Объект - Париж. Стиль - метро

Лали-Наталия Гончарова
В Париж приезжают, для того чтобы еще раз подтвердить то, что о нем не раз слышали и читали. По делу или нет, но мы снова туда устремимся в своих желаниях, и не разочаруемся. Ведь в его многообразии непременно сможем отыскать что-то свое. Его атмосфера пьянит и вся суть в ней. Как сказал Рюноскэ Акутагава и его словам мы верим, «Проза занимает место в литературе только благодаря содержащийся в ней поэзии». Пройдясь по улицам Парижа, понимаешь: твое сердце откликается на поэзию города, вычленяя ее из прозы. А еще понимаешь, что образ города формирует необычная архитектура. На рубеже XIX и XX веков Париж переживал очередное преображение, его облик снова менялся и насыщался новой архитектурой. Через стиль Модерн, в его разных национальных вариантах прошли все страны, и Париж не стал исключением. Французская версия Модерна, стиль Art Nouveau, – один из самых выразительных и, я бы сказала, необычных и ассоциативных стилей. Архитектура этого направления в Париже к тому же именуется стилем «Метро». Но почему? Да потому, что первые и наиболее выразительные постройки в этом необычном стиле были спроектированы Гектором Гимаром, и это были павильоны станций Метрополитена. Хотя в большинстве путеводителей они не указаны, как обязательная туристическая программа, мимо этих диковинных и эстетских сооружений вы не пройдете. Представьте, прямо перед вами, из земли, прорастает диковинная конструкция из металлических прутьев и стекла, похожая на деревья с прозрачной кроной. Эти фантазийные объекты не стоит принимать за скульптуру. Так, данные павильоны безупречно функциональны. Дело в том, что архитектура, будучи полезной, также может быть и выразительной, и образной. На самом деле, прихотливо изогнутые металлические прутья – это каркас, и он полностью превращается в орнамент. Это как в готике, нервюры (ребра) сводов похожи на переплетенные ветви деревьев, а на самом деле они являются обнаженными конструкциями. Но архитекторы модерна зашли в своих творческих поисках еще дальше: не только конструкции, но и декор уподобляется растительному миру. И на последок, наследие Гимара можно лицезреть не только в Париже, но его отголоски мы можем найти и в Киеве. В одном из киевских домов рубежа XIX и XX веков, мы встречаем точно такие же кованые ворота как у французского мастера. Это так называемый “дом со львом” по улице Гончара 33.