Когда работа любимая

Сергей Бондарев
Май. Утро. Солнечно и свежо. Виталий Федорук, капитан милиции, не спеша шел на работу. Он сегодня заступал на суточное дежурство по райотделу.
Вместе с Виталиком на дежурство заступил старший прапорщик Иван Павлюк, в простонародье «Дядя Ваня». Он был среднего роста, но весьма плотного телосложения. В милиции он начинал  во времена Советского Союза, в патрульно-постовой службе, но последние десять лет работал помощником дежурного..Годы уже не те, за бандитами особо не побегаешь, хватит, свой лимит он уже давно переловил.. Дежурить с дядей Ваней было значительно легче, чем с другими помощниками: он хорошо знал свою работу и относился к ней философски, без фанатизма.

- Виталик, – говорил он, – не бери все близко к сердцу. На всех тебя не хватит, а дома ждет жена, и ждет адекватного, а не с безумным взглядом. Ты сегодня дежуришь со мной, поэтому спасать мир и совершать  подвиги не будем – государство не оценит. Я Брюсу, который Виллис, уже позвонил, если что подстрахует. Он хоть и «орешек» но уже не такой «крепкий» как раньше, говорит радикулит замучил, поэтому просил передать тебе, чтобы мы делали свою работу спокойно, без лишних нервов. Ферштейн? Что непонятно, лучше спроси…

- Хорошо, дядь Вань. Наша задача, как у «Мальчиша-Кибальчиша», день отстоять да ночь продержатся.
- Молодец, ты все правильно понял.

Вообще-то Федорук работал участковым инспектором милиции, но в связи с тем, что дежурных по райотделу катастрофически не хватало, руководством приняло решение назначить подменными дежурными нескольких опытных сотрудников. Какие от этого плюсы? Да никаких. Это только со стороны кажется, что дежурный сидит на одном месте и отвечает на телефонные звонки. На самом деле вся организация работы следственно-оперативной группы лежит на его плечах. А телефоны...

Звонят все, кому не лень, по поводу и без. Порой возникает ощущение, что справочную службу «09» отменили за ненадобностью. В подъезде воняет газом? У нас должен быть «газовщик». Прорвало трубу у соседа? Сантехник, ну как без него. Сбежал кот? Ну, конечно, детектив Эйс Винтура защитник домашних животных у нас есть в штате…только сейчас он ищет причину смерти хомячка бабы Вали, который, с ее слов, был абсолютно здоров, но ушел в мир иной без каких-либо объяснений. Ну, конечно, не было его предсмертной записки. А откуда ж она возьмется? Ведь он не посещал хомячью школу, а вы, баб Валь, писать его не учили? Нет? Вот и все, мы вам помочь не сможем. Когда следующий раз купите хомяка, обязательно научите его писать, а лучше на компьютере печатать… Не беда что баба Валя психически нездорова и звонит несколько раз в день каждый раз с новой проблемой, ведь если ее не выслушать, то она и до президента дойдет...

А сколько у нас людей с серьезными психическими проблемами вы даже не представляете! Но они не дебоширят, не кричат, как говорят медики – не социально опасны, поэтому на учет их не ставят в соответствующих заведениях.

Баба Валя в прошлом учитель русского языка и литературы, ее муж – бывший партийный лидер районного масштаба – умер, дети давно выросли и разъехались. Осталась она одна в громадной квартире в центре города со своими фантомами и прежними амбициями. С соседями не общалась, считая это ниже своего достоинства, ведь они занимались торговлей а она – интеллигентка в третьем поколении и не с руки ей общаться с «торгашами»… Она так и не смогла перестроиться после бурных девяностых. В ее доме никогда не было гостей, кроме участкового инспектора, который посещал ее несколько раз в месяц. Реагировал на ее очередное (грамотно написанное) заявление. Вот и сегодня… умер хомяк. Общения ей не хватает. Детям она не нужна, поэтому высказывает все дежурному, который обязан выслушивать, а там, глядишь, полегчает и со спокойной душой можно смотреть очередную серию сериала... Вот такой бесплатный психолог, предоставляемый государством. А то, что таких звонков десятки, ну ничего, ему ж за это государство деньги платит…

К окошку дежурной части подошла женщина предпенсионного возраста вместе с какой-то бабулей. Глядя по внешнему виду, бабуля родилась в двадцатых годах прошлого века. На ней была ночнушка, поверх которой накинута джинсовая куртка. Обута была в комнатные тапочки на босу ногу.

