Как мы в школе ангину лечили

Тимур Ибатулин
      Ибатулин Тимур Фаритович
Как мы в школе ангину лечили


         После звонка на урок школа затихла, опустели рекреации и только негромкие звуки доносившиеся отовсюду говорили об оживленной жизни образовательного учреждения.
 Директор спокойно шел по родным коридорам. В задумчивой рассеянности он оглядывал свое привычное за много лет хозяйство. Он привык все проблемы решать в движении – в прямом и переносном смысле. Решения приходили быстро, а если надо было подумать то Сергей Дмитриевич Басов любил пройтись по школьным этажам и закоулкам. Сознание его не замечало обыденного, отмечая лишь: что хорошо или к чему требуется проявить внимание, так сказать: приложить руки. Тогда он отвлекался от мысленного  решения глобальных задач и переходил к насущным вопросам.
        Сейчас он обратил свое внимание на доносившееся с лестницы сопение и сдавленную, невнятную детскую ругань. Директор ускорил шаг и повернул за угол. На верхней площадке разразилась баталия. Рассыпанные по ступенькам учебники создавали ощущение недостроенных баррикад; всклокоченные рыжие волосы сменялись в круговерти белобрысыми; мелькали: ноги, локти,  красные от натуги лица…
        Над побоищем витал этакий дух азарта и молодецкой лихости – никто не согласен был уступить. «Еще минута и у них наступит полное обоюдное  понимание», - заметил наметанным глазом Сергей Дмитриевич, - «но ждать целую минуту… да они за это время половину школы разнесут и места живого друг на дружке не оставят!»
        Сергей Дмитриевич шагнул к дерущимся, наклонился и известил вкрадчиво:
- Арена цирка через два квартала.
        Директор выдержал театральную паузу и констатировал:
- Так и есть – Петров и Самохин…. И что же вы на этот раз не поделили?
         Взмокшая, раскрасневшаяся парочка моментально потеряла азарт к отстаиванию «мировых»  интересов и потупившись смотрела в пол. Однако то один, то другой пользовался из под ресниц «проникающим» оптическим оружием. Шел жесткий импульсный обмен негативной информацией. Такое оружие было одновременно зримым, ощущаемым, и невидимым. От такого оружия есть только один щит – дружба! Впрочем, как почувствовал Сергей Дмитриевич, в отношениях ребят таким понятием даже не пахло. И тогда он спросил:
- И что побудило Вас, дорогие мои, заняться приемами классической цирковой борьбы в родных стенах школы? А ведь это нарушение! Нет, не смотрите так на меня, я не про упражнения в ловкости и гибкости – борьбу я и сам люблю, тем более цирковую! Я про звонок на урок, который уже две минуты как прозвенел.
          Сережа Петров вскинул отчаянно ресницы. Глаза выдавали мешанину чувств и мыслей, а Сашка Самохин наоборот поежился, скомкал рукой выбившийся из под ремня подол рубашки которую так и не нашел смелости заправить, и неожиданно тоже поднял к директору взор. Директор перевел взгляд с одного на другого, подумал - «а есть в их лицах, пожалуй, нечто общее – заостренность скул, оттопыренность ушей…  и глаза – ясные, твердые».
         Пауза затянулась и теперь уже мальчики разглядывали Сергея Дмитриевича: ожидающе, нетерпеливо и безнадежно.
          Петров первым нарушил гнетущую тишину:
- Сергей Дмитриевич, может, мы пойдем? А то урок закончится…   
- Идите, - легко согласился директор. Почесывая переносицу он пытался поймать ускользающую мысль. 
          Школьники получили отпущение грехов и в одно мгновение засунули учебники в портфели.
            Сергей Дмитриевич молча усмехнулся:
«Запихнули как попало -  при такой конвейерной скорости сложно им будет отличить свои учебники и тетради, от чужих.  Да… поскольку ребята сидят в разных концах класса, то веселая жизнь им на сегодня обеспечена. Может и найдут контакт…»
             Педагогический опыт серьезная штука – весь оставшийся день ребята только и занимались тем, что: получали от учителей за отсутствие в портфеле то одного, то другого; передавали друг другу на уроках: учебники, тетради,  ручки и так далее. А закончилось все у Самохина после уроков. Он  забыл в портфеле Петрова  дневник и пришлось продолжить общение у Сергея  дома. Там они и сделали уроки, а потом переглянулись и пошли вместе гулять.
          Только это было после школы, а сейчас ребята быстро все собрали и Сергей Дмитриевич увидел удаляющиеся спины. Тут у него и всплыла на поверхность та самая, неясная мысль:
- А ну стойте обормоты! И, марш обратно - я не задал самый главный вопрос!
- Какой вопрос? – одновременно откликнулись одноклассники.
- Важный вопрос! Какую мировую проблему вы решали столь радикальным способом?
- Да это все… из-за него!!! – в один голос ответили ребята и осеклись напоровшись на встречные указующие жесты друг друга.
           Директор непедагогично хохотнул. Ребята удивленно посмотрели на начальство. Сергей Дмитриевич придал своему лицу серьезно-строгое выражение, глубоко вдохнул чтоб продолжить воспитание, но в следующее мгновенье только сильнее рассмеялся:
- Ва… ва-ам в театре… надо… выступать!!!
           Ребята посмотрели друг на друга,  захлопали ресницами и уже через секунду хохотали вместе с директором.
           Когда прошла волна смеха, так чудно разрядившая напряжение, Сергей Дмитриевич невзначай  спросил:
- И все же, в чем суть спора господа? Просветите!
           Сказано было легко, с небольшой толикой интереса замешанного на азарте. И ребята попались на удочку.
- Это все из-за ангины! – сказал Сергей и осекся, посмотрел на Сашу. А Самохин вдруг стал серьезным и просто сказал:
- Это все из-за меня…



