Анатомия экономического кризиса

Олег Алексеев
незаконченная статья: работу над статьей можно посмотреть на сайте Капитал http://sites.google.com/site/marxeconomy/works/aec

§1. Постановка вопроса
В своем экономическом анализе современного общества вообще и кризиса 2007-2009 годов в частности мы должны понимать структуру совокупного производства и обмена общественного богатства, которое в капиталистическом обществе выступает как совокупный обмен товаров между всеми участниками этого обмена.

На поверхности обмен представлен потреблением предметов потребления, что совершенно отдаляет нас от понимания действительного обмена, искажает картину и заставляет думать, что ограниченные возможности личного потребления лежат в основе экономического кризиса. В действительности основные события происходят вне области личного потребления, которое в современном экономике развитого государства составляет менее 30% совокупного общественного обмена. Отклонения от средней величины потребления предметов потребления находятся в пределах 2%. Даже во время кризиса падение потребления на величину больше 8% характеризуется кратковременностью и связано скорее с панической реакцией потребителей превратить часть средств в сбережения, чем с реальным исчезновением тех или иных потребностей.

Классифицируя всех потребителей в общественном обмене, мы должны вернуться к идее, которая использовалась в XIX веке, где общественное производство состоит из производства средств производства и производства предметов потребления. Большая часть капитала вращается между потребителями средств производства в указанных выше подразделениях. Поэтому мы можем предположить, что именно нарушение этого обмена вызывает кризис. Немаловажным фактором в нашем анализе является также то, что капитал необходимый для нормального функционирования производства предметов потребления меньше капитала участвующего в производстве средств производства. Как и то, что с определенного этапа развития человеческого общества структура производства и последующего обмена приобретает определенные свойства, когда даже идеальное производство и обмен приводят к кризису. И дело не в том, потребляется ли вся масса потребительских товаров в отчетный период или часть этих товаров остается на складе, потребляются ли необходимые товары или товары не столь необходимые человеку для его нормального воспроизводства духовных и физических сил. Все дело в обмене между средствами производства первого и второго подразделения. Именно этот обмен определяет кризис. Именно невозможность часть средств производства превратить в деньги приводит общественное производство в кризис. Пока существует возможность покрывать реальными деньгами возрастающую диспропорцию в этом обмене, процесс представлен подъемом и ростом общественного богатства, но как только обмен достигает критической точки, за которой второе подразделение, где находятся средства производства предметов потребления, уже не может доставлять реальные деньги в первое подразделение без нарушения собственного нормального функционирования, происходит кризис. Восстановление динамического равновесия сопровождается сокращением производства, прежде всего средств производства для производителей предметов потребления, до пределов, когда предложение будет соответствовать спросу, и приводит к восстановлению нормального течения дел. Эмиссия денег, не обусловленная реальным оборотом товаров и ничего с реальными деньгами не имеющая, а по сути эмиссия просто бумаги похожей на деньги, ничего не решает в этом вопросе, кроме того, что эта эмиссия подготавливает более масштабные диспропорции, когда реальных денег, то есть реально обменивающихся товаров по общественно необходимой стоимости, все же будет не хватать для удовлетворения предложения производителей средств производства. При существующих условиях производства и обмена не поможет и регулирование между указанными производителями и потребителями средств производства, которое непременно приведет и приводило в прошлом к потере свободы, вначале для этих участников общественного обмена, а в конечном счете и для всего общества. Что в свою очередь, приводило и приведет к потере понимания реальных потребностей человека, а значит реального пути развития.

В основе стремления капитала развивать в производстве то или иное направление лежит тонкий и очень сложный механизм взаимодействия потребности конкретного человека, новых идей производителя и технических возможностей. Разрушение этих обуславливающих друг друга взаимосвязей, которые естественным образом складывались в прошлые эпохи и продолжают складываться в современных капиталистических отношениях, приводит к деградации не только производителя, но и потребителя.

Не решает вопрос и увеличение покупательной способности всего населения, так как в реальных условиях это составит мизерную часть от перепроизведенных средств производства. Поэтому задача сводится не к предотвращению кризиса, а нахождению механизма быстрого изъятия капитала связанного в товарной массе средств производства из отраслей, где существует наибольший разрыв между общественно необходимой ценой и затратами лежащих в основе производства этих товаров. Так как капитал состоит не только из основной, но и переменной части, то и переменная часть, то есть рабочая сила, оказывается связанной профессиональной специализацией людей с отраслью, подверженной кризису. Поэтому, как и в случае с основной частью капитала, задача сводится к тому, чтобы увеличить степень мобильности, то есть реальной экономической свободы рабочей силы, которая определяет возможность быстрого ее перехода в другие отрасли хозяйства. Если в развитых странах с развитием производства проблема мобильности рабочей силы теряет свою остроту, то в полуразвитых и неразвитых обществах она стоит еще достаточно остро.

§2. Нарушение обмена
Несмотря на то, что до сих пор существуют национальные экономики, наступила эра глобальных кризисов. Интеграция достигла тех масштабов, когда уже не существует спасения для капитала, вращающегося на национальном рынке, во внешней торговле, так как национальный рынок превратился всего лишь в часть мирового рынка, а мировой капитал рассматривает национальные рынки в ежедневном обороте, всего лишь как этап в полном обороте превращений из денежной формы в товарную и обратно в денежную. Исходя из постановки вопроса, мы можем предположить, что средства производства предметов потребления в экономиках большинства развитых стран, и прежде всего США и ЕС, находились в состоянии, когда их обновление не представлялось для участников рынка целесообразным, создавая напряжение на другом конце совокупного оборота мирового продукта, и в деньгах и в перепроизводстве. Это подтверждают данные по автомобильной промышленности и в индустрии строительства...