Размышления о Порфирии Иванове отзыв на статью

Клеймёнов Владимир
       Согласитесь, что Порфирий Корнеевич Иванов - личность неординарная,  и поэтому интерес к нему не случаен. Существует множество публикаций его биографии, рассказов очевидцев о нем самом и приемах лечения людей, обращавшихся к нему за помощью, а также масса всяких небылиц и даже попыток сделать из него некую «страшилку» типа антихриста, самозванца и шарлатана. Есть статьи заказные, в основном ругательные, есть хвалебные (коих значительно меньше), есть попытки разобраться в его феномене. Опубликованная год назад статья в журнале STORY вызвала у меня желание прокомментировать некоторые, с моей точки зрения спорные, высказывания автора. Решив, что и сама статья, и комментарии к ней могут быть интересны некоторым читателям проза.ру, привожу мое письмо в редакцию журнала.         
      Комментарии к статье о Порфирии Иванове, опубликованной в журнале STORY,  апрель 2009.

      Уважаемая редакция, уважаемый Константин Уткин. Поскольку статья «Голый бог» прошла под рубрикой «Версия» позвольте и мне высказать свою версию о Порфирии Иванове и его учении. 18 лет назад я тоже заинтересовался «Деткой» и 12 лет следовал ей, как системе закаливания и здорового образа жизни. В то время мне было чуть больше сорока лет, я был «среднестатистически здоров», но, как и большинство людей, периодически простужался, болел ОРЗ и т.п. «Детка» привлекла меня своей простотой и естественностью. К тому времени я просмотрел не одну систему закаливания или оздоровления, но остановившись на этой и следуя ей, я понял, что она при всей простоте содержит в себе принципы, присущие различным оздоровительным системам а также некоторым религиозным и не религиозным учениям. Коротко ее принципы можно выразить словами академика Николая Михайловича Амосова: «…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные… Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать… А курение и алкоголь – вредны».
      Теперь о самом Порфирии Корнеевиче. Писать грамотно и, тем более, литературно грамотно умеют, к сожалению, не все даже относящиеся к «акулам пера». Так же плохо у нас обстоит дело и с устной речью, когда некоторые телеведущие или члены правительства не могут разборчиво выразить свои мысли. Так стоит ли пенять человеку, не имеющему, по нашим меркам, образования, да и не стремящемуся к публичным выступлениям в средствах массовой информации?
      Основной вопрос, вызывающий негодование верующих и просто людей что-то слышавших  о Порфирии Корнеевиче Иванове – это объявление его «Богом Земли».
      Давайте попробуем разобраться. Значительная часть последователей «Детки» - люди, имеющие проблемы  со здоровьем. Изменив образ жизни, применив такие мощные средства воздействия на организм, как холодная вода (вспомним о принципах водолечения Себастьяна Кнейпа) и психологическое воздействие за счет изменения отношения к окружающей среде и к своим болячкам, многие из приверженцев «Детки», получив ошеломивший их результат, приняли это за чудо, подвластное Богу. Отсюда и обоготворение своего целителя. А увидев «жизнь в природе» этого обнаженного человека, они и назвали его Богом Земли. Сам же он о себе говорил, как о самородке, которому природа дала определенные качества организма, позволяющие вести такой образ жизни, проверяя на себе возможность жить в условиях, которые мы сейчас  называем экстремальными. А на счет его «божественности», он говорил, что такие «божественные» качества может и должен иметь каждый человек. Он не призывал возвращаться к пещерному образу жизни и носить шкуры. Нет, он предлагал людям в первую очередь изменить свое мышление по отношению к самим себе и окружающей природе (в видеозаписи он говорит: «…я прошу и умоляю всех, что это все, чего мы боимся, бояться не надо, а надо воспринимать так, как воспринимаю я»); затем практически приучить себя быть независимым в ней: в каких-либо случившихся ситуациях не впадать в панику из-за отсутствия на какое-то время пищи и воды, уметь переносить жару или холод, дождь и сушь. Введенные им  в образ жизни дни «терпения», т.е. в нашем понимании «разгрузочные дни» без еды и воды, являются не только днями чистки организма, но и тренировки духа. Причем, без всяких там предварительных подготовок организма, ибо не следует без необходимости влезать в него. Медицина считает, что очищение организма начинается после 20 часов голодания, а сутки сухого голодания равноценны трем суткам обычного (с жидкостями). К стати, до сих пор в медицине нет однозначного мнения в отношении отдельно проводимых голоданий, как лечебного средства, а вот ограничения в питании, как образ жизни, приняты единогласно.  Иванов не давал диет – «ешь все, как свое, и не брезгуй», питайся привычной пищей. Сам он, по рассказам очевидцев, после «терпения» (голодания) выпивал сразу около трех литров молока. А насчет сала, то когда я стал обливаться холодной водой на морозе или окунаться в прорубь, заметил в себе такую особенность, как повышенную потребность в таком продукте питания, как сало. Деликатесы в виде разного вида колбас меня не прельщали – я хотел сала. Надеюсь, Константин  Уткин со мной согласится. А вот насчет того, что автору статьи не понять логики того, чтобы «есть в больших количествах сало, для того чтобы ходить голым зимой…», то, уважаемый Константин, Вы же сами пишете про «волчий аппетит…после проруби…».