А началось все в начале прошлой недели…


            И почему говорят, что понедельник день тяжелый?  Для Саши Самохина  он был, самым что ни на есть, легким и хорошим. В воскресенье он доделал летучего змея. Недаром его звали Самоделкиным - змей удался, и хвост получился замечательный - из узкого старого транспаранта,  найденного еще летом на чердаке дачи. На  алой материи хорошо просматривался наполовину стершийся лозунг «УКРЕПИМ СМЫЧКУ ПРОЛЕТАРИАТА с КРЕСТЬЯНСТВОМ!!!»  Санька особенно не вдумывался в слова, главное что они необычно звучат и красное полотнище очень подходит для всесоюзного женского праздника.   А еще важно, что Костик наконец приедет! С ним и запустим в небо эту змеюку! С таким ярким хвостом да навороченным корпусом "гвоздь программы" будет, а издалека, пожалуй, и за самолет сойдет! Самолет с транспарантом – как на параде!
- Уррра-а! - Сашка даже подскочил от радости, - такой фокус получится! Вот только бы двойку не схлопотать до праздников. Мама в этом случае грозилась выкинуть змей и засадить Сашку на все весенние каникулы за парту  «…чтобы осваивать хорошие отметки».
            В общем, понедельник был радостный. Солнце светило по-весеннему.  Капель блестела и шлепала, а воробьи на улице - так просто с ума сходили! 
            Санька так ошалел от такого блеска и всеобщего пробуждения, что загулялся и совсем забыл про уроки.
            На следующий день первым уроком ожидалась математика с контрольной. Саша об этом вспомнил утром, сразу, как проснулся. На урок он опоздал, а потому пошел только ко второму. Шел и продолжал радоваться "...ну опоздал, ну с кем  бывает? Зато можно за контрольную не переживать – подготовлюсь в следующий раз и напишу на пятерку!"
      В школе все было как обычно, разве что заболела Анна Степановна учительница рисования .
         Узнав об этом, Светлана Игоревна (учитель математики)  сразу решила помочь детям.  Вместо контрольной она устроила «прогон» с объяснениями по теме, а все страшное  перенесла на последний урок – заменила математикой рисование.
       Когда на перемене Санька ввалился  в класс, то не увидел обычной суматохи – все были сосредоточены на своих тетрадях и учебниках. Для дела использовался любой носитель информации. Если внимательно оглядеться, то можно было увидеть: куски печатного текста (откуда-то выдранные), листки с заранее написанной контрольной (наверное копии с контрольной в параллельном классе), гармошки с формулами и правилами заполнялись самым немыслимо-мелким почерком и прятались. Писали на  клочках бумаги, фантиках…    когда час Х минует "тайную клинопись" начнут находить в самых неожиданных местах. Это станет курьезом и поводом для шуток, но сейчас -  ребята то и дело отрывались от писанины и подбегая к соседу что-то спрашивали, записывали: на ладонях, коленях, на ... (в общем, на чем попало записывали). У Лешки Карпова, например, написали на …, ну это выяснилось в начале следующего урока - Митька Сазонов "помог" постарался однако.
            А сейчас, когда Сашка появился в классе Светка Кочанова тут же заметила вошедшего Самохина, и на весь класс манерно возвестила:
- О, Самоделкин!
- Топ-топ… - поддержала Светку подруга.
- Опоздал, опоздал! - сказал Семенов едким голосом.
- Не дразнись, а то получишь! - произнес кто-то подражая голосу Горького. 
- И, на двойку нагулял, нагуля-я-ал!!! – съязвила  тонким голосом Качанова.
- Привет Самоха, - послышалось справа, это Сергей Петров, - ты знаешь, что пятым уроком контрольная по математике? Зря ты не был на первом уроке, мы все повторяли. В общем… ты, конкретно попал! И математичка тебя спрашивала.
- Люди, что же мне теперь делать? Хоть медным тазиком накрывайся! – Севшим голосом взмолился Сашка.
- Ага! Ты Самоделкин и колотушку держи под рукой, чтоб через  тазик перестукиваться! – веселилась Светка.
- А скажи, что ангиной заболел и домой отпросись, - посоветовал бывалый Толька Бондарев.
- Ага, а чем я докажу?!!! – в глазах Самоделкина успев блеснуть гасла надежда, и готовы были заблестеть непрошенные слезы..
- А ты мороженых с десяток съешь, - предложил Сергей Петров, - мировой рецепт, до пятого урока ясно дело подействует!
            Сказано – сделано. Заветная палатка с мороженным была на углу школьной ограды. Весь класс с интересом следил через окно, как Сашка торопливо глотает куски.
- Ставлю щелбан, что третье не съест! – азартно сказал Колька «Дрозд».
- Да он уже второе доедает! – отметила Люська Крылова, самая любопытная в классе.
- Поддерживаю - третье не осилит! -  послышался сзади бас Сергея Оброськина.
- И на фига я ему это предложил? – Забеспокоился Сергей Петров, -  что он потом с этой ангиной делать будет?  Температура под сорок, лежишь как овощ и бурду всякую пьешь… уж я то знаю!
- Да помолчи ты! Сердобольный. Не мешай людям  комедию смотреть! – взвилась Светка Качанова.
- Это не комедия… - возмутился Сергей Петров и выбрался из толпы прилипшей к окну, - это трагедия, а… идите вы все!!! – схватив из портфеля шапку Сергей выскочил из класса.
              У окна продолжался спор:
- Фофан против трех щелбанов, – четвертое не влезет!
             Это были последние слова услышанные Сергеем. Он схватил в раздевалке куртку, и не переодевая сменой обуви, выскочил во двор. Снег таял. Носки сразу намокли. «Плевать!» - решил Сергей и ускорил шаг.





