Печаль

Элен-Ру
                ЧЁРНАЯ  РОЗА  -  ЭМБЛЕМА  ПЕЧАЛИ,
                АЛАЯ    РОЗА  -  ЭМБЛЕМА  ЛЮБВИ...



                "  КАК  ГРУСТНО  И  ПЕЧАЛЬНО,

                ЧТО  НИКОГО  НЕТ  РЯДОМ,

                КОГДА  В  ВЕЧЕРНИХ  СУМЕРКАХ

                СИДИШЬ,  ГРУСТИШЬ  ОДНА...


                А  НА ДУШЕ ТАК ТУСКЛО И ПРОТИВНО,

                ЧТО ХОЧЕТСЯ ВЫТЬ ВОЛКОМ ОТ ТОСКИ ... "  ( ??? )




               
                МОЯ   МИЛАЯ   М А М А               
               
                17  МАРТА
               
               
         


                Да,  конечно,  если  бы  рядом  с   мамой  была  её  сестричка  Анна,  -им  обоим  бы  было  легче… и  жить  и  умирать...
                Они  морально  поддерживали  бы  друг  друга…  Они  бы  дольше  прожили  и  их  последние  часы  и  дни  не  были  бы  такими  печальными   и  скорбными…
                Мы,  дети,  жестоки  К своим  родителям…  Мы  думаем  только  о  себе  и  всё  остальное  у  нас  на  втором плане…
                Мне  бы  быть  смелее,  решительней   и  тётя  Аня  бы  жила  рядом  с  моей  мамой…
                И  они  бы  были  все время  вместе…   И  могли  бы  общаться и  помогать   друг   другу,    находить  поддержку…
                Это  ведь  так  дорого  и   важно  в  их  возрасте  иметь  рядом  понимающую   и  родственную  душу....

                Я  стою  в   церкви,   в  маленькой  деревянной  церквушке,  недавно   построенной   в  старом,  рабочем,   очень  бедном  районе  Москвы…

                Я  стою  у  распятия  и  сквозь  слезы   беззвучно  шепчу,  -  помоги  мне, Господи… помоги...

                Прости  меня,  мама…  Простите  меня, простите  все,   перед  кем  я  вольно  или  невольно  виновата…  Простите,   пожалуйста,   простите !

                Пять  небольших  свечек  горят  перед  распятием,  -  за  маму,  за  тетю  Аню,   за   дядю  Сашу,   за  бабушку   Меланию  Федоровну    и    за  дедушку  Михаила  Ивановича…
                Вот  вся  моя  семья…    Из    всей   семьи   осталась я  одна…

                Правда,  где-то  есть  брат  Миша  Р., -  сын  дяди  Саши…
                Но  где  он?  Что  с  ним?  Жив  ли ?  Остался  ли  кто-нибудь  после  него?
      
                Есть  ещё   Миша,  Саша ,  Сережа,   Володя,  Матвей,  -  дети  Анны  Михайловны,  -   но  все  они  имеют  другую  фамилии,  -  фамилию  своего  отца...

                Из  старшего  поколения  уже  нет  никого…
                Теперь  мы  на  их  месте  и  неуклонно  движемся  во  времени    к краю  жизни…  к  пропасти,  именуемой  старость  и  смерть... Мы  на  пороге  перед  бездной…
       
                И  невозможно  ни  отступить  назад,   ни  отойти  в  сторону,  -  можно   идти   только   вперёд   и    идти   прямой   и   бесповоротный   путь   в  никуда,  в  беспамятство,  во  тьму…   и  в  небытие…   Как   холодно…  И  тоскливо...


                Не  верится,   что  нас  не  будет…  Я  не  могу  поверить,  что  я  умру…   что  я  исчезну…   Мы  все  думаем,  что  мы  бессмертны...

                Я  никогда  не  верила,  что  мама  умрет…  Никогда  не  верила…
                я  считала,  что  она  будет  всегда  со  мной…
                Она  не  может  умереть,  пока  я  жива… 
                Мама  должна  жить  вечно,  -  она  вечная,  как  день,   как  воздух, как  солнце,    как  сама  жизнь…

                Я  могу  погибнуть,  умереть,  но  только  не  она,- только  не  она !

                Разве  можно  представить  себе  день,   без   её  улыбки,   без   её  дыхания,    без  её  удивительного  нежного  и  душевно-мягкого  голоска… О нет, нет !
Мама, мама,  милая  моя  мама !
 
