О сочинении электронной космической музыки

Выдумщик
О некоторых правилах сочинения электронной космической музыки.
Уважаемый читатель! Пусть не смущает вас слово «правила», к творчеству имеющее такое же отношение, какое наряд милиции приставленный к юным свободолюбивым музыкантам, играющим в подземном переходе. Ничего лучше этого ужасного скрипучего слова, вызывающего только отторжение, я придумать не смог, всякие там «советы», «хитрости», «особенности» не подходят, вообще, не беспокойтесь, учить наизусть ничего не придётся, сдавать на оценку тоже, хотя кому как, если после прочтения, ваше творение благосклонно воспримет студия «Records kosmoprodaction», буду очень рад.
В данной статье я постараюсь рассказать о том, как лучше всего сочинять музыку в стиле таких композиторов как Жан-Мишель Жарр, Вангелис, Дидье Маруани. Вполне может оказаться, что ничего нового молодым музыкантам я не скажу, или наоборот, какие-то мои мысли вызовут несогласие и ожесточенные споры. Все может быть. Но все же, эти мысли долгое время не дают мне покоя, потому как я ежедневно наблюдаю за процессом творчества моего сына, всячески пытаюсь ему помочь, и в итоге в наших беседах рождается некая истина, вот ее я и попытаюсь донести. Начать, пожалуй, стоит с определения электронной космической музыки (ЭКМ).
Это музыка о Земле и космосе, записанная с помощью синтезаторов (реальных или виртуальных). Надо отличать диджейские поделки от чисто космической музыки. Диджейские миксы напоминают по звучанию ЭКМ, но только потому что используются похожие VST- инструменты. Отличаются они отсутствием смысла и многократными повторами «удачных» проигрышей, которые по замыслу их создателей должны вводить в транс молодых людей трясущих попой и сучащих ножками. Второе отличие настоящей ЭКМ в глубине заложенного в ней смысла, в чувствах, которые она вызывает. Все, кому знакомо пьянящее чувство восторга от Жарровских альбомов Кислорода и Равноденствия, искренность Кислорода 7-13, величие Хронологии или загадочность Геометрии Любви поймут меня без дальнейших слов. Конечно, совсем не обязательно закладывать какой то великий смысл в свои композиции, достаточно быть всего лишь искренним, не пытаться приукрасить свой замысел так, чтоб резало уши. Иначе можно скатиться к элементарной попсе.

Итак, вы поклонник ЭКМ, вам нравится эта музыка, вызывающая массу положительных эмоций, заставляющая думать о красоте окружающего мира, о нашей планете, о звездах, о космических путешествиях, о Мироздании. Ваши первые эксперименты с самоиграйкой типа CASIO, YAMAHA, или в электронном секвенсоре Fruity Loops подвели вас к мысли о сочинении музыки. Такое желание можно только приветствовать, чем больше будет композиторов, сочиняющих музыку о космосе, тем лучше. Такая музыка в основном светлая, романтическая, к тому же в ней всегда есть место самым смелым экспериментам со звуком, что может быть лучше?

Если опуститься после всех мечтаний на твердую Землю, обнаружатся многие неприятные вещи: ваши первые композиции страдают размытостью звучания, несбалансированностью частот и уровня. Общее звучание напоминает кашу. Здесь я вам могу посоветовать только одно: забудьте навсегда о Fruity Loops, вам необходимо установить и освоить Cubase, такого же уровня секвенсор на Мак- платформе Logic, отличное дополнение к ним это Reason. Я бы мог назвать еще несколько секвенсоров профессионального уровня, но моя задача в другом. Предостеречь от типичных ошибок и дать в руки удочку.

Даже если через несколько месяцев (а то и лет) упорных трудов вы научились работать в виртуальной студии, но ваши композиции не вызывают бурю восторга у ваших друзей, обратите внимание на первую ошибку музыканта, состоящую в неглубокой проработке своей записи. Дело в том, что как ваша композиция звучит в вашей голове и как ее слышат другие люди – это, как говорится, «две большие разницы». Не обольщайтесь по этому поводу, не выпускайте свою композицию в свет, пока досконально не «разжуете» ее для постороннего слушателя. Важной может оказаться не только партия ударных, которую ради экономии времени вы решили вставить из программных заготовок или вообще из другой своей или чужой композиции. Важной может оказаться всего одна пропущенная или промямленная нота. Ведь в вашем сознании вся композиция от начала до конца звучит идеально, и, слушая ее запись вы все равно невольно делаете у себя в мозгу поправки, но ваши друзья слышат только то что есть! Что уж говорить о подборе VST- инструментов, о настройке тембров! Если вы и к этим вещам отнесетесь легкомысленно, то о мечте можно будет забыть. Но я не хочу вас пугать, призывать хвататься за голову и кричать «караул!». Терпенье и труд!

