Зимний дождь

Евгений Григоренко
               

  Все это время, находясь далеко на юге, он откровенно скучал по снегу и морозам. Поэтому приезжал на родину в короткие отпуска зимой, надышаться этим ни с чем не сравнимым, да и просто необходимым ему родным воздухом, постараться напихать его побольше в свои легкие, и захватить с собой, в другую стихию, как делают это млекопитающие, живущие в воде. И, разумеется, не просто  полюбоваться, а именно отдохнуть в такой  близкой и понятной ему красоте. А она работала на севере. И предпочитала отпуск летний. Как и большинство нормальных людей, проводила его у теплого моря, заезжая домой на обратной дороге только на несколько дней. Они никому не писали. Иногда звонили родителям. О жизни друг друга ничего не знали. Однажды расставшись, решили все забыть – и забыли. Наверное, им казалось, что они поступили правильно.
 
   Как-то в начале зимы она вернулась в родительский дом. Не одна. С малышом. Вполне довольная и счастливая. Сразу оживив не только свою тихую квартирку, но и жизнь соседей, подруг, и старых друзей. За время отсутствия Светлана не разучилась нравиться людям и ладить с окружающими. Вокруг нее всем как-то снова стало радостнее и увереннее. Она умела добиваться своего, когда этого желала. И, пожалуй, теперь не только родители задавались вопросом: «Да, как же мы без нее обходились?»

   Они встретились уже после Нового года. Ночью. У малыша прорезались зубки. Он капризничал. И ей, по совету старших, пришлось выйти с ним на прогулку. На улице было хорошо. Тихо. Не холодно. После недавних снегопадов ветви деревьев и кустарники прогнулись под белой тяжестью. Это создавало красоту и умиротворенность. На свежем воздухе маленький успокоился.
 
   Александр узнал ее сразу, еще издалека. Хотя, никак не мог в это поверить. И нужно было что-то сказать, но все слова куда-то пропали. Только и успел произнести короткое: «Здравствуй!». Обрадовалась и она. Однако чувство неловкости скрыть даже не пыталась. При этом не могла понять – в чем ее вина? Фонари радовались их встрече на противоположной стороне улицы, а здесь, на тихом тротуаре их лица почти не освещались. Так и стояли. Долго. С глазами, отражавшими и радость, и грусть. Пока он, наконец, не пришел в себя.

 - Давно здесь?

 - Не очень – с начала зимы.

 - А я только вчера приехал. У нас смешные отпуска. Через неделю обратно. Даже билеты уже заказаны. Твой – маленький? Ну да, конечно же, твой. Мальчик, девочка?

 - Сын. Кирилл. Хотела назвать твоим именем. Да отец сумел настоять на своем.

 - Значит, все-таки помнила?

 - Значит все-таки…

 - С мужем?

 - Одна.

 - Давно замужем?

 - Мы не расписывались.

 - Да, сейчас многие предпочитают жить, не соприкасаясь с законами.

 - Что ты имеешь ввиду?

 - Я не хотел тебя обидеть. Просто знаю, что так сейчас живут многие. Наверное, увидел тебя и…

 - Расстроился. Наших кого-нибудь видел?

 - Наших? Я приезжаю не к людям. Скучаю по зиме. Там, где я сейчас… снег только в холодильнике.

 - Там, где ты сейчас снег везде – смотри!

 - Да, конечно, снег сейчас везде. И ты с ребенком…
 
 - Это мой ребенок!

 - Я не спорю.

 - Саша, разве ты не хотел увидеться со мной? Ты, что, не вспоминал обо мне?

 -  Я не хотел вспоминать о тебе. Иногда получалось. А встречи с тобой просто боялся. И, как видишь, не зря.

 - Тебя пугаю не я, а маленький Кирюшка.

 - Я пока этого не знаю.
 
 - Приходи к нам завтра. Родители будут рады.

 - Не думаю.

 - Приходи – я буду ждать. Приходи. Малыш у меня забавный.