                Но  увы...  её  нет ... Нет!…
                Она  так  внезапно  ушла…
                Дышала,  дышала  и  её щеки  пылали  нежным  детским  румянцем.   А  глаза  были  закрыты.    И  я  не  знала,    спит   ли   она   или  в  беспамятстве  дремлет,      обессиленная  от  изматывающей,  бесконечной  боли…

                Я  прикоснулась  к  её  лбу,   погладила  по  щеке  и    чуть-чуть повернула  её  голову,   чтобы  ей  легче  было  дышать…  И  всё…
                Всё !  -  она  перестала  дышать…
                Внезапно…   сразу…    неожиданно…
                О, Боже !  Этого  не  может  быть !  Нет-нет !!!
      
                Это  так  нелепо,   так  страшно,   так  внезапно  и  непостижимо…
Кошмар !
          
                Я  гладила  её  по  щекам  , я  целовала   её  и   просила,  умоляла, шептала,  -  …мама,  дыши,  мама,  дыши !  Не  надо  умирать, пожалуйста, не  умирай…
Мама,  живи !  умоляю  тебя,  дыши! Живи !!!

                Но  она  лежала   всё  такая   же   нежно-сонная,   отрешенная    с  закрытыми  глазами   и   уже   не  слышала  меня…
                И  не  дышала…   Она  не  дышала… 
                Это  было  ужасно…   потрясающе   жутко...

                Если  бы  я  умела  делать  искусственное  дыхание,   я  попыталась  бы  её  оживить,    вернуть   её  к  жизни... Но  я   ничего  не  умею...  не  знаю...
                Я  только   тихо  подвывала   и   шептала   безнадёжно-горькие  слова, -  мама,  пожалуйста  дыши…   Не   умирай,    не  оставляй  меня   одну...
 
                За   долгую  эту  неделю   я  как-то   незаметно  привыкла  к   её неровному   дыханию   и  в  глубине  души   верила,   что  она   все-таки  обязательно поправится,  -  отлежится   и  поправится,   -  обязательно  выздоровеет…

                В  последние  дни    она   стала    очень   спокойной  и  послушной… И  дышала  легче...  свободней...
            Почему  врачи  не  помогли  ей  ?…   Ведь  могли…   могли… И  не захотели.

            Господи,  если  бы  они  только  знали,   как  мне  нужна  была  моя  мама…

            Пусть  бы  она  лежала,  пусть  бы  была  беспомощной,   как  ребенок  и  не  могла  ни  говорить,  ни  вставать…   Но  только  бы  была  рядом  со  мной... только  бы   она  была  живая  и  теплая…

            Я  до   последнего  дня,   до  последней  минуты    верила,   что  она  все-таки    выздоровеет.  О  только  не  эта  внезапная  кончина…   только не  это ! 

             Она  умерла   во  сне  и  в  бессознательном  состоянии…
             Она  даже  не  попрощалась  со  мной,  -  она  не  сказала  мне  своего последнего  слова...  может  быть  самого  главного  в  моей  жизни...    О  мама !
 
             Я  не  знала  и  не  знаю,  -   как  я  буду  жить  с  этим  чувством  непрощенности,   с    тягостным   чувством   неутихающей   вины    перед   мамой...
             Чувство   боли   и   бесконечного   одиночества  мучает  меня  до  сих  пор...

           … Мама  была  единственным  существом  в  мире,   которое  любило  меня  и  заботилось  обо  мне..
             Нет   больше  никого  вокруг,  кто  любил   бы  меня  и  понимал   меня,  печалился  и  радовался  моими  чувствами  и  успехами....

             Мама  была  моим  вторым  Я   и,   может  быть,  самым  главным  в  моей  жизни,  -  она  была  живым  стержнем   в  этом  мире,   который  помогал  мне  жить  и  радоваться  жизни…

             И  что  теперь  этого  стержня  нет... И  я  не  знаю,  что   мне  делать.

             Вокруг  меня  печаль,   нищета  и  одиночество… 
 
             Зачем  мне  жить  и  для  чего ?  Что  мне  делать  в  этом  мире,  где  нет  тебя,   мама,   -   где   нет   твоей   улыбки   и   твоих   теплых   рук,   и   ласкового   трогательного   взгляда  милых   глаз,   которые   с   такой   любовью   и   нежностью  смотрели  на  меня,   -    и   ничего  не  требовали  взамен…

             О  мама,   как  же  ты  была  самоотверженна…   Ты  жила  только  для  меня…   И  моя  жизнь была  возможна  только  около  тебя !
             Зачем  же ты  покинула  меня,  - и  оставила  в  этом  большом,  холодном мире  среди  равнодушных  и   чужих  людей...


