Глава 4. 1950-1953г

Людмила Москвич
       Железнодорожная школа № 10 г Батайска  находилась   довольно далеко от   военного   городка, и нас возили в  школу на  крытом  грузовике  со  скамейками  внутри. Набирался  полный грузовик. Обычно  всю  дорогу  играли в такую игру: надо было  прочесть  четверостишие,  а  очередной  читал  другое,  которое начиналось  на  последнюю   букву  предыдущего. Или упрощенный вариант - географические  названия.  Время проходило не заметно. Если же машины не было, то добирались пешком это  занимало около  часа,  и  шли  большую  часть пути  полем. Зимой часто ходили   на лыжах,  а  в теплое  время  года  добирались  до школы на  велосипедах.

       Когда начали заниматься в 8 классе, оказалось, что мы все, кроме Васи Евтушенко, совершенно не  знаем  немецкого  языка, хотя его и проходили с 5 класса. Именно "проходили", да видно прошли мимо. Было принято решение догонять остальной класс  с   репетитором  за оплату. Согласился, скрепя сердцем,  Гордон А.Д.   Он был прибалтийский еврей, осевший на Дону  во  время  войны. Очень строгий и требовательный человек. Он  был  преподаватель  нашей  школы,  и мы занимались с ним пару  раз  в неделю после уроков, и ездили по  воскресеньям  к  нему  домой в  Ростов.  Так  постепенно догнали  остальной  класс. Я сидела  за одной  партой с Васей Евтушенко,  и он помогал мне в критических случаях.   
       Запомнился  смешной  случай  в  8 классе:  нашей   классной руководительнице пожаловались, что  все  в  классе  много  болтают  на  уроках. Она  решила  всех  пересадить  по,  составленному    заранее,  списку.  Главное  условие:сидят  за  одной  партой  мальчик  с  девочкой. Когда  дошла очередь до болтушки Бахаревой ( это я ),  и  назвали  соседом  Евтушенко, то  все  покатились  со  смеху. Пустили козла  в  огород! Других  таких  болтунов  в  классе  не было. Так и болтали в перерывах  между  учебой  до окончания  школы. А кончили школу с  весьма  неплохими  отметками,  пятерки и четверки.  Больше  пятерок. Больше всех предметов я любила математику, вел  ее молодой учитель Григорий  Лукич Парада  Всегда строгий, одетый  в  темный  костюм,  всегда при галстуке, говорил  не громко, объяснял  все  неторопливо  и  понятно.  На его уроках  стояла тишина,  даже за нашей  партой.  И  я  с гордостью приносила  домой  пятерки. Труднее давались языки, даже  родной русский, не говоря  уж о  немецком. С  большим   трудом  дотягивала  до  четверки в  четверти.

       В школе  действовал  кружек самодеятельности, и однажды решили  поставить   оперу "Снегурочка". Главные  роли  выпали Саше Баранникову и Люде Белан из параллельного  класса. Вася  тоже  пел, у  него  всегда  был хороший  голос. Остальные  участвовали  в  массовках,  пели и танцевали по ходу  оперы. Мне была поручена роль художника,  это   мне  было  ближе, т.к. ни петь, ни  танцевать  я  не умела. Я рисовала  декорации для  нашей  сцены, это  было  очень  увлекательно,  и  я  справилась, чем   весьма   гордилась. 
       В 9   классе  я  начала  задумываться  о том,  куда  пойти  учиться, хотелось в  Ленинградское   Строгановское  училище, на  факультет прикладного искусства, или  в строительный  институт на  факультет  архитектуры. Но время  решить еще было.

       На  летние  каникулы  нас отправляли на море в Анапу, там в первый год арендовали школьные  здания под наш  пионерский  лагерь, а  потом  на  пустынном  берегу  стали  устраивать  палаточный   городок.  Палатки  были  солдатские  многоместные  с деревянным  полом  и оконными  проемами, вполне  комфортабельные.   Загорали   до   черноты.  Развлекались, как могли всеми доступными  способами, легальными  и  нелегальными. К   легальным   относилось  купание  в  море,   походы  в  горы  в  долину  Сукко,  пионерский  костер  дважды  в смену, и  карнавал,  костюмы  к  которому мы ухитрялись  готовить  из ничего. А  к  нелегальным относились   ночные отлучки из  лагеря  на  море, где можно  было  купаться  голышом,  причем  вода  фосфорилась, на  теле  сияли  огоньки, это  было  необыкновенно  красиво  и  загадочно.  Потом  ночные  шалости – накрасить  спящих  товарищей  зубной  пастой или сапожным кремом,  а  утром хохотать  над  пострадавшими!  Или  натянуть  на  лагерную  собаку  Розку   купальник  нашей  костелянши   Розы Львовны, снятый  с  веревки  для  белья и выпустить ее (собаку) на утренней линейке.  Вот  было веселье! Правда, потом велось  расследование, но никто ни  в чем  не  признался.  Кстати, на  линейке  хохотали  не только  пионеры, но и  взрослые - уж  очень  была  наша  любимица  Розка  похожа на не любимую, вредную  Розу Львовну!  Лето  пролетало  незаметно.
 
       А  зимой  были  свои  забавы,  вечерние  игры  в  сугробах  оврага   около   ДКА. Овраг  был  глубокий,зимой   полностью  заносился  снегом,  а  мы   самозабвенно прыгали  в  него и  тонули  по  пояс. Надо сказать, что  зимы, не  в  пример  нынешним, были  снежными,иногда  даже  в  школу  ходили  на  лыжах.
 
