галя и валя К

Игорь Богданов 2
ГАЛЯ    И    ВАЛЯ      (рассказ-быль)

   Галя и Валя - простые русские женщины, во многом похожие, во многом разные. Обе работают в одном и том же отделении железной дороги так долго, что работа стала значить для них даже больше, чем дом, больше, чем семья. Дома – малая семья, на работе – большая. Натуры настолько сильные и богатые, что чувств хватает буквально на всех людей, попавших в зону их могучего притяжения.
  Валя - рослая и статная, ходить везде предпочитает в рабочем: в сапогах и ватнике, поверх накинута куртка-желтуха, неотъемлемоя часть одежды всякого железнодорожника. Её в поселке так и узнают по высокому росту и по оранжевому пятну куртки. Лицо у Вали и доброе, и суровое одновременно. Ей всех жалко, но может резко осудить кого-нибудь, если сочтёт нужным. Семья у неё крепкая, зажиточная, однако всем помогает,  и многие этим пользуются. Родни много. Двоих дочерей воспитывает в духе «Домостроя». Мужа уважает и немного побаивается.
   Галя – маленькая, крепкая, ладная, с открытым симпатичным лицом. Рабочую одежду не носит даже на работе, предпочитает свою. Сильная духом и добрая душой, очень любит влюбляться. Всегда и всех прощает. Мужчины её постоянно обманывают, поэтому мужа у неё нет. Дома её притесняют и обижают, начиная от соплюхи-дочери и кончая старухой–матерью. Взрослый безработный сын тащит из дому всё, что можно пропить. Это бедствие длится уже несколько лет. У Гали вся личная жизнь – нескончаемая борьба. Тут она отбивает у распрепоганого сына очередную добычу, там она смывает с лица малолетней дочери недозволенную косметику, здесь судится-рядится с матерью насчёт дачи.
   Ещё на  бедную женщину постоянно покушаются незнакомые мужчины, предлагая не только руку и сердце, но и... Но она сильная, она не сдастся. Она всем докажет, что она хорошая мать, порядочная женщина и вообще. Вот только присядет, переведёт дух, отдохнёт немножко, соберется с силами - и снова в бой.
   Что же соединяет двух столь разных женщин? Загадка, попробуем разгадать. На работу Валя приходит рано. Обсудит с мужиками все новости прошедшего дня, исключая разве что футбол и известные подробности мужской жизни. Разговаривает со всеми ровно, стараясь всех примирить, но может и отматюгать зарвавшегося нахала. Как мать большого семейства, ходатайствует перед начальством за мужиков в конфликтных ситуациях. Выполняет несложные обязанности секретаря, табельщицы и техника.
   Галя на работу приходит к обеду, выспавшаяся, свежая, полная сил. Мужики уже уехали на дрезине на перегон. Здание опустело. Подруги садятся чаёвничать. И тут у них всё по-разному. Валя своё добро держит в казенном шкафу, обязательной дамской сумочки у неё нет. Как-то не прижилась, ни к чему, не надо, видать.
   Все своё она закрывает на солидный замок, несопоставимый даже с размерами шкафа - мужики стаканы воруют. В шкафу всё просто и по-солдатски: соль, спички, сахар, ложки-вилки, ножик - всё не из дому. Нашла или подобрала по дороге на работу рачительная хозяйка, ещё послужат, сгодится. Есть в недрах этого импровизированного музея банка варенья времён революции, конечно же, солдатские сухари, пустая, но красивая коробка из-под конфет, родом из Валиного детства. Ну там мыло, полотенце, губка - это казённое: положено всем. В общем, решительно всё можно обнаружить в волшебном вместилище Валиного духа – если хозяйка позволит, конечно. Один раз заглянув туда, сразу поймёшь всю Валю целиком, без остатка: здесь всему найдется место, и нужному и ненужному.
   Правда, ей трудно что-либо вот так сразу найти, так как, на взгляд постороннего человека, всё хаотично разложено и скрыто мраком - шкаф стоит в полутёмной каморке. Но хозяйка всегда мгновенно отыщет нужную вещь, попутно, правда, вывалив много всякого хлама. И тут же затолкает всю рухлядь обратно в шкаф. Но главное женское, вот оно – на виду: посуда, немудрёная косметика, средства личной гигиены. Вот вам и вся Валя. Есть еще у неё диплом об окончании техникума, но тут он ей ни к чему.
