Крысы

Кира Стерлин
Официантка приносит пиво. Большая граненая кружка с полу стертым логотипом какого-то российского производителя. Теперь она стоит между нами, как верстовой столб, разделяющий границы двух земель, двух судеб, двух миров…
- Однажды ученые провели эксперимент и посадили двух крыс в разные клетки. Через неделю одной из них к клетке пристроили лабиринт, который вел  в большой подвал…
Я закуриваю и тянусь за пивом. Он пьет чай. С лимоном и бергамотом. Я молчу.
- Тебе не интересно, что будет дальше? – спрашивает.
- Я не хочу в подвал…
- Ну, это же символ, понимаешь? – горячится он, - Подвал – это символ другой свободной жизни…
Если полюбить крысу, то в ней можно заметить массу прелестных трогательных деталей: черные бусинки глаз, точеные коготки на маленьких лапках, практически живой хвостик, которым они вертят, как собаки, в момент сильного эмоционального напряжения. Но я не люблю крыс. И ненавижу подвалы…
Когда мне было лет шесть, бабушка попросила меня спуститься в подпол и достать к обеду пару луковиц. Она снабдила меня фонариком и откинула тяжелую крышку. Пахнуло сыростью и плесенью. Ничего особенного, я схватила фонарь и, неловко спустившись внутрь, испуганно стала искать злополучные луковицы. Они лежали у самой стены. Рядом с ними сидела огромная крыса. Она шелестела прозрачной шелухой, увидев меня, напряглась и затаилась. Я навела на нее фонарь и в ужасе попятилась к выходу. Крыса засмеялась. И продолжила жевать луковицу, ухватив ее обеими лапами…
- Ты, наверное, отличником был в школе? – подаю голос.
- Почти. У меня было две четверки. И я шел на серебряную медаль… А потом меня вызвали к директору и попросили «не идти на медаль». Я согласился…
- Согласился?
- Да. Мне популярно объяснили, что, если в классе есть потенциальный медалист, то на всех экзаменах присутствует тетенька из РОНО. А при ней очень трудно будет списать двоечникам, которых у нас в классе было больше, чем хорошистов. И директор предложил разрешить ему поставить мне третью четверку по математике. Я сказал: «Да». Мне было семнадцать лет. А потом пришел домой и прочитал про этих крыс…
- Значит, ты остался без медали…
- Так вот, та крыса, к клетке которой пристроили лабиринт, долго плутала, но выползла в подвал. Там она прожила неделю…
В одиннадцатом классе я особенно отличилась, собрав целую коллекцию из двенадцати двоек по алгебре. Меня тоже вызвали к директору и долго обсуждали, что со мной делать. Учительница по химии, тощая и злая, требовала, чтобы меня выпустили со справкой, но математичка неожиданно для всех встала на мою защиту и даже предложила, что она лично подготовит меня к выпускному экзамену. Она очень старалась и на экзамене я получила свое победное «три с минусом». В журнале два исправили на три, пририсовав одним движением тонкий крысиный хвостик. Мне дали аттестат… В него никто никогда так и не заглянул. А учительница математики умерла в следующем году, от разрыва сердца…
- Почему ты не приходишь к нашим детям? – я долго целилась, нажала курок… выстрелила практически в упор.
- Я так и знал, что ты меня для этого сюда позвала. Давай не будем о детях. Я тебе уже сто раз объяснял, что…
- У нашего сына такая же впадинка у ключиц, как у тебя…
- Ты опять не хочешь узнать продолжение…
- Про крысу, которая провела неделю в подвале?
Смеюсь. Опять закуриваю. Подвигаю пиво ближе к себе…
- Я проснулся солнечным летним утром. Вернее, меня разбудил отец. Он был с рюкзаком. И я подумал, что мы пойдем на рыбалку. Вскочил и начал одеваться. В тот момент, когда я натягивал рубашку, он сказал, мне в спину… Сказал, что уходит от нас. Развернулся и вышел. Мама не плакала при нас. Когда он погиб, я не пошел на его похороны. Для меня он умер тем летним днем. Мне было восемь лет…
Однажды он заболел. Позвонила его новая жена и сказала, что он попал в больницу. Я испуганно металась в больничном коридоре, пытаясь найти палату с нужным номером. По коридору тенями бродили полосатые старушки с какими-то тарелками. Пахло кислыми щами. Он лежал на продавленной кровати. Один. И с волнением смотрел на дверь. В руках трепыхал мятый кроссворд. Я подошла, села рядом и сказала: «Папа…». Впервые в жизни. Он протянул мне руку в полосатой пижаме…
- Так вот эта крыса прожила там неделю. Потом ее отловили и вернули в клетку…
Чай с бергамотом кончился. Он отложил ложечку.
- Зачем ты пришел?
- Чтобы попросить тебя вернуться…
- В клетку? – опять смеюсь, что ж мне так весело сегодня?
- Помнишь, когда мы поженились, я попросил тебя составить список самых важных для тебя вещей…
- И я написала: «Свобода»…
- А я так разозлился, что разбил две чашки об пол!
- Теперь ты понимаешь?
- Да. Но ты не знаешь, чем закончилась та история с крысами…
Я наконец-то допила свое пиво и подозвала официантку…
- Я знаю, - улыбнулась.
- Ты знаешь, что стало с крысой?!
- Она прожила в клетке еще неделю. Искала выход. Потом сошла с ума и умерла…
- Откуда ты знаешь?
Я расплатилась, встала. Уже у выхода остановилась:
- Я возвращалась. В клетку…