- Что случилось? – спросил дежурный.
- Вот, бабулька потерялась, не помнит, как  ее зовут и где живет, – сказала женщина, которая ее привела. – Я утром выносила мусор, а эта бабушка стояла возле подъезда. А когда уже выходила на работу, увидела, что она по-прежнему там стоит. Сначала подумала, что она пришла к кому-то из жильцов, спросила ее , а она даже не помнит, как здесь очутилась, как ее зовут. Помогите ей.
Выйдя из дежурной части, Федорук подошел к старушке и начал задавать вопросы. Бабуля ничего не помнила, кроме того, что живет в Одессе.

«Странно, – подумал Виталик, – наверно что-то путает. До Одессы очень далеко». Тут его взгляд упал на металлический жетон, который висел на цепочке на ее груди. «Как армейский «смертничек», с данными  бойца. Может, родственники специально написали ее данные? Наверно не впервые это? Склероз – ужасное дело…» «А можно посмотреть ваш жетончик?» Когда она дала дежурному жетон, он прочитал «Ляховская Наталья Артемовна 1921 г.р. проживает с. Краюха, улица такая-то…» «Так это триста километров от нас... Как она доехала из глухого села в областной центр?» – подумал  Федорук. «Женщина, присаживайтесь в фойе на стульчик и ждите, за вами приедут».

Виталик нашел телефон дежурной части того самого дальнего райотдела в области, обслуживающего не только с. Краюха, но и несколько сел, которые ввиду своего удаления от цивилизации вполне можно назвать автономной республикой. Он несколько раз набирал номер дежурной части, но никто и не думал поднимать трубку. Наконец, трубку сняли, и сонный голос произнес:

- Алло, слушаю вас.
- Это милиция?
- Да, что вы хотели?
- А представляться вас не учили? Это вас беспокоят с центрального райотдела, вы дежурный?
- Нет, он поехал свиньям корм покупать.
- Помощник?
- Нет, он в огороде управляется.
- А кто ВЫ?
- Я водитель, а дежурный скоро подойдет. Что ему передать?
- Запишите телефон, пусть перезвонит. У нас ваша «потеряшка» запишите ее данные. «Мда, так работать можно», – подумал Федорук.

В половине шестого вечера дверь райотдела открылась, и два сотрудника ДПС (дорожно-патрульная служба) под руки затащили мужчину средних лет, который был не то, чтобы не трезв, просто пьян в «усмерть», поэтому сам идти не мог. Его ноги, впрочем, как и все в нашем государстве, боролись за независимость от мозга и в настоящий момент объявили забастовку.

- Что случилось? – спросил Федорук.
- Да вот, дядя на новом джипе ехал по Набережной магистрали, напротив Днепра, свернул и заехал на летнюю площадку кафе «Дубки». Люди врассыпную, а он, как на танке, давай «утюжить» пластиковые столики. Хорошо людей не задел. Потом хотел уехать, но не справился с управлением и «обнял» дерево. Хорошо, что из кафе сразу же позвонили, мы были недалеко, быстро подъехали. Он с автомобиля выйти не мог. Мы его в прямом смысле на руках вынесли. Хотели передать «Скорой помощи», но он на них кидаться начал. Откуда только силы взялись. Поэтому принимайте.

- Ладно, заводите, точнее, заносите в «обезьянник». Пусть проспится, потом поговорим. А где его авто?
- На эвакуаторе отвезли на штрафплощадку. Хотя она годна разве что на запчасти, восстановлению не подлежит.
- Вы его возили на освидетельствование? На наличие алкоголя?
- Обижаешь, командир, конечно. Вот акт. Врач сказал, что у него  смертельная доза алкоголя в крови, азиат давно бы умер, но мы ж славяне…

Позже, в пятнадцать минут седьмого, горе водитель проснулся и начал дергать за решетку и кричать:
«Начинается, – подумал дежурный. – Сейчас будет требовать адвоката».
- Дежурный, ты чо, не слышишь. Позвони моему адвокату.
В ответ тишина. Диалог с пьяным – пустая трата времени и сил. Через несколько минут он опять начал проверять решетку на прочность.
«А сейчас он потребует телефон и один  звонок, как в американских фильмах».
-Эй, дежурный ты чо, глухой, я имею право на один телефонный звонок.

«По времени пора уже меня разжаловать…»
- Алле, дежурный, ты меня слышишь, завтра ты здесь работать не будешь! Звезды слетят с погон как… как…ну ты меня понял!

