Страна изломанных судеб. Часть 6

Генрих Васильев
    Обшитую деревом, металлическую дверь открыла молодая девушка.
- Вам кого? – спросила она, увидев Сергея.
- Мне нужна Ухова Наталья Петровна.
- Мама, сейчас, на работе, в ларьке, на остановке сидит. А что вам от нее надо?
- Так, пару вопросов задать…  - замялся он, показывая удостоверение. – Объясните, лучше, как найти этот  ларек?
   Искать  оказалось несложно.  Выйти  из  подъезда, повернуть  направо  и  триста метров  пройти  вперед.  Вот  и  он, обычный  остановочный   павильон   торгующий  пивом,  сигаретами  и  прочим  товаром.  Внутри  сидела  женщина,  лет сорока  пяти. Внешний  вид  сомнений  не  вызывал,  всю  жизнь  в  торговле  работает, с такой не очень-то  поразговариваешь. Скажет, что телефона  у  нее нет  и  все  дела.  Докажи, потом, что это не так.
  Сергей  подошел  к  павильону  и  набрал номер. Женщина, услышав характерную мелодию вызова, взяла трубку.
- Алло, - произнесла она, нажав нужную кнопку.
- Это я вам звоню, - пояснил ей Сергей, в окошко для покупателей. – Я из милиции, вас дочь, наверное, уже предупредила?
- Допустим, - заинтриговалась та. – И чем я могу вам помочь?
- Мне нужен ваш сотовый. «Сони-Эриксон», если не ошибаюсь?
  Отпираться было бессмысленно. Телефонный аппарат находился у нее в руках.
- Зачем он вам понадобился? Аппарат мой, почему я должна  вам его давать?
- Он не ваш, а убитого два дня назад прокурора.
- Вы шутите? – заметно напряглась женщина.
- Нисколько. Преступник убил его и забрал все ценные вещи.  Либо  вы  добровольно выдаете мне аппарат и рассказываете всю правду. Где и у кого его  приобрели? Либо едите со мной, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будем разбираться, не причастны ли вы к преступлению. 
- Кто? Я?!! –  искренне  удивилась  Наталья  Петровна. – Вы  всерьез думаете, что я могла кого-то убить?
- Откуда мне знать? Телефон-то у вас.
- Да,  возьмите  ваш  сотовый, - кинула она его на прилавок. – Мне  Васька  Фролов его в счет долга отдал.
- Теперь, пожалуйста, поподробнее. Кто такой Васька и как его разыскать?
- Пьянь местная! Раньше слесарем в жилконторе  работал,  пока  не  спился совсем. Теперь бутылки и банки собирает.  А искать его просто, он  скоро  сам сюда придет. Снова будет пиво в долг клянчить.







