Вещественные доказательства

Сергей Мехреньгин
     Несколько лет тому назад, будучи в Архангельске, ко мне не преминул заглянуть Виктор Мартемьянов, мой давний друг по шалакушской поре детства и юности.
     И тут, как водится, два постаревших, седых мужика садятся за стол и среди прочих разговоров начинают вспоминать давние эпизоды совместной "школы взросления"...
     Нам было, что вспомнить. Притом, немало курьёзного – того, что называется "на грани".
     Да и стоит ли удивляться: росли - в силу родительской занятости – зачастую бесконтрольно. Можно сказать, сами по себе, как трава на обочине. Вылетели из гнезда и – воля вольная.
     Во что только нас ни кидало в том "свободном полёте"! И зачастую - из слепого желания подражать взрослым.
     ...- Вот тебе три рубля, - говорит мама, - Сходи, купи хлеба.
     Что ж, задача понятная, адрес магазина известен - на углу улиц Суворова и Торговой.
     Понятная-то, понятная, да по пути встречаю друга Витьку.
     - Ты куда? - спрашивает он. 
     – В магазин, за хлебом, - отвечаю я и показываю деньги, зажатые в кулаке: три рубля - целое состояние!
     Чего греха таить, в ту пору мы уже пробовали покуривать, всё из того же подражания взрослым. Сворачивали детские самокрутки из сухих листьев или подбирали и "дотягивали" окурки – уж больно не терпелось поскорее стать взрослыми!..
     - Ух, ты... – целых три рубля!.. - восклицает мой кореш. И тут же выходит на меня с "деловым предложением": - Давай купим папирос!..
     Самое поразительное: ни он, ни я совершенно не заботились о последствиях. Почти что, как в той песне: "Есть только миг - между прошлым и будущим...".
     Правда, поначалу я ещё "прикрылся" вопросом: что, мол, маме скажу? Но тут же - на Витькино "скажешь, будто потерял" – уже с готовностью отвечаю согласием.
     И тут же два новоявленных нарушителя всех вместе взятых нравственных законов, мы направляемся на угол Суворова и Торговой.
     Вскоре, упросив какого-то дядьку взять нам папирос и отдав ему трёшку, в нетерпении ожидаем, стоя в сторонке: когда же, наконец, он вынесет нам желанную пачку.
     Дядька, наверное, помнил свои мальчишечьи проблемы взросления и отнёсся к нашей просьбе с пониманием - не обманул.
    
     И вот мы уже рассматриваем пачку папирос с названием "Катюша". Затем, трясущимися от волнения руками я открываю её: как-никак первая, настоящая, полная и... - наша! Наша, на двоих с Витькой!
     Между тем, наступило время обеда, а меня дома нет... Хлеба на столе, естественно, - тоже.
     Мама, естественно, забеспокоилась, пошла меня встречать.
     А тем временем мы с корешем Витькой стоим за углом чьей-то бани, на берегу реки и дымососим, представляя себя мужиками.
     Но, как ни странно, для мамы я всё ещё оставался маленьким сыном и, по её понятиям, мне, пацану, до мужика предстояло ещё расти и расти.
     Не успели мы с другом обсудить свой кайф "по-взрослому", видим - мама тут как тут, идёт прямо в нашу сторону.
     Куда спрятать папиросы? 
     В панике я оттягиваю на поясе резинку и - бросаю пачку в шаровары!
     К слову сказать, моя мама по профессии была педагогом. Её вопрос прозвучал коротко и строго: - Где хлеб?..
     Эх, хотел бы я сейчас видеть нас, тогдашних, со стороны...
     Потупив взгляд и не в силах от содеянного нами проступка скрыть испуг на своём лице, я что-то пытался тогда соврать в своё оправдание.
     Но разве я мог провести мать-педагога!.. Конечно же, она сразу всё поняла.
     Мы направились в сторону дома. Я вдвоём с корешем - впереди, мама, словно бы ведя штрафников под конвоем, - чуть поодаль, сзади.
     На ту беду резинка – нижняя, на штанине шаровар - оказалась слабой! И с каждым моим шагом из-под неё одна за другой на дорогу начали выпадать папиросы!..
     Мы с Витькой этого не видели и понуро продолжали брести домой (он жил по соседству). Оба, конечно же, в ожидании серьёзной взбучки.
     Мама при этом шла следом и, всякий раз наклоняясь к дороге, по которой лежал наш путь, терпеливо подбирала за мной "вещественные доказательства".
     О дальнейшем повествовать не буду - догадайтесь сами, каков был суровый родительский "приговор"...

     Та встреча в Архангельске - увы! - оказалась для нас с Виктором последней. Вскоре, откурив своё "по-взрослому", он покинул нас навсегда.
     Этим воспоминанием я отдаю дань доброй памяти как своей маме, Александре Петровне, так и моему другу детства - Виктору Мартемьянову.


По воспоминаниям Валерия Ермолина.*

Фото - из Интернета.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

* http://www.proza.ru/2010/01/26/324