведь это - сугубо личное, интимное, об этом можно говорить только в кругу родных людей, а не делать это достоянием всех и вся...
Объяснение очень простое - это пиар перед выборами в областную Думу 2006 года. С помощью книги рассчитывалось поднять  рейтинг, завоевать электорат молодому руководителю астраханского отделения партии пенсионеров Петру Гужвину.
Вот уж поистине: ради красного словца не пожалеет и отца.

январь 2007 г.