Опера Черевички в камерном музыкальном театре

Татьяна Аленчикова
Художественному совету (если таковой имеется)  московского государственного академического Камерного музыкального театра.04.10.2010.


Смотрела и слушала оперу П.И. Чайковского "Черевички" .  Шла на Рождественскую сказку по  Н. В. Гоголю в театре с великолепной актерской труппой и высоким музыкальным искусством. Все, что ожидала, сбылось.

Но вот чего  не ожидала, так это досадных режиссерских промахов.


1. На занавесе, закрывающем сцену -  средневековые "среднеевропейские" изображения смерти, скелетов, архитектурных развалин. Никакого отношения к представлениям о нечистой силе у русского или украинского народов. Никакой атрибутики Рождества.

Коль скоро обратились к сказке,  юмору и фольклору, надо было сюжеты для занавеса брать из  лубка. Уж чертей и русалок точно из лубка. Не из Босха.

3. "Непотребную карикатуру"  на Черта тоже надо брать из лубка.

2. Очень странные костюмы у кавалеров на балу у императрицы Екатерины. Сверху - абсолютно одинаковые белые камзолы (как у солдат на параде), а снизу - высоченные с ботфортами сапоги - это на балу-то!  Вместо туфель.  Неувязочка. В сапогах только на плацу, да на поле брани высокие чины появлялись.


Главная ошибка спектакля:  Режиссер забыл сделать сказку. Сказочное в оформлении - ровный ковер звезд на заднике и длинный хвост  у Черта.

Нет, вру. Сказочные  актеры и оркестр - только это не режиссерская заслуга.

Не буду приводить отрывки из либретто  Якова Полонского, в работе над которым принимал участие и сам П.И. Чайковский. Но вот выдержки из краткого содержания  Программки, продающейся в театре:

"Бес подхватывает Солоху, и взмывают они, шалые, в звездное небо".

В спектакле потрясающие актеры, блестяще двигающиеся, играющие и поющие, лезут в люк перед оркестровой ямой. Тут уж не только сказкой не пахнет...

Следующая нелепица. Читаем в программке:  "... Вакула.... разгулялся с парубками в звездную ночь. ... Бес... подкидывает метель и стужу,... Вьюга не на шутку разыгралась, валит с ног всяк гулящего..."

Это ж надо было изобразить бурю и снежную метель, которая начинается и заканчивается во время действия, завесив всю сцену ещё до начала спектакля  черной кисеей с огромными небрежными мазками белой краски! И через этот занавес петь оперу!

Уже лет 200 минимум, падающий снег в домашних условиях делают подсветкой вращающегося шара с наклеенными зеркальными кусочками.  А   в современном театре - уйма  техники для этого есть.


Дальше. Вакула борется с Чертом. Вполне реалистичная  театральная драка. Но режиссер ее никак не закончил. Просто дерущиеся встают с пола и  Вакула поет Черту: "Давай, лети", и они, спиной к зрителю медленно шагают к заднику:  Вакула несет хвост Черта  за кисточку. Между ними расстояние метра в  полтора. Потом свет гаснет, а когда зажигается - идет совсем другая сцена.

Скудость режиссерской фантазии безгранична, да и к актерам отношение, как к куклам.

 Я себе не представляю, чтобы в  другом театре заставили бы артистов целое действие сидеть в мешках! В полном костюме и гриме. При этом мешки стоят в зрительном зале, перед первым рядом сидящих зрителей!  Бред.


До "Черевичек" смотрела в этом же театре  спектакль по "Ревизору".  Думаю, там при постановке не обошлось без активного вмешательства авторов либретто  и музыки (Юлий Ким и Владимир Дашкевич), поскольку  всего одна деталь явно не вписывается в канву потрясающе сделанного спектакля. Я имею в виду пробежку в собачьем полушубке  Анны Андреевны  с баяном наперевес!

 Гениальный режиссерский изыск. Ну не понимает режиссер, что бегущая в обнимку   с тяжелым инструментом женщина -  уже не дама, а персонаж Зощенковской коммуналки. Причем тут Н.В. Гоголь?

Мне было жаль  талантливую актрису, которая вынуждена  исполнять неоправданную прихоть режиссера. Вот бы этого режиссера погонять в шубе по залу, переполненному зрителями,   с аккордеоном в руках!

Мечты, мечты...