Пыль дорожная

Анна Боднарук
     В одной деревне жили себе мать и сын. Когда пришло время жениться, сын привёл в свой дом невесту со стороны. Всё у них, как у людей: есть небольшой клочок земли, который их кормит. Есть лошадь, корова, птица возле дома. Сыночек маленький родился. Одна беда – подошла к концу светлая полоса и посыпались несчастья. Сперва погиб муж. От горя умерла свекровь. Что и говорить, хватила горюшка молодуха. Всё думала: «Вот подрастёт сынок, помощником будет…» Но и этому не суждено было сбыться. Крестьянское житьё-бытьё его не интересовало. Всё хотелось по белому свету походить, чужие края посмотреть. Стал он просить матушку отпустить его, счастье своё искать.
     - А как же дом, хозяйство?
     - Есть у меня моя заветная тетрадь, огрызок карандаша и ничего мне больше не нужно.
     - А чем кормиться станешь?
     - Что напишу, буду людям читать, задушевные песни им петь. Народ охоч до зрелищ. За это накормят и напоят и одежонкой одарят…
     - На кого ж ты меня покинешь? – заплакала мать.
     - Вот, о тебе, родная, душа болит. Ты – мой совет, моя отрада. Тебе одной всякий час доверял бы мысли свои. Только вот беда: в котомку тебя не посадить и с собой не унести.
     - Ладно. Поживи ещё недельку в родительском доме, а там поглядим.
     Сынок спит себе безмятежно, а матушка всё Богу молится. Совета спрашивает. Устала сердешная, не заметила как и сама вздремнула. Приснился ей сон. Будто бы зашёл в их дом старичок, босой, в белой до пят рубахе и седой длинной бородой. Сел на лавку и говорит:
     - Коли любишь сына своего так, что до веку расстаться с ним не хочешь, то сделай так, как я посоветую. Распродай всё, что у вас есть, денежки сыну отдай. Сама же выйди с сыном до восхода солнца за деревню. Стань позади сына и обое смотрите в ту сторону, где должно родиться солнце. Между собой не разговаривайте. Про себя Богу молитесь, а дальше – сами увидите.
     Проснулись обое, мать и поведала свой сон сыну. Подумали, посоветовались и решили всё сделать так, как старичок присоветовал. Распродали всё. Последний раз переночевали под крышей родного дома и ближе к утру, вышли за ворота. В пояс поклонились дому, который укрывал их от дождей и стужи, не оглядываясь, вышли в поле. Опустились на колени, глядя в ту сторону, где розовеет небо, стали молиться.
     Вот и солнышко взошло. Надо бы дальше идти. Сын, не оглядываясь, спрашивает мать:
     - Матушка, надо бы уже в путь отправляться?
     - Иди.
     - А ты?
     - И я с тобой.
     Идёт сын, идёт. Притомился.
     - Матушка, надо бы передохнуть?
     - Давно пора. Садись сынок.
     Сын сел. Вынул из котомки краюху хлеба, разломил. Хотел матушке дать, оглянулся. А матушки не видать.
     - Матушка, ты где?
     - Тут я.
     - Где? – заозирался сын.
     - Да тут я, под твоими ногами. Где бы ты ни был, я всегда буду землёй под твоими ногами.
     Много хорошего и плохого повидал сын на своём веку. Всегда советовался с матушкой своей. Время пришло, состарился. Мать-земля приняла его в свои объятья. А родная матушка, с той самой минуты – стала дорожной пылью.

                Январь 2010 г.