Налючи подтопило, но следы Пушкина не тронуты

Юрий Красавин
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАВОДНЕНИЕ

Из Великого Новгорода до Налюч по асфальту всего-то 125 километров, однако, выехав утром, приехали мы на место только к полудню, потому как дорогу выбрали по карте самую короткую, но далеко не самую гладкую. Проехав Новую Деревню, мы вскоре оказались на большом автодорожном мосту через Полу. Внизу бушевала стихия. Смирная в обычное время река разлилась на километровую ширину, вовлекая в стремнину близлежащее Дубовицкое озеро. Однако затопленных домов не увидели.

Лишь справа от моста, где селятся в основном дачники, подтоплены огороды. Берега же исторической части деревни по левую сторону от моста стоически выдерживают напор воды. Кстати, деревня Налючи из разряда старожилов земли новгородской. Ей в этом году исполняется 810 лет — первое упоминание в летописи относится к 1200 году.
В администрации Новодеревенского сельского поселения нам рассказали, что каждый день выезжают в Налючи, чтобы посмотреть обстановку.

— Вчера вода прибыла ещё на три сантиметра, но угрозы затопления по-прежнему нет, — рассказала нам о текущей ситуации глава администрации Юлия АКИФЬЕВА. — Мы внимательно следим за рекой, и если что — сообщим в МЧС, примем меры.

Уровень воды в Налючах меряют в восемь утра и в полдень. Данные передают в Старую Руссу. Гидрологи следят и за скоростью течения Полы — это тоже немаловажный фактор.
Так как мы прибыли на место к полудню, то как раз смогли наблюдать процесс замеров. На берегу реки в Налючах установлены тросы, ведущие поперек течения Полы на другой берег. Крепя лодку к тросам, староста деревни Михаил ФЕДОСЕЕВ двигается к заданным отметкам и опускает груз на лебедке. Гидролог Наталья ГРИГОРЬЕВА фиксирует замеры и записывает данные.

— Сегодня вода поднялась ещё на два сантиметра, — прокричали они нам свежие данные со стремнины.
Для связи с метеорологической станцией в Старой Руссе гидрологи используют мобильный телефон.

Деревня все время чувствует дыхание реки. И зависит от её прихотей.
— Я помню ещё те времена, когда моста не было, и через реку переправлялись на пароме. Садились на него как раз здесь, где установлены тросы, — рассказал сопровождавший нас в поездке специалист сельской администрации Сергей ШПАКОВ. — В Налючах у меня жили бабушка с дедушкой, и вот накануне ледохода я, когда был мальчишкой, убегал из Новой Деревни к ним, чтобы посмотреть ледоход. Это было непередаваемое зрелище!

В нынешнем году ледоход на Поле также прошел бурно. Льдины лезли друг на друга, часть их выбросило на берег. Это значит, жди наводнения. Но заторов льда, как это было в 93-м и 99-м годах, не случилось, а потому вода уходит быстро. Самое же большое наводнение в Налючах произошло в 1966 году. Тогда из-за разлива Ильмень-озера жителям многих деревень в Старорусском и Парфинском районах пришлось всерьез забеспокоиться о своём имуществе.
Нынче старожилы не чувствуют беды.

Трое из них в день нашего визита собрались на улице, чтобы просто поделиться бытовыми новостями. Передают они их из уст в уста да узнают из газет. Впрочем, к прессе у пенсионерок, как оказалось, есть и претензии: «А что в газетах читать? Одни кляузы какие-то. Нет чтобы про нас написать… И приносят с большим опозданием», — услышали мы от читателей.

— Да вы сходите на Ларинку, посмотрите, как разлилась! С неё летом ковшом воды не вычерпнешь, а сейчас располнела — ну прямо Волга! — посоветовала нам Наталья СЕРГЕЕВА.
Ларинка — это приток Полы. Деревня Налючи обосновалась в месте слияния двух красивых рек, на излучине, а потому и название получилось от словосочетания «на луке» — Налючи. Лука — дугообразный поворот реки, а также мыс, огибаемый рекой. Как правило, это очень красивое место.

Дачный край

Неспроста Налючи сейчас всё чаще называют дачной деревней. Постоянно проживающих жителей здесь два десятка, а летом — в несколько раз больше. С приездом дачников тут становится шумно и весело. Нравится горожанам здесь строиться и обживаться. Как такового производства и постоянно работающих теперь в Налючах нет.