Всех задержанных для себя Федорук разделил на три категории: буйные, тихие и как бы умные. Любитель авторалли, безусловно, относился к первой категории.

Они будут кричать, трясти решетку часов до четырех, потом уснут на лавке, а утром ничего не будут помнить. И только страшное похмелье напомнит им о том, что они сделали что-то не то, а так как они сильно пьяны, то часто не помнят причину их нахождения в милиции.

Вторая категория (тихие) – граждане, которые по воле случая или  под воздействием паров алкоголя совершили незначительное правонарушение. Таких стараются не держать до утра, а дав отрезветь, составляют протокол и – скатертью дорога... Обычно это происходит в позднее время, когда общественный транспорт уже не ходит. А пешая прогулка до дома помогает прийти в чувство.

Третья категория – те, у кого в состоянии алкогольного опьянения открываются «невиданные» ранее знания в области права, замешанные на последних кинохитах и юридическо-комедийных передачах. В нашей стране практически вся мужская половина разбирается  в двух вещах. В футболе и законах. Попадая в «обезьянник», они начинают требовать лист бумаги и ручку. Затем, с умным видом пишут до тех пор, пока их не сморит сон. А утром, идя в туалет, используют свои эпосы по прямому назначению.

Дежурный игнорировал выходки задержанного, которого это ужасно раздражало. Ему нужны были зрители, но всем было наплевать… Дефицита в клоунах не было…
В половине восьмого к дежурной части подошла женщина бальзаковского возраста, стильно одетая, неброский макияж лишь подчеркивал ее красоту. Только опухшие от слез глаза выдавали, что у нее что-то случилось.

- Здравствуйте, что у вас случилось?
- Меня зовут  Татьяна Николаевна Стрельцова. У меня пропал муж!
- Как его зовут? Где он работает? Когда последний раз с ним общались?
- Мой муж, Стрельцов Игорь Петрович, является генеральным директором сети магазинов стройматериалов «Кирпич плюс». Сегодня, около двенадцати, он мне позвонил, сказал, что у него все нормально, и он решает рабочие вопросы. Я перезвонила ему через полчаса, но мобильные телефоны были отключены. Он никогда не отключает телефоны! Никогда! Я обзвонила все больницы, морг… Его нигде нет! Его наверно похитили!»

- Гражданочка, успокойтесь, не плачьте. Он спиртное употребляет? Или, извините за нескромный вопрос, может, у него кто-то есть? Вы меня понимаете…
- Да вы что! Это исключено, он примерный семьянин, я знаю, где он бывает с точностью до минуты! А спиртное он не употребляет уже пять лет! Срочно нужно всем сообщить!
- Хорошо, хорошо, сейчас заявление напишите, и мы примем меры по его розыску. Вы его фотографию взяли?
- Ой, нет. А что нужно было?
- Конечно. Ладно, пойдемте к работнику уголовного розыска, напишете заявление, а по пути расскажите, во что он был одет. Я  по радиостанции сориентирую патрульные наряды.

- Утром он уехал на работу в черных джинсах, спортивной куртке темно-зеленого цвета, сзади надпись "TEXAS".
«Стоп! Где то я это видел, недавно», – подумал Федорук. И тут его осенило. Задержанный попадал под описание! У него была такая куртка! Да и джинсы вроде у него темные.

Они уже подошли к кабинету оперуполномоченного, но Федорук решил проверить свою догадку.
- Татьяна Николаевна, нужно вернуться к дежурной части. Возможно, проясним ситуацию.
Подойдя к двери «дежурки», они услышали пьяные вопли задержанного, который в очередной раз всех увольнял. В помещение посторонним вход был запрещен, но Федорук решил сделать исключение.
- Татьяна Николаевна, зайдите.

Она зашла и, увидев задержанного, замерла. С недоумением еле произнесла:
- Игорь? Что…почему…как ты здесь оказался?»
Задержанный который перед этим кричал как ненормальный, осекся на полуслове.
- Танечка, я тебе все объясню…
Дежурный вывел ошарашенную Татьяну Николаевну, которая после увиденного не могла произнести ни слова.
- Татьяна Николаевна, я так понял, что это ваш муж? – спросил Виталик.
Она молча кивнула.
- А вы говорили, что он не пьет.
- Так и есть, он закодировался. Пять лет назад, когда начал зарабатывать свои первые, немалые деньги...
- Мне не хочется вас расстраивать, но он разбил ваш новый джип.
- Какой джип? У нас нет джипа…
- Как нет? Сейчас документы посмотрю…

Вернувшись через несколько  минут, он  показал жене бизнесмена документы на разбитое авто, которое еще недавно было новым. К этому времени она уже справилась со своими эмоциями.
- Скажите, когда вы отпустите моего мужа?
- Утром, пусть протрезвеет. Да и вы успокоитесь. Разберемся. Я так понимаю, что покупка авто для вас новость?..
- Хорошо, я утром за ним заеду.

