Сочиняйте осторожнее

Сергей Говоров
СОЧИНЯЙТЕ ОСТОРОЖНЕЕ

Нет ничего более унылого, нежели Петра творенье ранней весной, когда вытаивает вся накопившаяся за утомительную зиму грязь; когда Невы державное теченье весенний мусор вдаль влачит, а слой какашек (собачьих, в основном) покрывает береговой её гранит. Какая светлая голова додумалась именно в эту безрадостную пору устроить здесь международную конференцию, да ещё с претенциозным названием «К новым открытиям через интеграцию наук»?
Так размышлял Максим Сергеевич, пробираясь через лужи по Английской набережной в питерский офис филиала своей компании, разместившийся в старинном особняке Тенишевых на Галерной. Настроение было под стать промозглой погоде: за участие в предолимпийском проекте от компании недавно потребовали десятипроцентный откат. И это в администрации президента! То же происходило в ФСБ и МВД. О том, что творилось в других инстанциях прогнившего госаппарата, не хотелось и вспоминать.
Сквозь равномерный гул щебетанья в набитом нетургеневского типа девушками лифте в моменты остановок на этажах пробивались обрывки фраз: «…креатив … мы вчера устроили пельмень–пати… экшн… тендер… продвинутый… они себя позиционировали… моя мама – хозяйка телеканала…». Максим с любопытством посмотрел вслед энергичной попке дочки хозяйки телеканала без особого, впрочем, удивления – он уже привык к тому, что в его конторе работает народ, так сказать, не от сохи. Призывно цокая копытцами, энергичная попка удалилась вглубь атриума.
В попытках совместить участие в конференции с решением накопившихся служебных проблем Максим почти весь день провёл в беготне по кабинетам филиала, не раз натыкаясь на обладательницу энергичной попки, оказавшуюся Ольгой. На его незатейливую шутку при очередной встрече – мол, судьба нас сводит – Ольга откликнулась с энтузиазмом. Внимательно посмотрев ей в глаза, Максим понял, что можно не тратить драгоценное время командировки на ритуал ухаживания, и уже этим вечером они азартно кувыркались в койке в мини-отеле Де Люкс, удачно расположенном напротив офиса. В процессе увлекательного траха и сопутствующей болтовни выяснилось, что Ольга в разводе; бывший супруг, конечно же, подонок; есть дочь; есть «друг» – израильский бизнесмен, который, мерзавец, не торопится усерьёзнить отношения. В течение вечера любовник звонил Ольге два раза; она, не прерывая процесс, брала трубку и обстоятельно разъясняла ему из-под Максима, что завалена (стон) работой и сейчас прийти ну никак не может и что придёт к нему попозже, ближе к ночи.
Повинуясь неодолимому инстинкту топорщить перья перед самкой, Максим похвастался Ольге своими окололитературными потугами и подарил ей свою единственную изданную книжку. Полистав тут же в постели книжку минут десять, Ольга пришла в восторг, наговорила кучу комплиментов и немедленно стала извлекать пользу из ситуации.
-На мамином канале идёт сериал, снимают на частной киностудии, написанный сценарий заканчивается, а продолжения нет. Посмотри сценарий, может, подбросишь какую-нибудь идейку?
-А разве у вас нет сценариста?
-Хороший профессиональный сценарист стоит дорого, а плохие нам не нужны. Сами лепим, кто во что горазд, вроде буриме.
-А вы поубивайте всех персонажей и закройте сериал. Или попережените всех нафик, что почти одно и то же.
-Ты что! Вовсю идёт раскрутка, издали бестселлер, рекламой заклеили метро, есть сайт с онлайн – игрой по сюжету! Это невозможно, канал погибнет!
-А что за сюжет, слезливая история Золушки, как обычно? Потеря памяти, внезапно найденные родственники?
-Это уже не катит. У нас мистико–фантастический жанр.
-Ясно. Пришельцы, маги, звёздные войны, мгновенные перемещения во времени и пространстве...
-Ничего подобного. У нас совершенно оригинальный сюжет с романтической линией. Герой сериала стремится попасть в параллельные миры, где события развивались иначе, и где, возможно, жива его погибшая в нашем мире возлюбленная. В поисках любимой в параллельных мирах он преодолевает всяческие препятствия и опасности, с ним происходят разные приключения, ну и так далее.
-Не сказать, чтоб совсем уж свежо.
-Ну посмотри по диагонали, неужели тебе трудно?
Можно ли отказать в пустяковой просьбе лежащей рядом голой женщине, только что оглашавшей отель оргазмическими воплями? Убегая к своему еврею – любовнику, Ольга чмокнула Максима в щёчку и пообещала сбросить сценарий по мейлу. И через час сбросила - наверняка из-под еврея, подумалось Максиму.