       Грозный  Сергею понравился - молодой,  цветущий, гармонично развивающийся  город,   расположенный    на  обоих  берегах  Сунжи,   притока   Терека.  Его  история  насчитывала  менее двухсот  лет.
   Основанная в 1818 году, по приказанию генерала Ермолова, крепость блокировала чеченским  горцам  выход   на   равнину  через  Ханкальское  ущелье. Но в 1870 году свое  стратегическое  назначение  она  утратила  и  была  преобразована  в окружной город Терской области.
- Здесь воевали Михаил Лермонтов и Лев Толстой. –  увлеченно рассказывал Аслан, пока его отец, за рулем новенького «Жигуленка», нарезал круги показывая местные достопримечательности.
     Радуев старший их встретил на вокзале у поезда. Обнял сына, затем поздоровался с его товарищами.
- Рад, что вы  решили  к  нам приехать, - искренне произнес он. – Друзья моего сына, мои друзья! Пойдемте, вас уже все ждут.
  Семья Радуевых  жила  за  городом,  в  отдельном, собственном  доме.  Имела  свое приусадебное хозяйство и  небольшую  отару  овец.  Семью  возглавлял  дед  Аслана, восьмидесятилетний  старик, еще  довольно  крепкого  телосложения. Он  сидел  во главе стола, накрытого во дворе  и  с  гордостью  смотрел  на  собравшихся.  На  его пиджаке,   висели   боевые    медали   и   ордена,  полученные  им  во   время Великой Отечественной войны.   Как   рассказал   Аслан,  пока  они , после  дороги,  парились  в  бане,   свой  фронтовой  путь  дед  начал  в  августе  сорок  второго  года. Когда  он,  еще совсем молодым семнадцатилетним мальчишкой, встал на защиту Грозного,  от  фашистских захватчиков, в   рядах   народного   ополчения. Затем, была регулярная армия, ранения, фронт. Войну   он   закончил  в   сорок   пятом,   под    Кенигсбергом. Получив   очередное  ранение,   снова   попал  в  госпиталь,  где  и  узнал  о немецкой капитуляции.  Вернуться домой  тогда  ему  не   удалось. В  этом  не  было  смысла. В  марте сорок четвертого, его мать и сестру вместе с еще тысячами таких же  жителей,  как и они, по  указу  советского  правительства,  депортировали  в  Сибирь. Обратно  они  смогли приехать,  только  после  смерти  Сталина,  и  реабилитации  чеченского   народа,  в пятьдесят седьмом году. Здесь  он  женился, занялся сельским хозяйством,  возглавил местный колхоз. За ударный труд в мирное время, к его боевым наградам, прибавились еще и трудовые. 
   За столом, собралось много  народу. Почти  вся  родня  Радуевых – дед, отец,  два старших    брата   и   соседи  по  селу.  Мать,  сестра  и  другие, пришедшие  в  гости женщины,  сидели   неподалеку,   за   соседним столиком и тоже  о  чем-то увлеченно беседовали. О  чем  шла   у  них   речь, Сергей  не  понял, он просто не знал местный  язык.  У  мужиков  же, все шло, как обычно. После съеденного, из свежей   баранины, шашлыка и выпитого вина, разговор перешел на политику. Кто-то высказал мысль, что Грузия и прибалтийские республики всерьез хотят отделиться от  СССР.  Этому  имелись серьезные предпосылки. Подавленные милицией и  внутренними войсками волнения в Тбилиси,  Риге  и  Вильнюсе,  которые   не   освещались   в   прессе,  но  о которых  знали все, только  усиливали  впечатление, что  единое  для  всех  братских  народов   государство    уже   не    является   цельным.  Ощущение  приближающейся катастрофы   поддерживал     и     прошедший   в    марте   этого    года,     всесоюзный   референдум о сохранении СССР.  Две  трети  граждан проголосовали   за  сохранение  страны,  но  одна  треть,  все   же,   высказалась   против.   Для    трехсотмиллионного   населения,   треть  это было немало. Вполне,  реальная   сила,   чтобы   расшатать  и разрушить любое, даже очень крепкое, государство.
   Точку  в  этой  полемике  поставил  дед  Аслана . Он  с  силой  ударил  кулаком  по  столу  и, встав со своего места,  обвел  всех тяжелым, пронзительным взглядом. Все,  чеченцы,   ингуши,   русские   сразу   прекратили  спорить  и  стали   ждать,  что  он  скажет.
- Из всех, вас, - тихо начал он. – Я  имею  гораздо  большее право не любить Союз и советскую   власть.   Моего   отца,  простого   крестьянина,   в   тридцать    седьмом, расстреляли,   как  врага   народа,  оставив  многодетную   семью   без   кормильца.  Но когда,  во  время  войны, сюда  пришел  враг. Я,  как и  многие другие, встал на защиту этого государства. И  ни   о   чем  не  жалею.  И  если  б   потребовалось  это совершить  еще  раз,  сделал  бы  это  снова. У нас одна общая история, одно общее настоящее и одно  общее  будущее.  Хотим  мы  этого или  нет,  но  мы  одна  семья.
  Он на секунду прервался, затем, показав на Аслана, Сергея и Сашку Звягинцева, продолжил:
- Мой  внук, и  эти  двое  русских  парней, вместе учатся  в военном училище. Вместе едят, вместе спят, вместе в караул ходят… Им  делить  нечего!   Неужели,  кто-то  из сидящих   за  этим   столом,   хочет,   чтобы  они   вцепились  друг   другу  в  горло и  пролили кровь?
  За столом таких не нашлось. Дед сел, а все остальные перешли на  другие  темы.




    Василий Фролов пришел через час. Но к удивлению продавщицы, просить пиво в долг  не стал. Спокойно  выложил  на  прилавок тысячную купюру и заказал три бутылки.
- Откуда у тебя такие  деньжища?  –  искренне  удивилась  та.  –  У  тебя   отродясь, больше ста рублей не водилось.
- Что это ты на меня наговариваешь? –  обиделся  Василий.  –   Я   когда  в   ЖЭКе работал, по более тебя заколачивал.
- А что ж ушел тогда?
- Выгнали,  -  честно  признался он. – Поддавать сильно начал. Клиент думает, если водопроводчик, то обязательно пьяница. Вот мне бутылку постоянно и ставили.  Ну, а я, само собой, ее и оприходовал. Не пропадать же добру?
  Продавщица взяла деньги, просунула в окошко три бутылки пива и дала сдачу.
- А что, так  мало? –  возмутился  он, пересчитав  деньги. –  Здесь,  еще  пятихатки  не хватает.
- Так ты мне пятьсот рублей должен был. Забыл, что ли?
- Почему, забыл?  Я ж тебе за это сотовый подарил.
- Сам пользуйся таким телефоном! – не сдержалась Наталья Петровна. – Вон, тебя милиция уже по этому поводу дожидается!  Будешь  знать,  как  вещи  у  мертвяков тырить.
- Какая милиция?! Какие покойники?!  –  попытался  сделать изумленное лицо он, будто и впрямь не понимает, о чем идет речь. 
  Обернувшись, Фролов  уперся в стоящего сзади Снегирева.
- Ну, что сразу сознаешься или к нам поедем?
- Да, что там сознаваться-то? – слетела с него вся спесь.-  Было дело… Заныкал я мобильник.
- А остальное, куда дел?
- Что именно? Не было больше там ничего.
- Ну, как же? – напомнил ему Сергей. – Часы, бумажник…
- Ах, это… У меня дома лежит. Если надо, то я верну.
- Вернешь, конечно. Куда денешься? Скажи, только, по «02» ты звонил?
  Василий кивнул.
- Я когда этого прокурорского обнаружил, то испугался сильно. Сначала, хотел сразу ноги   сделать. Но  потом  одумался.  Карманы  его  проверить решил,  ценные  вещи   забрал. Покойнику они, как бы, уже ни к чему вовсе. 
- А документы, чего оставил?
- А зачем они мне? Чтобы ваши на меня убийство повесили?
- Резонно, - согласился Сергей. – Что ж пойдем, к тебе в гости. Отдашь, что похитил.
- Там, это.. – смутился  мужчина.  -  Немного  денег  не  хватает.  Я  если   что,  потом недостающую сумму внесу.