Вернувшись к «обезьяннику», он увидел, что с задержанным происходят удивительные вещи. О, чудо! Он трезвел  прямо на глазах, в его взоре отражался испуг который шел из самых потаенных уголков его души.
- Командир, моя жена ушла? – тихо спросил Стрельцов.
- Нет, она сказала, что будет ожидать тебя в фойе, хочет узнать, откуда у тебя был джип, – приврал Федорчук.
- Что значит был?
- А то и значит, что в нынешнем состоянии он стоит, как куча запчастей, восстановлению не подлежит.
- Черт, зачем я послушал своего заместителя! «Если джип не обмыть, он часто ломаться будет…»
- Но он же был прав, теперь он точно ломаться не будет, нечему – с улыбкой ответил Федорук.
- Командир, а можно мне уйти так, чтобы с женой не встретиться, а то вам придется раскрывать убийство, причем мое.

- Ну, это не страшно, мотив нам известен, подозреваемый есть, а судья, думаю, будет женщина, поэтому в силу женской солидарности оправдает вашу жену, скажет, что она была в состоянии аффекта, ведь когда муж втихаря от жены делает дорогую покупку, то это сплочает женщин. Поэтому, после того, как вас похоронят, ваши коллеги и те, кого вы считаете друзьями, скажут дежурные фразы, произойдет раздел вашей фирмы, который скорее можно будет назвать грабежом. Ведь ваша жена будет находиться под следствием, а вашим детям-подросткам будет не под силу вмешаться в развал вашей фирмы. И то что вы, господин Стрельцов, создавали не один год, тратя свое здоровье и силы, будет растаскано вашим ближайшим окружением. А потом…

- Капитан, хватит! – с надрывом в голосе прервал его Стрельцов, – за что вы со мной так… жестко?
- Жестко? А пьяным на джипе разнести летнее кафе – это нормально? А если бы там были дети? Или если деньги карман жмут- хозяин жизни? Придется ответить по закону, а кроме этого мне кажется, что ваша жена придумает вам достойное наказание. По сравнению с которым уголовный кодекс-журнал «Мурзилка» для взрослых. Мне показалась что она настоящая леди, которая так просто не простит вам этого проступка. Мне кажется она чувствует себя преданной».
И тут задержанный заплакал. Да, да, тот, кто час назад чувствовал себя хозяином жизни, плакал, как ребенок. Только сейчас он осознал, что натворил и какие могут быть последствия. Но он боялся не закона, от которого его защитят самые лучшие и прожженные адвокаты. Жена. Та, кто верила ему, помогала и вселяла в него веру, которая из студента строителя сделала директора сети супермаркетов, которая надежно прикрывала его тыл. Если она отвернется от него, то все… Он даже боялся представить последствия...

«Сеанс шоковой терапии иногда является неплохим лекарством от «звездной болезни» – подумал дежурный.
- Виталик, тут какой-то мужчина говорит, что приехали из с. Краюха, за своей мамой – сказал дядя Ваня. – Пусть забирает?
- Конечно, только сделай ксерокс документов, скажи, пусть лучше присматривают за ней, а то она так может и до Тихого океана дойти.

09.00 .Сменившись, Виталик с «Дядей Ваней» выпили по бутылке пива и разошлись по домам. По пути домой Виталик думал: «Наверно, я не нормальный, но мне нравится моя работа. Спокойная, размерная жизнь – не по мне. Я наверно экстремал». Улыбнувшись, он посмотрел на небо. Хорошо.

P.S. Игорь Петрович Стрельцов возместил владельцем кафе материальный и моральный ущерб. Известный в городе адвокат купил себе новое дорогое авто, поговаривают за гонорар, полученный от Стрельцова.
Какой разговор состоялся у него с женой дома, не знает никто, но, со слов подчиненных, его поведение изменилось в лучшую сторону. Вспышки «царизма» канули в лету.