Моральное кодирование на вооружении власть имущих

Максим Гуреев
Одной из культурных традиций в контексте развития современных социокультурных процессов является моральное кодирование на вооружении власть имущих.

Кодирование – это манипуляции с помощью кодов, кодификация – сведение в единый кодекс разрозненных норм кодирования.

На протяжении всей человеческой истории до настоящего дня власть имущие люди, политические элиты должны были пользоваться определёнными механизмами и законами социокультурного и психологического мироустроения для того, чтобы не потерять, а укрепить свои полномочия. В качестве одного из эффективных инструментов для воспроизводства, репродукции собственной власти отдельные персоналии, либо общности, использовали мораль.

Мораль сама по себе эффективна лишь постольку, поскольку; обыденные, житейские нормы морали очень сильно варьируются в зависимости от принадлежности группы людей к той или иной культуре, социальной страте. Исходя из этого, элиты общества осознали необходимость моральной кодификации, то есть упорядочения и систематизации разрозненных моральных норм в определённые кодексы, призванные быть общими для всех, что обеспечивало бы лучшую контролируемость масс.

Разным культурам мира соответствовали и различные моральные кодексы. Одними из наиболее известных, постоянно находящихся на слуху, являются: средневековый самурайский кодекс Бусидо, моральный кодекс средневековых рыцарей, моральный кодекс строителя коммунизма. В качестве общего знаменателя во всех этих примерах можно узреть волю власть имущих упорядочить функционирование определённых социальных слоёв и навязать им свой контроль свыше. При этом не стоит относиться к этим манипуляциям чужим сознанием, менталитетом, как к явлению сугубо негативному. В периоды внутренних раздоров, социальной нестабильности в той или иной культурной среде именно кодификация, опирающаяся на некие целесообразные стандарты, выводила общество из состояния хаоса, беспорядочности и подавленности. Периоды распущенности необходимо сменяются периодами консервации в истории, и – наоборот.

Культурные традиции морального кодирования дошли до нас в литературных и устных источниках (японские «Хагакурэ», «Бусидо сёсинсю», военные эпопеи, западноевропейские своды правил и законов, кодексы поведения российского дворянства, советский «Кодекс строителя коммунизма»). Посредством совокупностей знаков (символов), смыслов и их комбинаций в них выражены образцы, эталоны поведения для той или иной социокультурной среды или, более конкретно, для той или иной социокультурной группы людей. Некоторые аналогии моральных норм можно проследить в различных культурах мира, однако налицо также и их уникальность, неповторимость применительно к каждому конкретному контексту употребления.

При этом следует отметить тот факт, что наиболее эффективным функционирование и развитие моральных кодексов было там, где правящие элиты подавали личный пример следования тем или иным установленным заповедям. Большим авторитетом пользовались, например, японские правители сёгуны, поскольку пропагандировали Бусидо – Путь Воина – не только на словах, но и на деле, демонстрируя в пограничных ситуациях незаурядные боевые мастерство и выдержку. И, напротив, чем менее правящая элита следовала установленным нормам поведения, тем более она лишалась уважения в обществе. Наглядный пример – прогнившая с годами и морально разложившаяся верхушка КПСС.

Зачастую в повседневных практиках бытия ставятся вопросы: «Что сильнее – моральный кодекс или бессознательная свобода личности? Что справедливее из этих двух начал?» Из такой постановки вопросов логично следует то, что имеет место дихотомия (двойственность) ответов на них. Налицо абсолютизация того или иного начала: одни ярые представители сегодняшней молодёжи проповедуют (причем нередко в действии) вседозволенность, беспредел и безнаказанность; другие, наоборот, не способны сделать и одного реального самостоятельного шага в жизни без участия своих родителей, без наставлений учителей. Однако, здесь и кроется корень проблемы: мы в данному случае противопоставляем друг другу то, что призвано существовать в симбиозе, поддерживать и обогащать смысл друг друга. Крайности еще никого до добра не доводили: в современном мире глупо подставлять правую щеку, когда тебя лупцуют по левой; но и антигуманно, бесчеловечно уподобляться главным героям нашумевших гангстерских киноэпопей [4]. В этом процессе становления личности одну из ключевых ролей как раз таки и играют правящие элиты – те люди, которые вводят или отменяют цензуру в обществе, которые диктуют или пускают на самотёк образцы морального поведения для граждан.

Очевидно, что моральное кодирование проводится власть имущими только тогда, когда представляется им целесообразным, на пустом месте неизвестно для кого и как, моральные кодексы не возникают. В таком случае встаёт вопрос: чего хотят добиться наши, российские, правящие элиты отсутствием чёткого курса в данном поле человеческой деятельности на данном отрезке исторического развития?

Необходимость кодифицирования моральных норм актуальна и до сих пор, поскольку российское общество, находившееся на перепутье в постперестроечную эпоху, на собственной шкуре испытало вред чрезмерной плюралистичности в трактовке норм поведения для людей. Некоторые попытки внедрить в российское и постсоветское общество, в его культуру универсальные коды морали предпринимались на локальном уровне, однако осознают ли нынешние правящие элиты важность данного вопроса в контексте общедержавного значения – проблема остающаяся актуальной и по сей день.





Впервые опубликовано в:
 Гуреев, М. В. Моральное кодирование на вооружении власть имущих // Науки о культуре – шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. – Том 7 / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российский институт культурологии; Научный Совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия; Театральный институт им. Б. Щукина / И. М. Быховская (отв. ред.). – М. : РИК, 2007. – С. 435-438. (0,3 п.л.).



Рекомендуемая литература.

1. Makkawity. Феномен европейского рыцарства и его аналоги на Дальнем Востоке и в фэнтези. 2002-2003 // Rolemancer Режим доступа: http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1977
2. Гвоздёв  С.А.  Самураи. Путь меча. – Минск: Современное  слово, 2001. – 384 с.: ил.
3. Горбылев А.М. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу. –  Минск: Харвест, 1999. – 496 с.
4. Гуреев М.В. Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики// Материалы Первой научно-практической конференции молодых учёных-гуманитариев/ Под ред. Е.В. Амосовой, М.Н. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 100 с. С. 27-31.
5. Гуреев М.В. Моральный кодекс и свобода личности// Научно-популярный журнал Новгородского Государственного Университета «Время открытий». Март 2005 (№ 3). 6. История западноевропейской средневековой культуры. Часть 2: Культура рыцарской  среды: Учебное пособие / Сост. И.Ю. Николаева, Н.В. Карначук. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.
7. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
8. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М.  История Японии. –  М.: Высшая школа, 1988.
9. Моральный кодекс // Большая Советская Энциклопедия. - Режим доступа: http://www.ezi.ru/1/49/907.htm
10. Савушкин С. Моральный кодекс строителей коммунизма. - Режим доступа: tvgallery.ru/ru/articles/article_3.html
11. Саотомэ Мицуги. Айкидо и гармония в природе. Пер. с англ. Н. Шпет. – Киев: София; М.:ИД «Гелиос», 2002. – 304 с.
12. Словарь по этике/ Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е  изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
13. Томас Клири. Кодекс самурая. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 224 с.
14. Томас Клири. Японское искусство войны. Постижение стратегии. Пер. с англ. Котенко Р.В. – СПб.: Евразия, 2000. – 256 с.
15. Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. – Издательство  ЯПОНИЯ  СЕГОДНЯ, Фонд ИНТЕЛЛЕКТ. –  М., 2000. – 640 с.