Надеюсь, я вас убедил в том, что к процессу записи - сведению, мастерингу необходимо подходить строжайше, не позволять себе расслабляться. К примеру, вы ведь не слышите собственного голоса и не видите себя со стороны, а вспомните, когда вы впервые увидели самого себя в записи на видео? Многие испытали просто шок! «Это не я, какой же я оказывается некрасивый. А вот этот ужасный голос – неужели мой?!» И т.д. т.п. Изнутри вы представляете себя идеально, но на видео все выглядит реально, где мы далеки от идеала. Точно также дело обстоит и с вашими произведениями, которые слушаются другими людьми. Попробуйте отложить свои работы, с тем чтобы вернуться к ним уже с спустя несколько месяцев с другими мыслями, уже будучи самому несколько иным, нежели раньше, прослушав снова, вы можете более объективно воспринять свое произведение. Одним словом, надо вывести себя из того настроения, с каким была записана музыка, так будет оценить себя со стороны уже легче.

Из этого правила вытекает еще одно - не приукрашивайте свою композицию, будьте честными и искренними, если ваша композиция повествует о каком-то предмете - пусть вся тембровая окраска и прочие эффекты в точности соответствует этому предмету. К сожалению, это правило сплошь и рядом не соблюдается или намеренно нарушается музыкантами для придания выразительности своим песням или инструментальным композициям, вот так рождается попса. Увы, фальшь чувствуется, правда она не сразу и не всеми распознается - тут уж всё зависит от человека. В качестве примера могу привести две характерные композиции Жарра - Магнитные поля №5 и Равноденствие №4. В первом случае звучит простая, не замысловатая мелодия, под которую хочется вспомнить что то из своего далекого счастливого детства, как будто рассматриваешь свои старые игрушки и испытываешь ностальгическое настроение, слышен всплеск чувств в конце композиции, но что то добавить здесь никак нельзя, иначе это будет уже не классика жанра (классика Жарра:), а попса, которую забудут через три прослушивания. А к четвертому Равноденствию мы ничего не сможем добавить только потому, что Жарр и так применил в этой композиции максимум возможностей. Эффекты в ней перетекают друг в друга, играют ярчайшими красками, бросают нас в космическое пространство так, что мало не покажется, а всё потому, что в ней Жарр изобразил полет в космос.

На самом деле, развивая мысль дальше, мы придем к выводу, что великие композиторы написали свои гениальные произведения только потому, что не только точно знали, о чем они пишут, но и постарались максимально раскрыть суть своей темы, не пытаясь что-то преувеличивать или искажать. Ведь можно изучать и описывать совершенно разные предметы, даже какие-то пустяковые, но и в них можно найти столько красоты и совершенства, что материала для музыкального описания этого предмета и явления вполне может хватить. Отсюда мы имеем следующее правило: постарайтесь четко уяснить себе то, что вы описываете, и пусть ваша музыка будет строго подчинена этому. Конечно, есть из этого и исключения - можно описывать свои фантазии, свободные полеты, но подумайте, как они будут услышаны другими людьми. Если намеренно не соблюдать этого правила, получим музыку из разряда психоделики (а здесь совсем другие «правила», о которых лично я ничего не знаю). Потому прошу вас: пожалейте наши уши! Все эти звуки бытовых предметов, «красиво разбросанных по звуковой панораме» - суть кусочек беспорядка и хаоса, никакого отношения к ЭКМ не имеющего. Человеческая душа всегда стремится к гармонии, а ее синоним - красота, чистота, возвышенность, уход от мирской суеты и грязи.