Совхоз «Налючи», контора которого расположена в Новой Деревне, чувствует себя неважно: здесь не нашлось даже печати, чтобы отметить корреспондентам командировочные удостоверения. Лишь иногда в Налючах визжит пилорама — людям строиться надо. Через огромные деревенские лужи мы пробирались без сапог благодаря свежеуложенным на улице сосновым штабелям. В одном месте, как заметили, ограда была устроена особо крепкая и высокая. Оказалось, здесь хозяин пробовал держать страусов.

Жилые постройки новых поселенцев сразу отличаются по архитектуре от традиционного деревянного зодчества: они оригинальны и даже вычурны. Посреди деревни уже возведён остов будущего храма из белого кирпича. До войны в Налючах был Троицкий собор, построенный в 1841 году и известный своим богатым убранством. Храм имеет помимо духовного и большое историческое значение.

«Ужель та самая»…

Благозвучное название реки Ларинка не дает покоя пушкинистам. Не отсюда ли Александр Сергеевич взял имя для героини своей поэмы «Евгений Онегин» Татьяны Лариной?
Пару веков назад недалеко от Налючей — в деревне Горки — жила бедная, но очень красивая молодая помещица Екатерина Буткевич. Ровесница Пушкина.

Её родители дружили с родителями великого русского поэта, потому как были соседями в Коломне, районе Санкт-Петербурга. Там же отдыхал, как известно, и лицеист Александр Пушкин. Вот вам и историческая наводка, от которой, как наводнение, может начаться литературное расследование. Только вот заняться таким трудом пока некому.

В Новой Деревне есть школьный музей, где один из разделов посвящен пушкинской страничке в истории Налюч. Учительница географии средней общеобразовательной школы Нина Журавина рассказывает ученикам интереснейшие истории о жизни людей, живших когда-то на берегах Полы, воевавших за этот край. Есть там сведения о Рамушевском коридоре, первом на Северо-Западном фронте применении «катюш» и «андрюш», подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны, но с не меньшим интересом дети слушают «предания старины глубокой».

Конечно же, нет никаких свидетельств о том, что великий русский поэт Александр Пушкин бывал в Налючах, но как хотелось бы, чтобы даже мельчайшие подробности его биографии не стирались со временем наслоением новых и новых событий.
Это же так поэтично читать:

Она была богата, молода;               
Входила в церковь с шумом, величаво;               
Молилась гордо…

Вполне возможно, что такие строки написаны о ней — Екатерине Буткевич, в замужестве Стройновской.

Вензельные пруды

Пока же проза достоверных фактов такова. В 1819 году Екатерина Буткевич, вполне возможный прототип Татьяны Лариной, для поправки фамильных финансов вынужденно вышла замуж за графа Валериана Стройновского, одного из самых богатых людей в России того времени. Он был на 40 лет старше её.

Супруги купили имение в Налючах и стали обживаться. В 1834 году Стройновский умер и оставил наследство жене. Повторно Екатерина Александровна вышла замуж за 36-летнего полковника Елпифидора Зурова. Он приехал в Налючи сватать Стройновскую за генерала, но она предпочла выйти замуж за свата в чине полковника и вывести его в генералы. Зуров вскоре действительно стал генерал-губернатором Новгородской губернии, а после отставки в 1846 году поселился в Налючах с любимой женщиной навсегда.

Екатерина Александровна всячески благоустраивала имение. В Налючах был разбит парк, переходящий в сосново-берёзовый лес, а в нем выкопали пруды в форме вензельных букв «З» и «Е». На берегу Полы была построена большая церковь во имя Святой Троицы. У стен храма сохранились могилы Стройновских и Зурова.

*   *   *

Когда газетный номер уже верстался, мы дозвонились Тамаре ВАРФОЛОМЕЕВОЙ, инженеру-гидрологу Старорусской метеостанции. Она сказала, что со среды уровень воды в Налючах пошел на убыль. На один, на два сантиметра в сутки, но становится ниже. И все же беспокойство за судьбу деревни остается. У неё ведь есть все данные, чтобы стать не просто дачной, но и туристической…