             Как  печальны  и  тяжелы  были  последующие  дни…
             Нелепый  страшный  бред,   похожий  на  тягостный  сон…
             И он  всё  длится,  длится…  длится  до  бесконечности…
             И  нет  ему  конца.

             В  тот  вечер  я  в  растерянности  и  отчаяния  не  знала,   что  мне делать…
             Я  позвонила  в  "скорую помощь",    -  она  приехала  не  сразу…
             Потом  пришел  участковый…
             Они  оставили  какие-то  бумаги-справки  и  ушли…
             А  я  осталась одна  с  молчаливой  безучастной  ко  всему   мамой…

             Она  была  ещё  теплой  и  так  же,  как  и  раньше,  выглядела  спящей  и  бледной,  словно  светлая  святая...
    .
             Ночью  я  позвонила  в  ритуальную  службу,  но  они  назвали  такую  огромную  сумму  за  свои  услуги,   что  у  меня  просто  пропал  дар  речи… 

             Я  была  в  шоке  и  стояла  в  тупом  отчаянии…
             Но  потом ,  под  утро,   кто-то  подсказал  мне  телефон  бесплатных  услуг… для  бедных...

             Я  позвонила  туда  и  мне  предложили  утром  подойти  в  их  контору.
А  пока  предлагали  прислать  "заморозчика"…  Он  приехал  через  час...

             К   этому  времени  на  мой  вой  и  плач   приехал  Геннадий,  -  бывший муж...  Он  сидел  в  кухне  и  от  горя  и  растерянности  пил  принесенную  с  собой  водку…  Он  не  знал,  как  меня  утешить  и не  хотел  ничем  помочь  мне...Или  не  умел...

             Его  живое  присутствие  среди  ночи  были  для  меня,  как  дружеская  поддержка  в  тяжёлую  минуту  жизни...  Я  ему  была   благодарна  до  слёз...
             В эту  ночь  я  всё-таки  была  не  одна…   И  мне  было  не  так  страшно…

            А  потом   приехал  "заморозчик"  из  похоронного  бюро,  -  высокий  мощный  парень  и,   потребовав  тысячу  рублей,  пообещал  обмыть, обрядить  и  заморозить  тело  мамы… Он  не  разрешил  мне присутствовать  при  этом…

            Лучше  бы  я  сама  обмыла  и  одела  маму...

            Когда  этот  чужой  человек  одевал  её,  я  заметила,   что  на  спине  у  мамы  содрана  кожа.

            Я  никак  не  могла  понять,  откуда  у  мамы  такая  ужасная  рана…
            Он  объяснил,   что  когда  её   передвигали  в  постели, чтобы  перестелить  белье,   её  нежная  кожа  и  была  повреждена…

            И  я  ужаснулась,  -  ведь  это  я  перемещала  вверх  на  подушки  маму,  чтобы  ей  удобней  было  лежать  и дышать…  Как  же  я  не  заметила,  что  невольно содрала  ей   кожу  на  спине...  Но  почему ?  чем ?  Простыней ?  Подушкой ?…

            И  мне  вспомнилось,  что  она  тихонько  стонала,   но  я  не поняла,  что  это  она   стонет  от  боли,   которую  причинила  ей  я.
            О  Господи!  Какой  же  я  варвар !…какая  же  я  жестокая  дура !

            Парень  обмыл  и  одел  маму…  Я  нашла  для  нее  красивое  вечернее  платье,  которое  она  никогда  не  одевала…
            Мы  купили  его  давно,  -  больше  десяти  лет  назад  и  мечтали  в  нем  походить  в  нём  в  театр…
            Увы ! О  каком  театре  могла  быть  речь,   когда  в  последние  годы  жизни   денег   едва  хватало   на  еду…  После "перестройки"  не  до  театров  было...

