Записки риэлтора. Недовольные клиенты

Наталья Мишина
Наш офис долгое время располагался на Старом Арбате.
Как-то во время моего дежурства прямо с улицы зашли две дамы.
Обе высокие, тонкие, прямые, будто по аршину проглотили. Обе "очень хорошо приготовленные", как говорят французы. Были они в том возрасте, когда трудно отличить дочь от матери.

Практически в соседнем доме, на Новом Арбате, у матери - Лидии Ивановны, была доставшаяся в наследство однокомнатная квартира, которую они хотели продать.
Вернее хотела этого дочь - Надежда Артемовна. Она была тяжело больна, и очень переживала, что после ее смерти, сыну может не достаться часть этого наследства.
Поэтому настаивала продать квартиру, которую когда-то получил ее высокопоставленный дедушка, и поделить деньги между тремя внуками при ее жизни. У матери была своя квартира, где она жила с очередным мужем, поэтому она не возражала.

Мы тут же отправились посмотреть на товар.

Панельная высотка, когда-то бывшая почти элитным жильем, со временем полиняла и потускнела.
На всех этажах, за железными решетками, было по два длинных коридора, в каждый из которых выходили двери нескольких квартир, и одна на балкон - место, где жильцы дома курили и дышали выхлопными газами проезжающего внизу потока машин.
Вдоль стен коридора стояли ящики с картошкой, тумбочки, коробки, шкафчики родом из прошлого века, даже покрытое слоем десятилетней пыли пианино. На некоторых придверных ковриках выстроились пары разномастной обуви. На стенах висели санки, велосипеды, зимние шины и лыжи.
За неимением балконов, в этом доме ВСЕ было в общем коридоре.

Квартира была самой обыкновенной..
Окна квартиры выходили на крышу соседнего магазина.
Лучше бы они выходили на соседнюю церквушку!

Если бы я не увидела этот вид из окон, никогда бы не подумала, что крыша фешенебельного магазина, внутри которого евроремонт, охрана, отражающиеся в глянцевых полу и потолке огоньки подсветок, немыслимые цены и высокомерные продавщицы, завалена пустыми пластиковыми бутылками и мятыми стаканчиками, битым стеклом, пожелтевшими газетами, рваными тряпками и прелыми листьями. Короче, вид из окна был на свалку.
Одна радость - Арбат! Больше плюсов, кроме свободной продажи, я не видела.

Договор мы заключили на месяц.
Цены на рынке в то время росли. Свободных квартир было катастрофически мало. Может не с первого показа, но взять ее должны были быстро.

В квартире обитал итальянец, с которым работала Надежда Артемовна. Общалась с ним только она, поскольку квартирант если и понимал, то не говорил по-русски. Через неделю у него заканчивалась работа в России, и квартира обещала стать физически свободной. Это радовало, потому что должно было облегчить жизнь и мне, и хозяевам.

В WinNER реклама ушла, едва мы распрощались. Позже появилась в газетах и журналах, на досках и сайтах в сети.
На следующий же день нашлись желающие посмотреть квартиру. Я позвонила Лидии Ивановне. Она позвонила дочери. На показ они приехали вместе.
Итальянец готовился к отъезду. По всей комнате, так что не пройти, не проехать были расставлены чемоданы, баулы и валялись груды вещей. Надежда Артемовна с порога принялась с ним что-то громко обсуждать, бурно жестикулируя и не обращая никакого внимания на покупателей.
Пришедшие - пожилая супружеская пара - из прихожей заглянули в комнату, в кухню, в санузел, помрачнели, поблагодарили и ушли.

- Так квартиры не показывают, - сказала я клиентам, - уедет квартирант, отдайте мне ключи. И Вам не надо будет в другой конец Москвы ехать на полчаса. И мне будет легче. Ведь мы даже в квартиру с покупателями не вошли - не поместились!
Клиенты глянули на меня настороженно и промолчали. Тогда я не обратила на это внимания.

Мой телефон охрип.
Желающих посмотреть свободную квартиру на Арбате было много. Причем смотреть хотели в самое разное время - одни умоляли показать с утра, другие - после 8 вечера. Пакет документов был готов. Все в идеальном порядке, юридически прозрачно. Мы могли выйти на сделку на следующий день после просмотра.

Показов больше не было. Я звонила Лидии Ивановне:
- Есть желающие посмотреть сегодня вечером Вашу квартиру.
- Сегодня не можем - Наденька себя плохо чувствует.
- Приезжайте сами.
- Нет, без нее я не поеду.
- Давайте я приеду, возьму ключи.
- Не надо.
- Когда будем показывать?
- Не знаю. Звоните.

На следующий день все повторялось с небольшими вариациями:
- Есть желающие посмотреть завтра утром Вашу квартиру.
- Утром не можем. Утром процедуры.
- Дайте мне ключи! Я буду показывать, когда людям удобно.
- Вы должны о нашем удобстве думать, а не чьем-то! - возмущенно бросалась трубка.

Контрагенты не понимали в чем дело. Квартира в рекламе, а не показывается. Просили сказать честно, что у нас происходит, будем мы ее продавать или надо искать другую.
А у меня ничего не происходило, кроме очередного разговора с хозяйкой:
- Лидия Ивановна, давайте на выходные назначу показы.
- В субботу мы идем на свадьбу.
- Давайте на воскресенье!
- В воскресенье у внука день рождения.
- Дайте мне ключи! Мы же теряем клиентов.
- Ничего, другие будут!

Так прошел месяц.
В день окончания договора Лидия Ивановна, почему-то одна, пришла в офис за документами.
Срок истек и мы даже не могли требовать возмещения затрат на рекламу. На мне повис долг перед агентством.
С о о-о-чень недовольным видом, почти брезгливо, клиентка просмотрела пакет документов. Будто не понравилось, что он увеличился на количество собранных мною справок.

Подписывая бумагу об отсутствии претензий, мой менеджер предложил пролонгировать договор.
- НЕТ! - резко ответила Лидия Ивановна, - я крайне недовольна работой вашего агента!
- ?!?!?!?!?!? - начальник был в шоке. Кроме благодарностей и комплиментов в мой адрес, раньше он ничего не слышал. Я тоже не могла понять, чем же это не угодила.
- Наталья Михайловна постоянно требовала у нас ключи от квартиры, - пояснила, задыхаясь от возмущения, Лидия Ивановна, - это что, нормально?! Она явно задумывала какую-то аферу! Надеюсь, без вашего участия.

Хлопнуть дверью ей не позволило воспитание. Она ушла с гордо поднятой головой, уверенная в своей правоте.

Через час после ее ухода, директору позвонили из МАГРа (Московская Ассоциация - Гильдия Риэлтеров) - на нас поступила жалоба от клиента.
Оказалось, что пока Лидия Ивановна забирала документы, Надежда Артуровна писала на нас кляузу.

Все в жизни когда-нибудь бывает впервые. И все проходит. Прошло и это.

Только коллеги до сих пор меня подначивают, когда беру ключи от свободных квартир: "Не боишься, что жалобу напишут?!"