              Санька пытался заглотить  остатки четвертого мороженного. Сережка хотел вмешаться, но этого не потребовалось, потому что он опоздал. Петров понял это сразу как увидел Санькины глаза. Самохин хотел что-то сказать, но тут его перегнуло пополам и он убежал за палатку. Серега постарался не слушать. Не получалось. Тогда он заткнул уши пальцами. Через некоторое время из-за угла вышел Санька. Лицо его было красным и изможденным.
- Ну, Серега, рецептики у тебя! Ух… если не поможет!
- Дурак ты, Санька, дело не в количестве съеденного, а в холоде – хватило бы и двух, трех мороженных, если бы ты не хватал ртом такие кусищи! А в классе вообще сдурели - ставки делают!
- И много поставили?
- Фофан против трех щелбанов, - ответил Сергей, и добавил, - ты бы лучше спросил, кто фофан поставил!
- …?!
- Игнат.
- Да-а…, самый здоровый в классе, - загрустил Санька, а затем спросил деловито:
- И сколько я должен был съесть?
- Четыре, - известил вконец расстроенный Сергей.  Сашка посмотрел под ноги, на остаток четвертого мороженного.  Во взгляде читалась смесь сожаления и отвращения.
- Неважно! – подвел итог Санька, - пошли вот-вот звонок будет!

