Рабы

Леонид Терентьев
  Ныне раб - тот, кто за бутылку водки возьмется за любую работу, даже если другой за нее большие деньги потребует. Как-то четыре человека загрузили и выгрузили около тысячи глыб ракушечника и 2,5 тонны цемента, получили за труд на всех трехлитровую бутыль вина и были счастливы. Все грязные, в цементной пыли. Мыться, стираться - нет денег, так и ходят. Опустившиеся вконец люди. Хотя есть среди них подлинные таланты - каменщики, штукатуры, учителя, военные, даже художники и резчики по дереву, чьи работы на выставках бы показывать.
Другой человек, Коля, спьяну решил однажды продать большую квартиру. К нему пришли со словами: «Мы тебе нашли комнату, бери 500 долларов». Поставили две бутылки водки, он выпил. Утром проснулся, слышит: «Поехали?»
«Куда поехали?!» «Как это куда? Мы же у тебя квартиру купили», «Нет, ребята, я передумал» Его начинают бить, тоже заставляют подписать дарственную. А как не подпишешь?! За этим человеком никого нет, его искать не будут. Найдут - несчастный случай с алкоголиком...
В своей же двухкомнатной ремонт сделал, как «хозяева» потребовали. Что это значит по нынешним временам, известно. Не заплатили ни копейки, хотя обещали. Потом квартира за большие деньги была продана. А Коля стал очередным рабом. За кусок хлеба, стакан вина. И он работает - бесплатно, как раб. Такой Саша или Коля охраняет чью-то шикарную дачу в роли сторожевого пса, пасет чужих баранов.
Первый кандидат в рабы тот, кто в милицию не пойдет. Продающий наркотики, например, «Сколько тебе за дозу? Держи» Назавтра: «Ты что нам подсунул?! Мой товарищ чуть не ослеп. Неси 500 баксов - за моральный ущерб»
Могут держать «Сашу» десятилетия, могут, когда обессилит, отпустить. Но для него это еще ужаснее - без жилья, без денег, без работы, гарантированного куска хлеба... И он идет ночевать на улицу. Ворует, побирается, дерется с такими же, как сам, за выгодное место для нищенства.
В нашем государстве, где ныне плохо почти всем, и вовсе ничего не делается для бездомных. Хотя забота о страждущих - его обязанность. И еще церкви. Но должно же наше проклятое общество как-то использовать таких людей? Даже с экономической точки зрения невыгодно: десятки тысяч совершенно для него ничего не делают в течение многих лет. А ведь большинство из нынешних бомжей заслуживают сочувствия - не так давно они были благополучными тружениками, отцами (и матерями) семейств.
Как помочь этим людям? Во всех так называемых цивилизованных странах (включая дореволюционную Россию) есть ночлежки. Как бы там не было плохо, но это - шанс. Были когда-то богадельни и постоялые дворы (бесплатные) при церквях. Теперь верующие собирают деньги на ремонт и восстановление храмов, ищут работников. Приютите таких Саш и Коль - вот вам огромная сила, согласная на работу самую грязную, на что никто другой не пойдет.
Пока же страшно жить. Толпа люмпенов, если ей подсунуть любой клич, любую идею, бросится громить всякого, не задумываясь. Если будет лидер. А лидер может появиться, как ни странно, среди так называемых «новых». Которые с деньгами. Но кто тоже готов броситься на всякого с другой идеей, который не так одет, говорит на другом языке или жаргоне. Еще неизвестно у кого больше злобы.
И по этой причине очень опасно для государственных мужей закрывать глаза на проблему бомжей. Которыми не рождаются - ими становятся, по вине того же государства...