            И  вот  теперь  темно  коричневое  платье  из  тонкого  японского  шелка  с  изящными  цветами  по  длинному  подолу  и  красивым  декольте  маме  одели  в  её последний  путь…
            Я  ещё  вспомнила,   что  когда-то  тётя  Аня  подарила  нам   черный  длинный  шарф,  доставший  ей  от  бабушки... Удивительно, как  я  вспомнила  о  шарфе  и  нашла  его...  Мы  прикрыли  этим  старинным  шарфом  холодеющие  плечи  и  грудь…

            Мама  лежала  печально-строгая  и  бледная  в  вечернем  тёмном  платье и  казалась  помолодевшей  и  очень  красивой…

            У  меня  в  комнате  не  было  стола  и пришлось  поставить  табуретки  и  положили  на  них  доску,  -  спинку  от  дивана,  постелили  одеяло  и  покрывало...  И  положили  маму  на  это  ложе...   Парень,  получив  деньги,  уехал...

            Я  осталась  около  мамы…
            Я  смотрела  на  неё  и  не  могла  насмотреться,  -  какая  она  у  меня  красивая,  -  вся,  исстрадавшаяся  и  отмучившаяся...  И  всё-таки  красивая !
            Но  боже  мой,   как  же  она  любила  жизнь  и   хотела  жить! Боже, Боже!


            Мой  бывший  муж  всё  ещё  сидел  на  кухне  и  не  решался  войти  в комнату...  Он  был  очень  огорчён  смертью  моей  мамы...  Она  ему  нравилась  и  он  хорошо   относился  к  ней.  И  ко  мне...  Я  многим  обязана  ему... даже жизнью.

            Мы  давно  в  разводе,  но  это  был  вынужденный  развод...И  он  на  долгое  время  нисколько  не  изменило  наших  хороших  отношений  и  он   принимал  меня,  когда  я  приходила  к  нему  в  гости  и  даже  радовался  моему  появлению,  стараясь угостить  чем-нибудь  вкусным... Всё-таки  он  умный  человек   и  добрый...

            Он  и  маму  иногда  баловал, -   то  тортиком,  то  коробкой  шоколадных  конфет,  которые  она  очень  любила…  Иногда  он  даже  приносил  кусочек  копченой красной  рыбы  и  мама  была  ему  искренне благодарна  за  это… Мы  не  могли  себе позволить  этого,  так  я  часто  была  безработной,  а  маминой  пенсии  на  двоих
явно  не  хватало... Пенсия  расходилась  неуловимо  быстро  по  мелочам  и  к  концу  месяца  денег  всегда  не хватало, даже  на  хлеб... и  приходилось,  скрепя  сердце,  просить  в  долг  у   соседей…   Сумма-то  была  совсем  невелика,   но  на  хлеб  хватало  до  конца  недели…...

             Геннадий  увёз  меня  к  себе,  чтобы  я  отдохнула  и  успокоилась ...
 
             Трое  суток  пролежала  мама  в  своем  доме…   Днём  я  приходила  к ней,  навестить,   посидеть  около  неё,   а  на  ночь уезжала  к  бывшему  мужу...

             В  понедельник,   рано  утром,   из  Ленинграда  приехал  Матвей,  -  мой   двоюродный   брат…  Он  был  всего  на  десять  лет  младше  меня,  но  до  сих  пор  так  и  не  женился... Жил   он  ещё  хуже   нас,  -  совсем  впроголодь,  хотя  работал,  не  жалея  ни  себя,  ни  времени.   Но  у  предприятия  ( Балтийский завод )  не  было  денег  на  выплату  зарплаты  и  те,  кто  остался  на  заводе,  почти  год  работали  без  зарплаты...  Как  он  жил  и выжил,  -  не знаю...


              Двоюродный  брат   был   лет  на  целых  десять  младше  меня,  а  выглядел  седым  и  усталым,   как  старик…     вначале даже  не  узнала  его...
              Он  привез  и  отдал  мне  все  свои  деньги,  -  пятьсот долларов,  - всё,  что  он  сумел  наскрести  или  одолжить  у  кого-то .
              У  него  едва-едва  осталось  денег  на  обратный  путь,  но  взять от  меня  хотя  бы  что-нибудь,  он  категорически  отказался…  Вот  уже   праведная  душа…  И  такая  же  неприкаянная,   как  и  я… 
              Наверное  мы  вылеплены  из  одного  теста   вылеплены...…Идеалисты…


              В  понедельник,  в  двенадцать  часов  утра,   привезли  гроб  с  покрывалом…   Гроб  был  дешёвый  и  сосновый  из  плохо  обструганных  шершавых  досок  и  в  нём   были  такие  щели,  почти  в  палец  шириной,  кое-как  прикрытых  красной  материей  снаружи  и  белой  внутри…