***

       На уроке биологии к доске первым вызвали Лешку Карпова. Он медлил, все никак не мог вспомнить  сумчатых. Федька Краюхин пытался подсказать - показывал ему то на свои лопухастые уши торчком, то на живот,  то на сумку с учебниками. Лешка не понимал. Пантомима повторялась. Класс развлекался. В конце концов серьезный Федька  не выдержал и соединив перед собой руки изобразил бурдюк. На Лешкином лице отразилось недоумение. Федька в сердцах плюнул в свой импровизированный "бурдюк". Лешка украдкой показал Федьке  кулак.
       Лидия Васильевна спиной почуяла лишние движения у доски и обернулась:
- Ну, что будем про сумчатых рассказывать,  Алексей?..
        Лешка мялся. Лидия Васильевна вдруг подалась вперед и присмотрелась, затем повернулась, взяла со стола очки. Пригляделась сквозь стекла, и изумленно выдохнула:
- Карпов,  да у тебя на лбу кусок шахматной партии… ты что издеваешься?!!!
  Лешка Карпов долю секунды недоумевая смотрел на учительницу, а затем быстро подошел к висевшему над умывальником зеркальцу. Митька Сазонов действительно постарался. Вспомнились слова  «…у тебя весь весь лоб в чернилах, сплошные  отпечатки пальцев! Дай сотру. Ну вот, другое дело - сейчас водой смоем и тип топ! Да подожди же ты, давай лоб высушим! – тут же ко лбу был заботливо приложен лист бумаги».
     Сейчас Лешка видел в зеркале свой большой, шишковатый Лоб. Он был все еще красным после Митькиных стараний. По среди лба аккуратно выделялись чернильной печатью зеркально перевернутые буквы «Е2 - Е4». Лешка в один шаг оказался рядом с Сазоновым, тот успел закрыть голову руками, но Лешку пока интересовал знакомый лист в клетку. На оборотной стороне бумаги жирно выделялось перевернутое изображение «Е2 - Е4». Подносить листок к зеркалу, чтобы понять написанное Лешка не стал, и так все было ясно. Митька, не дождавшись удара, опустил руки, и в одно мгновение был опечатан своей же самодельной печатью. А Лешка удовлетворенно смотрел на синий чернильный оттиск на лбу товарища по парте.
- Ну вот и к зеркалу бегать не надо! – удовлетворенно объяснил Лешка Карпов, - а то думаю, и чего это здесь написано?!
     По классу прокатились волной веселье и шуточки. Лидия Васильевна опомнилась первой:
Дневники на стол, и… оба – за дверь!!!
     Дальше урок продолжался без происшествий, правда через пятнадцать минут в класс заглянул директор. Он сказал:
- У Вас, Лидия Васильевна, за дверьми начался шахматный турнир! 
- А, знаю. Вместо досок эти гении используют собственные лбы! – рассмеялась Лидия Васильевна.
    Повисла недолгая пауза. Директор удивленно посмотрел на Лидию Васильевну:
- Как раз лбы чистые, хоть и красные, а играют они на карманной шахматной доске… Вы не будете против, если они доиграют после уроков, а сейчас сядут по своим местам?
- Д-да, конечно, Сергей Дмитриевич, пусть заходят в класс…

***
    


                К пятому уроку Серега старался не встречаться взглядом с Санькой. Самохин был не расположен к беседам, поскольку под глазом его наливался красным ощутимой припухлости синяк. Игнат уже не тер свой лоб после трех десятков шелбанов и не расстраивался от полученного фофана, он потирал кулак правой руки и улыбался, как человек выполнивший все обязательства и получивший сполна все долги. Если честно сказать глаз у него тоже слегка припух, только Игната такие мелочи не беспокоили. Все произошло в отсутствие Петрова.  Сергей этому был особенно огорчен. Сашка к пятому уроку совсем осип и, хватаясь за горло, разговаривал шепотом. Лишь надежда избежать контрольной грела его сердце. Как оказалось на этом его беды не кончились - учительница математики сказала, что «…руки ноги целы, а горло мозгам не помеха».
                Пришлось отсидеть урок. Тетрадь Александра Самохина по прозвищу Самоделкин появилась на учительском столе самой последней…



                На следующий день Самохин не пришел в школу – он заболел. Петров после уроков пришел проведать Сашку, но тот даже к двери не подошел.
Через полторы недели Саша выздоровел. В школе его встретили дружно и весело.

***

            
                Саша с Сергеем стояли перед директором. Они закончили рассказ. И теперь ожидающе смотрели на Сергея Дмитриевича. Он молчал. Глаза сквозь очки весело поблескивали. Наконец он вздохнул, как после прочтения хорошей книги, и сказал:
- А в чем собственно была суть спора сегодня?
                Саша что-то хотел сказать, но осекся под взглядом Петрова, и пожал плечами.
- Спор был насчет способов лечения ангины, сказал Сергей, - если бы Сашка пропил в течение получаса мелкими глоточками ледяную воду, то это бы…
- Да не помогло бы это! – перебил одноклассника Саша, - я еще круче бы заболел!!!
- Стоп товарищи учащиеся! – остановил разгорающиеся страсти  директор и, поморщившись, прижал руку к своему горлу, - Сергей, договаривай.
- Да нечего договаривать, хотел сказать, что на следующий день он был бы уже здоров!
- А откуда такая уверенность?!!! – заинтересовался Сергей Дмитриевич, - у меня тоже вот, ангина… заканчивается.
- Мне в спортивном лагере тренер рассказывал, - объяснил Сережка и окончательно замолчал.
                Сергей Дмитриевич понял, что больше информации не вытянешь, да и некогда уже. Но оставлять все как есть тоже нельзя – опять подерутся. Он посмотрел на одного, на другого, и предложил:
- Знаете голубчики, дракой спора не решишь, а вопрос, признаю, интересный! Кончайте уж дуться друг на дружку. Я тут покумекаю, сделаю пару, тройку звонков знающим людям, и завтра ваш спор будет решен!
                Директор довел их до класса, объяснил учителю, что задержал ребят по школьной необходимости, попросил допустить на урок.
Как ни странно Петров и Самохин в этот день больше не ругались, и вообще спустя время они считали, что именно в этот день зародилась их дружба.

