Астры на снегу

Анатолий Дудник
Возвращаюсь из отпуска с малой родины. В Кокшетау провожали отец, родной брат Александр и друзья - одноклассники. После непродолжительного перестука колес родной городок пропал из виду. Заснеженная казахская степь от края и до края! Вокруг только синее сочное небо, апельсиновое солнце да замерзшие на морозе столбы вдоль железной дороги.

Примерно через сорок минут  вежливый казахстанский полицейский внимательно просмотрел паспорт и миграционную карту и, пригласив меня в помещение проводников, как-то привычно по-российски потащил туда мои документы для разборки. Оказывается, на карте есть исправления: дата убытия «6.02» исправлена на «6.03». Вспомнил, что действительно сам ошибся, когда заполнял бланк при пересечении российско-казахстанской границы.

Пока я щурился на собственные каракули, а сержант навязчиво подсовывал мне под глаза какой-то местный кодекс и учил как надо правильно делать исправления в документах, до меня дошел смысл его слов, что он за эту «очепятку» может снять меня с поезда. Я же сказал, что ничего не нарушал, о чем свидетельствует отметка о регистрации.

Тут вспомнил своего недавнего молодого попутчика Геннадия, которого очень организованно сняли с поезда по пути в отпуск в Петропавловске-Казахском, куда я неминуемо прибуду через пару часов.

В воображении замаячило: я с большим чемоданом на маленьких колесиках и двумя пухлыми сумками с провизией и гостинцами внукам и правнуку от дедов, картиной под названием «Астры» - подарком родителей невестке на прошлый день рождения в снегу качаю права, а поезд быстро растворяется в туманной дымке.

«Ни фига себе, перспектива!» - подумал я, глядя на щуплого оппонента. «Меня, россиянина казахстанского происхождения, капитана первого ранга какой-то сержант банально разводит?!» - возмущенно прокручивал я в голове.

Видно в моих гримасах что-то проскочило, т.к. полицейский начал работать на дожимание – спросил где я работаю. «Какое тебе дело?!» - подумал я, но сдержанно ответил как есть. Судя по всему, ответ удовлетворил парня и видя, что от меня ничего не дождешься, вдруг отдал документы, пообещав более серьезные неприятности непосредственно при пересечении границы.

Казахстанские таможенники появились в вагоне, как только поезд подошел к причалу Петропавловска-Казахского. На удивление быстро проверили документы и собрали у россиян миграционные карты. В мою офицер вглядывался довольно долго, но эта проверка прошла благополучно.

Досмотр вещей производился уже в движении. Женщину из соседнего купе, говоря по-корабельному, «проворачивали» с пристрастием - наверное по наводке. Я же, расслабившись, совсем забыл о картине, предательски выпирающей с третьей полки. Пришлось показывать таможеннику специально оформленное заключение Управления культуры области о том, что предъявленная для вывоза в РФ такая-то картина, такого-то автора, холст, масло, размером таким-то, не является историко-культурной ценностью Республики Казахстан. На указанной бумаге не оказалось печати. К счастью, меня с большим чемоданом на маленьких колесиках и двумя пухлыми сумками не высадили и натюрморт с цветами не изъяли.

Пока оправдывался по картине, услышал, что челночница предлагает проверяющему на месте заплатить штраф за провоз товара сверх нормы – трех баулов носков. «Черные!» - отметил я про себя. Так ее таможенники и высадили на последней казахстанской станции, с шумом и как-то очень натурально волоча сумки по коридору вагона.

Когда закончилась довольно лояльная проверка на российской границе, я понял, что можно окончательно расслабиться. «Если так весело и дальше будет – быстро доеду!» - решил я, с облегчением вытягиваясь на полке под нарастающий грохот колес на просторах то ли бывшего Советского Союза, то ли будущего Таможенного союза!