Базар-вокзал

Юрий Вшивцев
Транссибирская магистраль. Мчатся по Уральским горам и сибирской тайге поезда — грузовые, почтовые, пассажирские. В огромном многообразии железнодорожных составов выделяется один, уникальный по своему назначению и очень популярный у населения городов и посёлков России...

—Внимание! Скорый поезд «Москва — Пекин» прибывает на второй путь!
Это объявление по радио всполошило спокойную суету железнодорожного вокзала. Он загудел, как растревоженный улей. Захлопали двери, заголосили вездесущие торговки, предлагая свою выпечку. Людской поток устремился из зала ожидания на вторую платформу. Толпа самая «разношёрстная»: бабушки, студенты, школьники, солидные мужики с кейсами и бездомные бродяги. Это не пассажиры, спешащие на поезд, это местные жители — обитатели провинциального города. Они пришли сюда, чтобы купить по дешёвке у китайцев какой-нибудь ширпотреб. Сейчас на 20 минут вторая платформа превратится в барахолку. Пассажиры пекинского поезда вынесут из вагонов самый разнообразный товар: от швейных иголок до бытовой техники. Здесь будут и одежда, и обувь, и бижутерия, и посуда... Цены дешевле, чем в популярном вьетнамском павильоне на местном городском рынке.
Выбрав свободную минуту, я тоже решил прогуляться по второй платформе во время стоянки поезда «Москва—Пекин». Прекрасное летнее утро, лёгкий ветерок и тёплое солнышко создали уют в душе и беспечность в настроении. Я не собирался ничего покупать у китайцев, но огромная популярность этого поезда в провинциальном российском городе подогревала и без того горячее любопытство.
Не успел состав замереть на втором пути, как двери вагонов открылись, и на платформу «посыпались» наши дальневосточные соседи. И не с пустыми руками. Колготки, канцтовары, нижнее бельё, игрушки... Когда поезд, в последний раз скрипнув тормозами, всё-таки остановился, появился более существенный товар. Открылись вагонные окна, показались цветастые платья, мужские костюмы, разноцветная детская одежда. Прямо из-под вагона началась торговля столовой посудой: наборы кастрюль, чайные и кофейные сервизы, якобы, хрустальные фужеры и рюмки...
Китайцы активно предлагают свой товар, покупатели не менее активно торгуются, сбивая цены. Продажа идёт бойко, как на самом ходовом московском рынке. Но товар некачественный даже на глазок. Условия торговли самые антисанитарные. Одежда, мягко говоря, не очень чистая и не отглаженная. Посуда выкладывается на грязный асфальт. Люди покупают всё, что увидели ненасытные глаза. И не беда, что проверить на работоспособность бытовую технику негде, примерить костюм не представляется возможным. Зато очень дёшево!
—Костюм же тебе явно маловат. Сходи в туалет, померь, а потом деньги отдавай! - посоветовал я плотному мужчине, отсчитывающему купюры за покупку.
—Китаец не отпускает. Так и говорит: или деньги давай, или костюм верни... Ну ничего, дома примерю. Если не подойдёт, продам соседям, но в несколько раз дороже, - мужик, сверкая золотыми зубами, прячет товар в пакет.
У следующего вагона знакомая женщина показывает мне стодолларовую купюру:
—Честным трудом заработала только что. Учись, пока я жива!
—Как тебе это удалось? - я искренне удивляюсь прозорливости собеседницы.
—Купила вчера утюг в коммерческом киоске. Пришла домой, включила в сеть. Утюг не нагревается. Вскрыла внутренности, а там даже спирали нет. Попыталась сдать обратно в киоск, еле ноги унесла. В правоохранительные органы обращаться не стала, чтобы не оказаться в дураках. Вот и пришла к пекинскому поезду. После недолгих переговоров с проводником-китайцем я продала бракованный утюг аж за 100 долларов. Вот повезло-то! Пока китаец не опомнился, надо ноги делать! Ну, прощевай, друг! Некогда мне тут с тобой лясы точить!
Торговцы из Китая — наивный народ. Они до сих пор верят в честность и простодушие русского человека и за это бывают жестоко наказаны. Женщина-китаянка средних лет ходит по платформе, держа в руках пачку денег. Она не просто гуляет, она продаёт бижутерию. Вдруг из толпы зевак выпрыгивает мальчуган лет двенадцати, вырывает из рук женщины всю пачку и исчезает под вагоном. На крик «Деньги украли!» откликаются два постовых милиционера, но их усилия тщетны: подросток как сквозь землю провалился. Технологию кражи денег и вещей у пекинского поезда местные пацаны усвоили как дважды два. Воровской бизнес поставлен на широкую ногу. Этим промышляют, в основном, подростки.
Группа ребят беспечно гуляет по перрону, ни чем не привлекая к себе внимание. В минуты прибытия поезда детвора растекается по платформам, и начинается «охота» за беспечными китайцами. Ушлый пацан хватает из рук  зазевавшегося продавца всю выручку, ныряет под вагон и растворяется в толпе обычных пассажиров или садится в электричку, отправляющуюся с соседнего пути. Самый удачный вариант — добежать до остановки и прыгнуть в автобус. Но это если хорошо бегать! Большинство подростков, ограбив китайцев, скрываются за многочисленными станционными постройками и в спокойной обстановке делят «добычу» на всех по справедливости. Ведь каждый пацан в этой операции играл определённую роль.

…Скорый поезд «Москва-Пекин», отстояв положенные по графику 20 минут, отправляется дальше по бескрайним просторам России. На следующей станции его встретят другие люди, снова будут барахолка, воровство и обман. И так до самой российско-китайской границы. А местные обыватели  ещё два часа будут штурмовать на остановке общественный транспорт, пытаясь втиснуть в переполненные салоны маршруток сумки с китайским ширпотребом. К сожалению, это наша действительность, от которой мы ещё долго не сможем избавиться...

1998 год.