       В 1951 году нам  дали  квартиру  в  благоустроенном четырехэтажном доме,  вернее не  квартиру,  а 2 комнаты  в  трехкомнатной  квартире, но это уже  считалось  очень хорошим   вариантом. Почти все мои друзья жили в таких же домах, а Лида  Афанасьева,  Ийя Зубцева  и Эдик  Веденеев  в  моем  доме. Вася  Евтушенко  и  Галя  Виноградова  жили в доме напротив.  Теперь мы встречались  в  дворовой  беседке  и  вечерами сидели там  допоздна.Читали стихи Вознесенского,Евгения Евтушенко, они только входили в моду.

       В это  время  я  подружилась  с  Лидой Афанасьевой, она была девочка  тихая, не  озорная, училась  на  отлично, и  в  нашей  компании  в  лидеры  не стремилась. Ее отец был командиром  училища, у  нее  был  старший  брат и младшая сестра, да  еще  бабушка. Ни у  кого из нас бабушки  здесь не  было. Мне  нравилось  бывать у них  в доме, там была  какае - то  особая  атмосфера  тепла, заботы. Никто  не повышал  голоса,  детей не наказывали, да и было наказывать  не  за  что - все учились отлично и  не  доставляли  хлопот. Мне там  было особенно  уютно, иногда  мы с Лидой вместе  готовили   уроки.
 
       Другое  дело  Ийя  Зубцева,  это  был  ураган,  совершенно  не управляемая,   веселая  и  непоседливая  девчонка.  С ней мы - то  дружили, то  ссорились  по  пустякам.  Ее  отец  был  начальником  штаба  училища. С недавних  пор  в  их  семье  появилась у  Ийки  сестра, хотя   это была  ее  тетя,  младше ее  на  2 года,  это  после смерти  родителей  Ийеной  мамы  осталась  девочка,  ее  удочерили  Йены  родители. Реакция  на   это  у  Ийи  была  отрицательная,   и  она  частенько  обижала    новую сестренку.
 
       В эти  годы,  годы  нашего  взросления,   всех  занимала  ожидаемая  любовь, какая  она  будет, какой  должен  быть наш избранник,  и  даже,  какое у него  должно быть имя.  Помню, что   обсуждая  этот  вопрос  с  Галей,  я  сказала,  что  ни  за  что не  выйду  замуж  за  парня  с  именем  Иван.  А  через  пару  лет   встречалась  со  своим   будущим  мужем  Иваном!
       Настоящая  любовь была  только  у  моего  верного  друга   Васи. Он трепетно любил  Галю, писал  ей  стихи,  оказывал  всяческие  знаки  внимания,  делился  со мной  своими  страданиями. Галя  же  позволяла   себя   любить,  но  всерьез  его  не  воспринимала.  Как  я  не  старалась  устроить  их  судьбу,  мне  это  не  удалось. Галя  встретила  в   10 классе  парня, дождалась его из армии и вышла  за  него  замуж. И была  с ним  счастлива. А  Вася, окончив  институт, женился   сгоряча, что-бы  не ехать одному  по назначению на работу, но брак  получился  не удачный, развелся,  женился  второй  раз.  Я  до  сих  пор  храню  его  стихи.  В восьмидесятых  годах  приезжал  к  нам  в отпуск  с новой женой.  К  тому  времени  Галя  умерла  от  рака  крови,  и  Вася, узнав  об  этом  от  меня, горько  плакал.

       Последний раз нас отправили отдыхать в Анапу после 9 класса.  Вот там  я и тонула во  второй  раз, и спас меня  мой  верный  друг  Вася.  А было это  так.  У нас в лагере организовали  кружок  резки по морскому  камню. Камень этот был похож на  высохшее мыло, наверно  это  была твердая  глина, он  хорошо  поддавался  ножу, и из него  можно было делать всякие поделки: фигурки  зверей и  людей. И  я  вела  этот  кружок. Но  нам не  хватало   материала  и  я,  узнав, что  в  одном  месте  обрыва  в  Анапе  залегает слой  такой  глины,  добилась  разрешения  поехать  и  нарубить  нужного нам  материала. Наш  лагерь  располагался    за  городом, и   в  Анапу  ходила  машина  за  продуктами, вот на  ней  мне  разрешили поехать за камнем. В помощники  можно было  взять 2 ребят на выбор, разумеется, мой выбор пал на Васю и его московского приятеля Сашу.  Саша мне очень нравился, но  он не обращал на  меня  никакого  внимания. Машиной мы доехали до нужного места, и водитель обещал забрать нас часа через четыре.    Мы   разыскали  в отвесном  берегу  нужный нам  слой, нарубили  кусков  камня,  уложили  в  мешки  и полезли купаться в море.  Дно было усеяно валунами и заметно понижалось.  Ребята  сразу же поплыли  на  глубину, а  потом  легли на  спину и стали петь песни.   Я   осторожно  переходила  с  валуна  на  валун,  искала  песчаное  дно.  И  вдруг  дна  под  ногами  не стало. Тщетно я  пыталась  лечь  на спину, ноги  тянуло  вниз  как   бетонные. Я  начала  тонуть. Руки  ослабли,  и  удержать тело на  поверхности  не  получалось. Из  последних  сил  я  стала  кричать - "Мальчики,  я  тону!"- но они меня не слышали. Я  не  очень  долго барахталась в  воде,   Вася  первый  увидел мое странное поведение и  понял, что я  тону. Он  бросился  ко  мне, схватил  за  руку  и  стал  толкать  к  берегу. Подплыл и Саша, вдвоем они меня отбуксировали на мелкое место, помогли  выбраться  на берег.  Об этом  происшествии  мы  договорились  никому  не рассказывать. 
       А Саша так на меня и не обращал  внимания.  Было очень обидно. Роман не удался!

   
     *** Фотография из семейного архива. Выполнена в 1953г.