Следующим вечером после пленарных заседаний на конференции Максим решил, не читая сценарий, сперва войти в тему. Порывшись в интернете, он заскучал. Тема параллельных миров оказалась истоптанной, как набережная Мойки, начиная с Уэллса. На многочисленных сайтах с этой тематикой обнаружилась даже наработанная специфическая терминология – в частности, выяснилось, что вселенная множества миров именуется Мультиверсумом, в отличие от нашей вселенной – Универсума. Заглянув в сценарий, он заскучал ещё больше – уровень сюжета и фабулы действительно соответствовал компьютерной игре. Порталы, спонтанные переходы… Очень захотелось сбежать с конференции, но Максим устыдился своего малодушия, включил скайп, вызвал Ольгу и сообщил ей результаты своих изысканий.
-Сюжет слишком прямолинеен, нужно покруче закрутить интригу. Давай сделаем так: герой сериала, отчаявшись отыскать любимую в параллельных мирах, решает поискать её в своих прошлых жизнях. Тут введём элемент детектива – пусть организацией путешествий по параллельным мирам и прошлым жизням занимается мафия под крышей легального туристического агентства. Их клиентура – люди, жаждущие встретить умерших близких, желающие поменять линию жизни на более благополучную, просто искатели острых ощущений. Всё это, разумеется, незаконно. Кроме того, мафия занимается укрывательством преступников и контрабандой путём переброски в другие миры и обратно. За всем этим безобразием должна бдить полиция Мультиверсума. Поскольку подобные неконтролируемые переходы чреваты нарушением причинно-следственных связей, в полиции имеется специальное темпоральное отделение, возглавляет которое шеф, колоритный персонаж по имени… ну, например, Мюллер.
-Обвинят в плагиате.
-Ничего, закосим под якобы гротеск. Вон Акунин почти все свои сюжеты списывает, и хоть бы что. Типа римейк. Только надо сделать Мюллера поэкзотичнее.
-А давай он будет одноногий?
-Джон Сильвер. Было.
-Ну трёхногий.
-А первичные половые признаки куда девать? Не пойдёт.
-Четыре ноги!
-Кентавр. Было. Хвост и длинные уши даже не предлагай.
Ольга задумалась, потом неуверенно сказала:
-А что, если у него будут две головы? С разными характерами, и пусть они всё время между собой переругиваются.
-Стругацкие, «Экспедиция в преисподнюю». Было.
-Блин. Три головы.
-Змей Горыныч…
-Четыре руки, - упорствовала Ольга.
-«Вот, скажем, Шива – многорук, клыкаст…». Высоцкий.
-Ёпэрэсэтэ. Один глаз.
-Нельсон. Кутузов.
-Три глаза. Он достиг просветления во время посещений нашего мира путём длительных медитаций перед пятиметровой левой задней ногой неведомой зверюги, выставленной в Москве в палеонтологическом музее. Пусть он включает третий глаз только иногда, когда ему нужно кого-нибудь протелепать.
-Лобсанг Рампа, «Третий глаз». Было, было. Всё уже было. Ладно, давай остановимся на третьем глазе, для шефа темпоральной полиции вещь в самый раз. Теперь так. Необходим оживляж. Включаем несколько сцен офигительного секса.
-Нельзя, сократит аудиторию за счёт детей и родителей. Тинейджеры нам аудиторию не прибавят, они сериалы не смотрят, они на дискотеках трясутся. Лёгкая эротика, не более.
-Хорошо, согласен. Для эротики вводим демоническую красотку, умницу и негодяйку. Фамфаталь в финале окажется… ладно, придумаем, кем там она окажется. И вообще все персонажи должны оказаться не теми, кем они представляются вначале. Закон жанра. Финал каждой серии должен быть неожиданным, чтобы ждали продолжения, а финал следующей серии – ещё неожиданней.
Отключившись, Максим принялся набрасывать продолжение сценария. Писалось легко, иногда возникало ощущение, что он просто берёт готовое откуда-то, где оно уже лежало готовое; или что он вспоминает знакомое, когда-то читанное, но почти забытое. Главного героя он, посмеиваясь, списал с себя; эротическую фамфаталь мстительно срисовал с особы, некогда разбившей его сердце, слегка шаржировав некоторые черты её характера и излюбленные словечки. По ходу действия герою предстоял визит в криминальное туристическое агенство, организующее туры в иные миры и прошлые жизни. Для освоения материала Максим прогуглил «кем вы были в прошлой жизни», нашёл подходящий сайт, потратил полчаса на ответы на кучу вопросов – предпочтения в еде, одежде, погоде, климате, архитектуре, растительности, привычках и так далее, и наконец выяснил, что прошлую жизнь он провёл в Исландии. Ольгу предложение перенести действие нескольких последующих серий в Исландию привело в восторг:
-Викинги! Вулканы! Гейзеры! Водопады! Какая экзотика! Слушай, у нас работает исландец, по обмену специалистами, мы же сотрудничаем с компанией Оркюнстофнун. Зайди завтра в офис, поговори с ним – в живом общении можно выяснить детали, которых не найдёшь в инете.
Потомок свирепых викингов Эйрик оказался худым, сутулым, лысоватым и большим патриотом своей родины. По-русски он говорил вполне сносно и о своём отечестве рассказывал с увлечением.
-Вы из Рейкьявика? – блеснул гугловской эрудицией Максим.
-Нет, я из города Киркюбэжарклаустур.
