СИНЕСТЕЗИЯ - совместное чувство, одновременное ощущение. Различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные виды синестезии ("цветной слух").
Пик интереса к этому феномену пришелся на рубеж ХIХ и ХХ столетий.
Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами и поэтами. Когда-то это привело музыканта Александра Скрябина к мысли о "синтетическом искусстве", где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма "Прометей" 1910), а французских символистов (Поль Верлен, Артюр Рембо и Шарль Бодлер) - к созданию знаменитых сонетов, посвященным звукам и цветам. К "синтетикам" относят многих поэтов, писателей и художников: Василия Кандинского, Микалоюса Чюрлениса и Льва Толстого, и Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского. Моцарт утверждал, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем просто «переписывал» её на бумагу. Он писал, что может рассматривать музыку мысленным взором, как прекрасную картину или статую.
Возникает вопрос: все ли индивидуумы способны к таким необычным ассоциациям, или это редкая особенность?.. А, может быть, синтетические переживания просто не осознаются?
Экспериментально были доказаны, например, архетипические, врожденные ассоциации темных оттенков с низкими звуками, ощущением тяжести, светлых тонов - с высоким звучанием и чувством легкости.
В психолингвистике, изучающей взаимосвязь языка, мышления и сознания, на основе эмоционально-смыслового анализа текстов также выделяют светлые, темные, красивые и т.п. тексты.
В 2001 году японские ученые-генетики установили, что код ДНК представим в виде мелодии, а гены, из которых он состоит, в виде нот ("музыка ДНК"). Каждый из нас имеет свою собственную мелодию.
***
Слово, музыка и краски -
Всё едино и прекрасно,
Всё сливается в согласье
И на солнце, и в ненастье.
Есть у слов и звуков - цвет,
У мелодии - букет,
А картины все, быть может,
Как оркестр играют тоже!
У искусства нет различья,
Есть - единое величье.
ПОСЛЕВКУСИЕ ТЕКСТОВ
Мы узнаем без ошибки
Вкус смешинки и улыбки,
Может, горя горький груз -
Это перца жгучий вкус?..
И теперь вполне понятно,
Что бывает неприятно:
Равнодушье и застой,
Текст без темы и пустой.
Для чего даны нам слезы?..
Чтоб была не пресной проза.
А любви желанный вкус -
Это сладостей союз!
Только не было здесь речи:
А какого вкуса - вечность?..
***
Все пишем как можем,
Пусть вкусы несхожи,
Но каждый прозаик
В том радость познает.
Мы все уникальны,
Пусть темы банальны.
И вечностью дышим,
И пишем, как слышим.
***
В гармонии духа - слова вдохновенны.
Мы все - камертоны звучащей Вселенной.
И пусть здесь на разных, порою, волнах, -
Встречаемся мы в ослепительных снах!
Там небо сияет и ветер поет.
Звучание душ - как единый аккорд!