Кино, подростки, жизнь

Евгений Глебов-Крылов
КИНО, ПОДРОСТКИ, ЖИЗНЬ
Последние фильмы замечательного актёра и режиссёра Мела Гибсона характерны завышенной концентрацией жестокости. В дальнейшем будем говорить о фильме "АПОКАЛИПСИС". Концентрации жестокости не видишь, когда, сопереживая, смотришь его великолепный исторический боевик «Храброе сердце», о борьбе шотландцев за независимость от англичан. Но уже о фильме «Страсти Христовы» можно с полным правом сказать: «слеза вышибается коленом». Римские легионеры выглядят сплошь садистами, ну, а Иисус — царём мазохистов. Налицо больной психологический фон фильма. Но кто болен? Показываемое фильмом общество, которое, согласно древнеегипетским свиткам, не сделалось ни злее, ни добрее, или всё-таки авторы фильма?

ДУМАЮ, ИСТИНА ВОТ В ЧЁМ: авторы просто вынуждены угождать крикливому слою не совсем душевно здоровых критиков и элитных зрителей, своей гипертрофированной активностью подмявших под себя голос здравомыслия.

Фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» принадлежит к категории «Х», то есть: не предназначен «для семейного просмотра», но адресуется «взрослым людям с НОРМАЛЬНОЙ психикой». Фильм выглядит затянутым. И немудрено: первые 20 минут муссируется тема полового бессилия всего лишь двадцатилетнего туземного охотника. Кому бы морочили голову: СТОЙКАЯ импотенция это болезнь цивилизации! Таким образом, тема «притянута за уши», хотя кадры поведения туземной тёщи поучительны и для современников.

Туземцы верят, что, съев ухо, станешь лучше слышать. Но, умея пользоваться огнём, дикари не едят уши, только что срезанные с противника, хотя могут и пить кровь из разрезанной шеи, как это практикуют и современные оленеводы тундры. Авторы фильма пытаются нас убедить, что цивилизованный индеец Майя для повышения потенции станет сырыми есть яйца забитого кабана, вместо того, чтобы культурно их поджарить или сварить.

Совсем психологически недостоверно выглядит, что охотники то и дело «собачатся», ИБО любой вожак племени агрессивное поведение соплеменников всегда пресекает, заботясь о выживании всех. Убеждён в следующем. Авторы сценария фильма из коммерческих соображений «узнаваемости», не мудрствуя лукаво, всего лишь спроецировали психику обкуренных марихуаной североамериканских подростков на нравы индейцев Майя.

В фильме много и в деталях смакуется смерть, а вот рождение младенца в яме-западне авторы не догадались изобразить в деталях. Если бы они это сделали, они бы не только продемонстрировали конечное торжество жизни над смертью, но и «разбавили» бы пересол по части жестокости, оправдали бы очевидную «смещённость психологического фона» с нормы на патологию. Получился бы великий фильм. И тогда его можно было бы поставить рядом с фильмом «Легенда о Нараяме» (1988 г., Япония), в котором натурализм не коробит, но доводит думающего и чувствующего зрителя до катарсиса.

Показ кораблей на горизонте в финале заставляет предположить, что действие фильма происходит в 1519 году у берегов нынешней Мексики. Это корабли Кортеса, покорившего государство майя. Но действительно ли страшная болезнь проказа поразила майя на тот момент? Доверять авторам фильма, как сказал бы Станиславский, нет никаких оснований.

Резюме. Фильм «Апокалипсис» снят в жанре квазиисторического боевика с претензией на философский подтекст. Конечно, фильм запоминается. Как боевик он просто великолепен, но так и хочется взять монтажные ножницы, арендовать студию компьютерных спецэффектов и доделать фильм до того состояния, на который он претендовал.

Дети и подростки во многом предоставлены самим себе. Ещё покойный Образцов, руководитель кукольного театра в двадцатилетней давности статье «Осторожно: искусство!» предупреждал родителей об опасности скрытой в искусстве для детей и особенно подростков в период полового созревания. Ныне с равным правом можно было бы воскликнуть: «Осторожно, телевидение!», «Осторожно, жизнь!
»
Пусть родители не имеют возможности контролировать телепросмотр, а ныне и просмотр фильмов на лентах и дисках, но хотя бы вносить задним числом какие-то коррекции они могут. Лишь бы не прервалась эмоциональная пуповина доверительности с сыновьями и дочерями. Не забуду своё бессилие, когда в годы развала СССР на моего сына-подростка хлынула с телеэкрана голливудская сивуха и безнадёжно отдалила его от меня. Слабым утешением служит то, что уже в возрасте деда я могу вызвать столь доверительные отношения у пареньков и девчат, что они могут делиться шокирующими их деталями в жизни и в кино, надеясь на поддержку, на разъяснение.

Увы, взрослые в большинстве своём психологически и педагогически неграмотны. И это ещё полбеды. Главная беда в том, что люди не понимают, что 2/3 мужчин и женщин от рождения суть генетически здоровы и могут при должной подготовке образовывать нормальные семьи. 4% мужчин и женщин генетически гомосексуальны и ещё в детстве осознают это. Они образуют секс-меньшинства и живут по-своему и без проблем, если не наглеют.

Главный источник равно как смут, так и стимулов к общественному прогрессу, – четвёртая часть населения планеты, – бисексуалы. Концентрация их в творческих сферах непропорционально велика. Их выдают садо-мазохисткие и некрофильские мотивы. Великие творцы:  Пётр Чайковский, Андрей Тарковский – гомосексуалы окончили жизнь без скандала. Есенин, бисексуал, повесился. Аристократ Лермонтов покончил жизнь руками Мартынова, чего и добивался.  Здоровый художник не пересаливает ни в творчестве, ни в жизни, ибо живёт в нём гармония.

Душевно нездоровый творец нередко продаётся жёлтому дьяволу и не думает, что творит. И тогда исторический боевик для неокрепшего, детского ещё, сознания становится гибельней дешёвой порнографии. Дело нравственного выбора за всеми нами. Что творить, что читать, чем наслаждаться. Будущее смотрит на нас юными глазами наших детей.