    Тут же хочу Вас спросить, Константин: а для чего Вам прорубь-то? А двадцать лет «моржевания» для чего?  Иванов свои действия объясняет испытанием организма своего силами природы, проверкой его возможностей в выбранном образе жизни для того, чтобы дать рекомендации людям, последующим за ним. Да и ценность-то его примера в том, что он объединил разрозненные методы  и рекомендации закаливания, оздоровления, психотренинга и т.п. в образ жизни – здоровый, простой в исполнении и действенный.
    Теперь насчет обливания водой. Где и как обливаться Иванов дает рекомендации, но замечает, что условия у людей могут быть разными, и это следует учитывать, но не отказываться от обливания. Мне, например, приятнее было обливаться на улице под деревьями даже при минус 26 градусах, а не в ванной комнате, даже когда у меня была высокая температура. Тут и субъективные причины, и объективные в связи с электроста-тическим взаимодействием системы человек-земля.  Интересно, что рекомендация Порфирия Корнеевича не вытираться после обливания, а обсыхать получила одобрение спортивных врачей, выяснивших, что эффективность закаливания в таком случае выше и длительность полученного эффекта дольше.
      «Ставшая фирменной манера лечения – одной рукой за затылок, другой за пальцы ног…» - это классический пример методики «лечения поляризацией» и в этом нет никакого шарлатанства. И если Иванов интуитивно дошел до этого, то, как говорят, честь ему и хвала.
     Порфирий Корнеевич не указал в «Детке» о физзарядке, но сам не чужд был энергичному своеобразному бегу, да и домашнее хозяйство требовало определенных физических нагрузок.
      Вопрос о плевках, ценных с точки зрения содержания  в них антител, вырабатываемых иммунной системой организма, не имеет пока однозначного ответа у специалистов, но вот с точки зрения этикета и чистоты городских улиц, по-моему, определяется однозначно, для чего и ставятся урны.   
      «Об окончании земной, единственной для Порфирия Корнеевича жизни…» написано и рассказано довольно подробно. И даже про то, как он попросил соленого арбуза. Снято несколько документальных фильмов о его жизни и жизни его последователей. К сожалению, как это было раньше с другими, так теперь и с ним, нашлось немало «последователей», преобразовывающих и «развивающих его учение». Сын его к последователям не имел никакого отношения. Но кто-то, вырядившись в белые одежды, провозглашает себя единственным и продвинувшимся учеником; кто-то, организовав платные группы, знакомит занимающихся с особенностями «Детки» и своей трактовкой ее; кто-то просто ходит (бесплатно) по различным лечебным и исправительно-трудовым учреждениям и рассказывает о жизни Порфирия Корнеевича Иванова и его «Детке». Собираются даже конференции, приносящие, с моей точки зрения, пользу некоторым заинтересовавшимся «Деткой», но вред, как оздоровительной системе, так и памяти Порфирия Корнеевича Иванова, когда в неумеренном восхвалении заменяют суть сделанного им на выдумку о пришествии нового Бога. Кстати, сам Порфирий Корнеевич относительно себя эту версию о пришествии отвергал, причем, на заданный вопрос отвечал очень серьезно. Короче, не следует некоторым последователям  в своем рвении доброе дело доводить до абсурда.
      Это как в притче о солнечных часах. Коротко напомню.
      Когда-то правитель одной из восточных стран, очень любящий свой народ и по мере сил заботящийся о нем, привез из дальнего путешествия в подарок своим подданным солнечные часы. Подарок был установлен на площади, и все люди могли им пользоваться. Как изменилась жизнь людей, не знавших ранее понятия точного времени! Время торговых сделок точно определялось, влюбленные договаривались о времени встреч, долги брались на конкретное время и отдавались точно в срок. В стране воцарились порядок и процветание. Народ боготворил своего правителя и его подарок. Но вот любимый правитель умер, и благодарные подданные решили соорудить ему грандиозный памятник: облечь его замечательный подарок в шикарную оправу в виде великолепного мавзолея. Великие архитекторы и лучшие мастера камнерезы и камнетесы сооружали его. Народ не скупился на средства. И вот, наконец, последний камень этого прекраснейшего сооружения был уложен на свое место! Толпа ахнула в восхищении. Но лучи солнца больше не могли освещать часы. Часы остановились.      
      
                С уважением,
                Клейменов Владимир Владимирович.