                А еще в этот день случилось страшное. В метро произошел взрыв. Погибло много людей. И весь город был какой-то подавленный и притихший, словно вместе с людьми переживал боль утраты. Самым страшным Самохину казалось, что с неба также ярко струится солнечный свет и ликует в лужах. Ему, светлому, все равно где бликовать  и абсолютно безразлично, что мимо идут с опущенными головами люди…


***


                Дети гораздо пластичнее взрослых реагируют на окружающую обстановку. И если не происходит ломки, то они быстрее взрослых восстанавливаются. За вечер и утро Сашка с Сергеем и товарищами уже изрядно успели обсудить взрывы и террористов, и теперь в школе их волновала нерешенная проблема – кто из них двоих прав в этом затянувшемся, набившем оскомину споре на счет ангины. В этом вопросе надо было наконец поставить окончательную точку. Самохин и Петров стояли около раздевалки и поглядывали в сторону учительской. Они ждали директора.
Вся поза их выдавала любопытство и нетерпение. Они стояли так долго, что на них обратила внимание Вера Алексеевна – завуч школы.
- Вы чего тут шпионите, директора выглядываете? – грустно улыбнулась она.
- А… как Вы догадались?!!! – прозвучало в один голос изумленно.
- А я не догадывалась, я пошутила. Вижу, что вы уже больше получаса наблюдаете за педсоставом. Сразу поняла – в разведчиков играете!
- Не-е… мы не шпионим. Мы Сергея Дмитриевича ждем.
                Вера Алексеевна помрачнела:
- Он не придет.
                Сашка вдруг почувствовал, что ноги его становятся ватными. Голова стала тяжелой и гулкой. Крутилась по кругу мысль, как закольцованная пленка в старинном магнитофоне - «Как же так… как же… он же еще вчера обещал… а теперь его просто нет?!!!» Сашка видел как побледнел Сергей. Заметила это и Вера Алексеевна. Она мягко встряхнула Сашку и сказала:
- Успокойтесь! Не было его в метро!! Не было. Все в порядке. Почти.
                Завуч пригляделась  внимательней:
- А ведь вы Петров с Самохиным… из пятого «В»,  правильно?
- Да.
- Вот! Вас-то мне и надо!!! Звонил Сергей Дмитриевич и просил передать вам, что «…рецепт подтвердили ученые медики». Ребята некоторое время осмысливали про рецепт и про медиков.
- А он сегодня сам будет? – спросил Сергей.
- Нам с ним надо обсудить  кое-что, – добавил заулыбавшийся Саша.
                Вера Алексеевна улыбнулась в ответ:
- Он знал, что вы зададите этот вопрос. Сергей Дмитриевич заболел и сегодня в его в школе не будет. И еще он просил передать вам странную фразу. Сказал, что они поймут.
- Какую фразу?
- Он просил сказать вам, что «…лично ему не помогло, и когда он вернется, то надерет  кому-то уши!», - завуч увидела, как покраснели кончики ушей у одноклассников. Вера Алексеевна вновь улыбнулась и добавила:
- А еще он просил вас обоих зайти к нему… на чай. Соответственно когда он пойдет на поправку.
Петров и Самохин переглянулись.
- Вера Алексеевна, а можно мы пропустим первый урок?
- Ну, пожалуйста, - добавил к словам друга Сашка, и чиркнул ребром ладони по своему горлу, - вот так надо!!!   
                Завуч секунду размышляла, а затем строго сказала:
- Чтоб ко второму уроку были в классе. И не подведите меня! Помните, я за вас всех головой отвечаю!
- Конечно, конечно, - ответили они уже на бегу. И уже друг с другом:
- Ну, какой торт брать будем?

7 апреля 2010 г.
текст на стадии доработки - скажу большое спасибо за критику и советы!