   И он пришел. С подарками, игрушками, цветами. Все еще немного робкий. Счастливый, и озабоченный. Пытаясь скрыть свои чувства, путался в словах. И поэтому нравился всем еще больше. Кроме родителей дома были и две подруги: тоже одноклассницы. Правда,  имена повзрослевших девочек он странно переиначивал. Но, кажется, их это только развеселило, дало повод к непринужденному разговору, и к еще большему вниманию к нему. Отчего даже маленький Кирюша стал нервничать и протестовать. Постепенно и его маме это также перестало нравиться. И нагнувшись к нему, как извиняясь, шепнула: «Я их не приглашала». А он только пожал плечами, все больше увлекаясь беседой с гостями. И ей уже ничего не оставалось, как сослаться на необходимость вечерней прогулки сыну. Ну, да, она надеялась, поскорее распроводить дам по домам. Все всё поняли правильно. Хотя никто не ожидал такой скорой откровенности. Понимание и согласие на этот раз объединились в сожаление.

   Подруги покинули их, как только они вышли на тротуар: одна дала отмашку проезжавшему такси, другая, вспомнив о чем-то важном, побежала совсем в другую сторону от своего дома. А он, оставшись с ней, почему-то снова ощутил неловкость. И сам удивился этому – неужели время так сильно успело изменить их? Тогда кого больше: его или ее? Хотелось бы думать, что ее: она замужем, имеет ребенка и смелость, которой раньше он как бы не замечал.

 - Са-ша, они уже не вернутся. Теперь с тобой только я и Кирилл. Ну, что ты так смотришь на меня? Да, у меня есть гражданский муж. Но – гражданский. Надеюсь, ты не будешь убеждать меня в отсутствии гражданской жены у тебя.

 - Не стал бы в любом случае. Ты хочешь снова наладить наши отношения? Тогда не стоило сразу же приглашать домой. Могли встретиться и в другом месте. И никого бы не обидели.

 - Саша, о чем ты говоришь?

 - Впрочем, правильно, ты лучше.

 - Я действительно соскучилась. Поэтому с девчонками так и получилось. Мне тоже не нравится, как у нас начинается.

 - Уже начинается? – и он с показным удивлением посмотрел по сторонам, пожимая плечами.

 - Согласна – времени прошло много. Но я не подумала, что ты будешь так же жесток.

 - Светлана, сколько лет мы не виделись? Что могло произойти за эти годы! У тебя, вот, растет уже сын. А о чем мы успели с тобой поговорить? Но ты ведешь себя, будто мы и не расставались. Мне через четыре дня уезжать!

 - Вот именно. А почему же еще я так спешу? Говоришь, будто не расставались? Может, и не расставалась. Может поэтому и сына родила. Пусть и от другого. Я тоже тогда с тобой была не права. Но разве с этого нужно начинать? Когда же мы научимся прощать!

  Сегодняшний вечер ему не нравился. Все ее намерения можно было бы сейчас же и обрезать. Но он не был уверен в том, что и сам не желает этих отношений. Его смущал ее напор. Хотя времени у них действительно оставалось немного. И она, скорее всего, права: если прощать не сегодня, то когда? Одной рукой он покачивал коляску, другой прижал Светлану к груди. Впервые не успокаивал женщину, а давал ей возможность выплакаться.

  - Ты можешь оставить сегодня Кирилла родителям?

  - Конечно.

  - Это удобно?

  - Не думай об этом. Погуляем только немного с ним. Он, правда, забавный?   
   
  Через два дня, утром, проводив, как всегда Светлану домой, он застал на кухне Тамару, родную сестру покойной матери. Она была не на много старше его, но именно ей после несчастья с родителями, пришлось заниматься его воспитанием. Отец поддерживал их только материально и юридически. На что он, впрочем, никогда не держал обиды, и всегда был рад коротким встречам с ним. Но с молодой теткой он чувствовал себя комфортнее. Она была ему скорее старшей подругой. С ней легче было разговаривать. Они быстрее приходили к взаимопониманию.

  - Привет, Тамара! У тебя отменили уроки?

  - Аха! Сбежала с работы.

  - Ой, смотри, опять вызовут к директору краснеть за тебя – выпорю. И не посмотрю что уже большая. А серьезно, что-то случилось? Сегодня, если не ошибаюсь, не выходной? Нет?