              Мы  положили  на  дно  полиэтилен.  Потом  тонкое  ватное одеяло, новую простынь  и  две  маленькие  подушечки,  прикрытые  белыми  салфетками.
             Гроб  стоял  в  прихожей,   так  как  из-за  маленького  узкого  коридора  его  невозможно  было   ни  внести - ни  вынести   з  комнаты…

              Втроем,   -  я,   брат  Матвейка  и  Геннадий,  -   мы  на  покрывале  вынесли  маму  из  комнаты  и  уложили  в  гроб…
              И  тогда  что-то  оборвалось  у  меня  в  груди…  Словно  кто-то  грубо  рванул  и  оборвал  тонкую  ниточку  ещё   живой  надежды,   -  нелепой  и  странной  надежды,   что  мама  сейчас  очнется  и  оживет…  Это  было  так  больно !

               Я  до  сих  пор  не  могу  ни  смириться,   ни  привыкнуть  к  мысли, что  её  нет…  Мне  всё  кажется,   что  она  вот-вот  очнётся  и  вернется  домой, - она  обязательно  должна  вернуться  ко  мне…   Я  не  могу без  неё…

               Я   и  сейчас  не  могу  поверить,  что    больше  никогда  не  увижу  её  глаз,  её  милых  морщинок   и   никогда  не   смогу  прижаться  к  её  теплому  телу  и  не  буду  ощущать  мягкость  и  нежность  её  усталых  рук…

               Я украсила  цветами  её  скромный  гроб,  положила  иконку  Страдающей  Богоматери   в  её  маленькие  ладони… Какая  она  стала  маленькой  и худенькой !
А  была  такая  живая, быстрая, неугомонная… -  никогда  не  казалось  маленькой.

              Ёй  вечно  не  сиделось   дома  и  она  всё  время  стремилась  на  улицу  и  очень  переживала,  когда  на  дворе  никого  не  было... Одна  она  не  очень  любила  ходить,  так  как  плохо  знала  этот  большой  город... 

              Мама  постоянно  звала  меня  с  собой  погулять… А  я  всё  время  отнекивалась, -  …мне некогда,  да   и  нет  никакого  желания  бродить  по  аллеям  вдоль  дома…   О, какая  я  была  чёрствая  и  глупая  эгоистка!  - разве  мне  трудно  было хоть  один  час,  хоть  несколько  минут  прогуляться  с  ней !
             Но как  же  мне  было  лень  выходить  из  дома  и  неспеша  гулять  по  дорожкам  и  тропинкам  около  дома  или  идти  к  прудам,  что  виднелись  из  моего  окна.… О Господи !

              Как  горько  я  сейчас  обо  всем  жалею,  как  горько  оплакиваю  каждое  её  слово,   каждую  просьбу  и  желание…  И  ничего  нельзя  вернуть,  ничего  нельзя  изменить…   И  от  этого  еще  больнее  и  тоскливее  становится  на  душе…  Боже  мой,   кто  поможет  мне… кто  избавит  меня  от  этих  воспоминаний ?
         
              Мама  лежала  в  гробу,  а  всё  ещё  казалось  живой,  спящей…
              Мне  не  хотелось  расставаться  с  ней… 
              Пусть  бы  она  оставалась  в  доме, -  и  не  надо  её  никуда  увозить.
              Как  можно  нас  разлучать ? Этого  нельзя  делать !…Не надо… не надо...
   
              Но  в  три  часа  дня  приехал  ритуальный  автобус  и  шофер  сказал,  что  уже  пора  ехать  на  кладбище...
               Вчетвером  понесли  мамин  гроб  по  узким  ступенькам…  Я  не  видела  как  они  выносили… Я  закрывала  двери  квартиры  и  взяла  цветы.  Когда  я  вышла  из  дома,  гроб   уже  внесли  автобус...

              У  подъезда  стояли   наши  соседи,  -  Михаил Иванович  и  Валентина  Ивановна… Мама  с  ними  дружила  и  часто  они  все  вместе прогуливались  здесь,  невдалеке  от  дома...
 
              Михаил  Иванович  попросил разрешения  проститься  с  мамой…  Для  него приоткрыли  гроб…  Мама,  худенькая  и  странно  маленькая,  отчуждённая,   почти  непохожая  на  себя  лежала,  закрыв  глаза...

              Пр  ярком  солнечном  свете  она  была  совсем  другой,совершенно   непохожей  на  ту,  что  лежала  дома...  Я  почти не узнала  ей... Она - не она..