-Кир.. кю…
-Киркюбэжарклаустур. Это недалеко от ледника Эйяфьяллайекюль в национальном парке Йекюльсаургльюрвюр. Там недавно извергнулся вулкан Хваннадальсхнукур, слышали?
-Н-н-нет…
-У нас там сейчас праздник, Верслунаманнахелги. А потом, через месяц, будет праздник Сооманнадагуринн, тоже очень весёлый. У нас замечательная национальная кухня! Главное блюдо – тухлая акула, её гноят полгода для достижения нужной степени разложения. Или маринованные бараньи яйца, спрессованные до формы печенья. Называется хрутспунгур. Или распиленная пополам и ошпаренная кипятком баранья голова – почти сырая, с глазами. Под картофельный шнапс закуска замечательная. Что-нибудь не так? – спросил Эйрик, озабоченно глядя на Максима.
-Н-нет, нет, всё в порядке, продолжайте, пожалуйста.
-Армии у нас нет, не от кого защищаться. Преступности нет, последнего преступника нашли, проверив алиби всех жителей – а куда преступнику с острова посреди океана деться: до ближайшей земли триста километров, да и та Гренландия. Плотность населения – полтора человека на квадратный километр. А какие там пейзажи! Правда, у нас только три солнечных дня в году… А вы знаете, по поверьям, в исландском аду ледяной холод: чтобы выпить утренний кофе, нужно ложечкой в чашке проломить корочку льда, - хихикнул Эйрик, - это придумали первые христианские миссионеры, поскольку рассказы об адской жаре и пламени вызывали у жителей острова неодолимое желание попасть в это клёвое местечко...
В конце беседы Эйрик поинтересовался причиной интереса Максима к Исландии. Тот честно сказал, что это нужно для сценария фантастического фильма о множественности жизней и миров.
-Вы с этим поосторожнее, - посмеиваясь, сказал Эйрик, - в наших древних сагах есть предупреждения на этот счёт. В бесконечности миров есть место для всего; и всё, что можно измыслить, в том или ином виде где-то может существовать. Такого, знаете ли, нафантазировать можно на свою голову…
Слегка покачиваясь от впечатлений, вдохновлённый Максим вернулся в отель и продолжил работу. К вечеру он отправил по мейлу свои наброски Ольге и с облегчением завалился спать, предвкушая завтрашнее возвращение домой.
Утром его разбудил телефон.
-Максим Сергеевич, доброе утро, - произнёс застенчивый мужской голос, - извините, что беспокою в такую рань, но я знаю, что вы сегодня улетаете, поэтому выбора у меня нет, другого времени не будет. Я с телеканала, из бухгалтерии. Нам нужно встретиться. Нужна ваша подпись под договорчиком об оплате за работу над сценарием.
-Ольга мне не говорила про оплату.
-Я знаю. Видите ли, у нас финансы несколько ограничены; но вот как раз вчера выяснилось, что имеется возможность вам заплатить. Нам очень понравились ваши идеи, мы хотим продолжить сотрудничество с вами. Мы можем встретиться в офисе у Ольги, или я могу зайти к вам в гостиницу, а? На ваше усмотрение. Я нахожусь неподалёку, на Конногвардейском.
Выходить в промозглое утро не хотелось ужасно, но и отказываться от левого заработка было глупо.
-Заходите, - сказал Максим.
Одевшись, он позвонил Ольге, но её телефон не отвечал. Бухгалтер пришёл через полчаса. С формальностями покончили быстро; визитёр не отказался от кофе.
-Вы так здорово всё расписали в сценарии, - сказал бухгалтер, - откуда вам это всё известно?
-Придумал. У меня знаете ли, фантазия богатая.
-Там у вас всё так реально… как будто вы всё это видели, до деталей. Вид оружия сотрудников полиции Мультиверсума, униформа, конструкция портала для перехода в другие миры...
-Говорю же, фантазёр я… а вы, собственно, когда успели прочитать сценарий? – насторожился Максим, - я только вчера вечером отправил мейл Ольге.
-Видите ли, Максим Сергеевич, - осторожно улыбнулся бухгалтер и поставил недопитый кофе на стол, - я несколько ввёл вас в заблуждение. Мне пришлось это сделать, чтобы встретиться с вами. Я не из бухгалтерии, я, так сказать, из органов. Возникла проблема. Дело в том, что в вашем сценарии всё настолько близко к реальности, что это не может быть лишь плодом, как вы утверждаете, фантазии.
-К какой реальности, что вы несёте? Это фэнтэзи, мыльный сериал! Я это выдумал!
-Вероятно, кто-то допустил утечку информации, - задумчиво сказал лжебухгалтер, - или организовал её преднамеренно. Будем разбираться.
-С каких пор милиция занимается мистикой?
-Я не из милиции, - неожиданно твёрдо произнёс визитёр, - лейтенант Тихонов, темпоральная полиция, сектор Амбер-17. Вам придётся ответить на некоторые вопросы, гражданин Калашников. Заходите, шеф.
В углу комнаты громыхнуло, ослепительным сиреневым светом вспыхнул сводчатый портал, и в его проёме в клубах дыма, яростно вращая всеми тремя глазами, возник шеф темпоральной полиции Мюллер.