  - Нет. Слушай, а чего ты именно Светку опять к себе таскаешь? Замудрит она тебе мозги. У нее ребенок?

  - Он забавный!

  - Но не твой же.

  - Ну, да, не мой. Я сам в этом виноват.

  - Вот, к осознанию вины тебя уже подвели. Не дурно. Куда еще очередь заняли?

  - Том, а Том, а ты, почему так против нее настроена?

  - Она мне в принципе безразлична. Не нравится мне твое поведение. Тебя, то ли старая любовь ослепила, то ли твои юга человека в пластилин превращают? Не знаю. Вот только она  тебя ни во что не ставит! Ведет себя с желанным мужчиной абсолютно бесцеремонно. Если ты позволяешь такое сейчас – чего ожидать дальше?

  - У нас с ней мало времени осталось. Ты же знаешь – я скоро уезжаю.

   - Вот только не надо из времени делать своего врага. Ты оформил больничный лист. По ее просьбе и не без ее помощи. На меня кивать не нужно. Беспокоиться за мою работу тоже. Но, согласись, тебе сейчас было неприятно услышать такое от меня. А попробуй взглянуть на сказанное мной посторонними глазами. Выглядеть это будет уже совсем тухловато. Так, вот, ведь я, наверное, еще не все знаю?

  - Тома, отпуск действительно просто смешной. Ну, что плохого, если я немного задержусь?

  - Отпуск и правда, смешной – даже жениться не успеваешь! А ей, чтобы родить ребенка муж не потребовался. Зато тебя в десять дней оженит. И все это сделает под флагом старой любви. Вот только так не любят, Саша.

  - А как любят?

  - Вот давай на это вместе и посмотрим. Уезжай! Пусть понянчится годик с ребенком. Ее забавному мать сейчас нужнее, чем отец. А мы последим, как ждать будет, что писать станет, чем встретит. За год, может быть, и ты немного повзрослеешь.
    
  - И что я ей скажу? Так мужчины не поступают.

  - А ты сейчас и не мужчина. Ты баран, которого, пока он голоден, а травка еще свежая, прикормить надо успеть. Только я об этом никому не скажу. Уезжай. И возвращайся уже мужчиной. Будешь бояться ее потерять – обязательно потеряешь. Если ты ей нужен, пусть она о тебе и беспокоится. Это женская доля. Не нужно ее примерять на себя. Уезжай! И лучше будет, если также неожиданно, как и тогда.

  Тамара ушла. И он снова ощутил присутствие легкости и уверенности, которыми располагал еще в тот вечер,  до встречи со Светланой. Тетка и сейчас, как в детстве, будто освободила его от какой-то повинности. Впрочем, тут же, почему-то вспомнив об отце, признался себе и в другом: очевидно, правда всегда становится женщиной, которая тобой пользуется. И решение пришло само собой: он задержится, но скоропалительной женитьбы не будет. Кажется, такой выход ему даже понравился.

  Они продолжали встречаться. Но она не знала, что утром, в день регистрации жених должен будет сбежать. Он понимал, как это нехорошо. Однако надеялся, что все впоследствии обойдется. Из аэропорта даст ей телеграмму о его срочном вызове. Разумеется с извинениями.

  А вечером, накануне, все же решился встретиться с друзьями. Мальчишник устроили в загородном кабачке. Хозяином был один из приятелей. Все вроде бы прошло на должном уровне. Хотя, как расставались – не помнил. Такие встречи редко заканчиваются трезвой памятью. Возможно, поэтому и старался их избегать. Зачем потом назвал таксисту ее адрес, тоже не знал. Днем они виделись, и он предупредил, что вечер у него будет занят. В машине заснул, и, как произошла трагедия, не видел. Проснулся уже от удара и дичайшего крика. Кое-как выбравшись наружу, увидел на обочине в сугробе покореженную детскую коляску и женщину, пытавшуюся из нее что-то достать. Когда их глаза встретились, Светлана пришла в еще больший ужас:

  - Ты!? Ты?! ТЫ!?!

  Шел зимний дождь. Но и он долго не мог вывести их из оцепенения…


Из книги «Садик напротив Вечности» 2009год
ISBN  5 – 904418 – 28 – 1