У молодых сочинителей есть еще много вопросов, на один из них я только попытаюсь ответить, но на самом деле я не знаю точного ответа, возможно, что его и не существует. Что делать если не получается сочинить музыку именно в космическом стиле? Отвечу сначала вопросом на вопрос: А вы знаете вообще, что это такое - «космос?». Если у вас знания ограничены только забытыми сведениями из школьного курса астрономии и голливудских фильмов типа «Армагеддон» (типичный пример фильма, не имеющего ничего общего с изображением реального космоса, впрочем, и многого остального тоже), то и музыка ваша будет соответствующая - никакая. Нет, я, конечно, не призываю срочно штудировать сухие цифири из энциклопедии по астрономии, но как-то восполнить свои пробелы в познаниях конечно надо. Все мы дети Земли, а наша планета - маленькое вселенское чудо в масштабах Мироздания. Если мы хоть на секунду оторвемся от наших земных забот, посмотрим на эти звезды, зададимся вопросами «откуда?» и «зачем?» - можно сказать, полдела сделано. И чем чаще мы будем пытаться искать ответы на эти вопросы, тем наша мечта будет все ближе и ближе, а музыка - все лучше и прекрасней.

Дальше я расскажу, не о том, что вам поможет, а о том, что мешает нашей мечте, если конечно, вы не приуныли и у вас еще есть решимость идти дальше. О пользе грамотности я уже вам поведал, потому, прежде всего, избегайте такого времяпровождения, которое уводит от вашей мечты. Хотя, что тут такого? - спросите вы. Ну не прочитал я о том, есть ли жизнь на Марсе, и каков приблизительный возраст Вселенной? Вместо этого чатился в инете 2,5 часа, играл в Сталкер 2 часа, пялился в телеящик в общей сложности 3 часа в день, болтал по телефону 1 час, в остальном пытался что то суперское сваять в Кубейсе, чтоб все сказали «Ух ты!». Но друзья подозрительно молчат. Да, если свое свободное время распределять вот таким образом, то будьте уверены - в лучшем случае вы пополните коллекции диджейских мусорных баков. А ваше звание на музыкальном Олимпе будет соответствовать статусу старшего помощника младшего дворника. Мое глубокое ИМХО - главное зло для достижения мечты - это неправильное распределение времени, а из всех опасностей самое большое искушение - компьютерные игры. Боюсь прослыть ретроградом, но подумайте - никто из композиторов, на которых мы равняемся, не играл в эти виртуальные игрушки, никому не пригодились умения точно стрелять, разгадывать ребусы, не прибавилось ума от знания кодов, читов и прочего. Главное зло - не в этих «навыках», а в украденном времени. Все остальное, на мой взгляд - преодолимо, телеящик надоедает, а друзья могут обойтись парой звонков и сообщений в день.

Если вы и дальше все еще из последних сил пытаетесь себя перебороть, рискну посоветовать вам еще вот что. Не пытайтесь подстегнуть фортуну и вдохновение. Если у вас что-то не получается, и вы пришли в тупик, это - нормально. Казнить себя, ностальгировать по поводу славного прошлого бесполезно, можно только истощиться психологически или придти к компромиссу, а это еще хуже. Я имею в виду компромисс со своей мечтой, ведь гораздо легче вместо творчества заняться диджеингом, или еще чем-то популярным, да и теоретически это более прибыльно. Дело в том, что настоящее творчество - не простой процесс, ведь он касается не только музыканта, это должно быть сотворчество Бога и человека. И если тебя не посещает твоя муза, прими это со смирением, тебе всегда есть что почитать из хорошей фантастики, посмотреть хорошие фильмы, можно просто отдохнуть на природе. Человек - существо биологическое, а значит, у него есть свои циклы, сменяющие друг друга, как сон - бодрствование. Что касается творчества, тут все гораздо сложнее и тоньше, как наша душа. Невозможно полноценно сочинять непрерывно, за подъемом неизбежно последует спад, а если этого нет, то вы - либо гений, либо шарлатан (что скорее всего). Используйте вынужденные «простои» с максимальной пользой, не засоряйте себя бытовухой, играми и т.д. Помните - каковы вы, такая у вас будет и музыка, но «Я» - это не то что я ем, а то что я знаю и чувствую. И если вы хотите знать только как пройти максимально быстро 4 уровень и чувствуете временами только голод, то мне вас жаль, вам не нужно было читать эту статью, она не для вас.
Опубликовано на сайте посвящённому творчеству французского композитора Жан-Мишеля Жарра