   Галя всё своё носит с собой, женское и деньги в убористой дамской сумочке, отдельно продукты в прочном полиэтиленовом пакете. Галя любит плотно и вкусно поесть, поэтому булочки, колбаса, варенье и пачка чая всегда при ней. Завидный аппетит, несмотря на жизнь, полную лишений, ей гарантирован. И вся она такая круглая и аппетитная, что тень греха витает рядом с ней, несмотря на возраст. Бедняжка при случае спешит заверить окружающих в своей непорочности. Но ведь бес так любит праведников, что жить им среди грешников очень трудно.
   Ещё Галя посещает «Общество свидетелей Иеговы», она прилежно слушает все проповеди, но быстро всё забывает, в памяти еще застревают отдельные заковыристые слова. Однако к следующий лекции она чиста как ребёнок.
   Наконец подруги достают свои запасы и демократично делят ножом на маленькие кусочки. Так выглядит Равенство - на железной дороге все равны, даже если вы никуда не едете. Бери и ешь своё и чужое, зависти тут нет места. Часто к товаркам забредёт неприкаянный командировочный (и оттого голодный). Как волк, уничтожит всю снедь, а подруги и не сетуют, по-христиански рады гостю. Не жалейте для других, и у вас прибудет ещё больше. Это Братство: все мы братья и сёстры, одна большая семья - железнодорожники...
   Обжору напоят и накормят, выслушают и спровадят с богом. И он уйдёт, растроганный вселенской добротой двух ему незнакомых женщин, и поклянется отплатить добром такому же, как и он, незнакомому человеку.
   Вот и ещё одна заблудшая душа спасена. После еды обязательно беседа. Благо время терпит. Конечно, Галя начнёт свою грустную оду, местами, правда, смахивающую на мыльную оперу. Но пафос трагедии всегда высокий. Наверху, на втором этаже, в своём кабинете, кричит по телефону начальник - их бог, и раскаты грома доносятся до чутких ушей собеседниц.
   Они не бояться его в своей каморке. Вот она, истинная свобода. Свобода, когда каждый имеет право высказаться и быть услышанным, в том числе и начальник. Это тоже привилегия большой дороги – железки. Впрочем, ему некогда их слушать, боги вещают, а не слушают. А там внизу всё о своём, о мирском - каждому своё.
   Галя рассказывает, щёки её краснеют, глаза блестят, волосы растрепались, маленькие кулачки месят воздух. Это она про сына. Через некоторое время она выдыхается и умолкает. Валя до этого момента успела вздремнуть, хотя и старалась участливо слушать. Теперь проснулась, нечаянно икнула, извинилась и уточнила, на чём рассказчица остановилась. Только лишь для того, чтобы начать о своём, о женском, тоже эмоционально, но неконкретно. Ну, например: о благодеяниях и благочестивой  жизни, о недостатках человеческой натуры, впрочем, весьма извинительных в наше время. И совсем не извинительных во времена их с Галиной молодости. Она долго растекается мыслью по древу.
К счастью для обеих, сверху раздаётся команда «Чай!» Это начальник, пришло его время вкушать чай. Собеседницы, соорудив на скорую руку завтрак, спешно подымаются наверх, смеясь и шушукаясь.
   После того как сам перекусит и станет вполне сыт и доволен, он позволит  себе расспрашивать их о делах, о жизни, о детях. Послушает, не слушая, и пойдёт на улицу проверять чего-нибудь.
   Валя тогда засядет за месячный отчёт уже до конца рабочего дня. Галя достанет из подсобки ведро со шваброй и пойдёт мыть бесконечные казённые коридоры. Молча, думая о своей несправедливой женской доле. Кстати, у неё тоже есть диплом об окончании техникума, но это уже совсем другая история.
   Как уборщица, Галя рано покидает рабочее место, А Валя - как повезёт. Вот так и и проходят годы их жизни в коллективе, состоящим из одних мужчин. Женская дружба сильнее времени, им не скучно вдвоём. Ведь пока они такие разные, всегда будет о чём рассказать друг другу.
   Наверно, про себя Галя завидует крепко сколоченному семейному счастью подруги, а Валя в свою очередь завидует неувядающей, наперекор годам, Галиной привлекательности. Но завидуют они по-хорошему, по-доброму, и мы их нисколько не будем за это осуждать. Ведь наши недостатки - продолжение наших достоинств, а достоинств у обеих - мало никому не покажется.
   Богата Россия женскими характерами - воистину женская страна. И, конечно, по жизни Валя и Галя идут под стук вагонных колёс. Железная дорога соединила их судьбы в одну колею, уж до пенсии - так это уж точно. Эх, железная ты дорога, знать непростой человек тебя придумал, коль пролегла ты через наши сердца. Дорога длинною в жизнь...




КОНЕЦ     Богданов И. В. Кировск. Лен. Обл.