              Славная  была  женщина,  -  вздохнул  Михаил  Иванович,  -  светлая...

              Он  вышел  из  автобуса,   а  мы,   сопровождающие,   сели  на  лавку  около  гроба  и  поехали,   -  поехали  за  город  на  кладбище  в  Щербинке…

              Город  был  весь  еще  в  снегу,  хотя  был  уже  март  месяц  19  число  ...  Всюду  был  снег  .  И  было  солнечно... И  было  холодно...

              Дорога  за  городом  пролегала  среди  двухметровых  снеговых  гор…
              На   кладбище  тоже  всюду  лежал  глубокий,  твердый  снег  и  в  этом  снегу  можно  было  провалиться  буквально  по  пояс…

              Нам  сказали,   чтобы  мы  взяли  тележку  и, перегрузив  на  неё  гроб, сами  везли  его  через  всё  кладбище  к  отведенному  участку...
              И  по  скользким  кладбищенским  аллеям   мы,  - я, Гена  и  Матвей , - тащили  непослушную  тяжелую  коляску  с гробом   на  другой  край  снежного  поля..

              Под  нашими  ногами  ломался  подтаявший  от  мартовского  солнца  лед и мы проваливались скользящими  ногами  в промозглую   взмесь  из  воды  и  льда...
   
              Наверное,  легче  было  идти  на  эшафот,  чем  в  этот  мучительный  и  тяжкий  путь  к  могиле…
              Впереди  нас  уже  шли   две  прощальные  группы…  Мы  остановились  в  ожидании…  Солнце  светило  нам  в  глаза,  ветер  и  мороз  пронизывал  до  костей…

              Новое  кладбище  среди  берёзового  леса  не  было  ничем  защищено. Это было  огромное  снежное  пространство,   большая  поляна,  наголо  очищенная  от  леса,   который  виднелся  за  каменной  стеной  кладбища…

              К  нам  подошел  распорядитель могил  и  отозвал  меня  в  сторону…  Он  через  сугробы  подвел  меня  к  одной   из  выкопанных  могильных  ям,   до верха  заполненной  водой  и  сказал,  что  если  я  не  заплачу  ему  полторы-две  тысячи,   то  гроб  опустят  в  эту  студеную  воду… 

              И я  безвольно  отдала  эти  последние  деньги,  подчиняясь  его  словам.
Я  потом  ещё  не  раз  сожалела об  этом,  так  как  они  мне  очень  и  очень  нужны
были   для  ограды  и  памятника  на  мамину  могилу…

              И  всё  же  в  тот  момент  я  без  сожаления  отдала  свои  жалкие  деньги,  содрогаясь  при  мысли,  что  бедное  мамино  тело  будет  погружено  в  эту  студеную  муть  воды  и  снега… 

              Распорядитель  разрешил  нам  поднести  гроб  к  порядковой  могиле,  в которой ещё  не  было  воды…  На  несколько  минут  открыли  гроб  и  я  в  последний  раз  увидела  милое,  худенькое,  бледное  мамино  личико…

              Я  даже  не  успела  попрощаться  с  ней,  как  неожиданно  могильщики  заторопились и стали  закрывать  крышку…  Я  едва  успела  прикрыть  милое  мамино  личико  белым  покрывалом…  Гроб   заколотили  и  потащили к  яме…

              Гроб  быстро  опустили  вниз…  Тяжелые  комья  смерзшейся  глины  и  снега  глухо  застучали  по  тонкой  крышке  гроба… Мне казалось,  что  это  меня закапывают....   Мама, милая  мама,  прощай…   И прости  меня!
              Господи, лучше  бы  и  меня  закопали  вместе  с  ней  !


              Мне даже  не  удалось  поплакать  на  сыром  холмике…
              Подошла  новая  процессия  и  нас  бесцеремонно  оттеснили  от  могилы…
 
              Сквозь  вязкую  липкую  глину  и  подтаявший  снег   мы  выбирались  из  топкого  месива  на  мокрые  аллеи  и,  промерзшие, продрогшие,   гонимые  от  чужих криков,   стонов  и  плача,   торопливо  бежали  к  выходу…  Ветер  и  мороз  подхлёстывал  нас...  Промокшие  ноги  заставляли  дрожать  от  холода  всем  телом...

              Господи,  -  ни  жить,  ни умереть невозможно  по-человечески  в  этой  стране,  в  этом  городе  и  на  этой  земле…
              Боже,  будь хоть  ты  к  нам  помилосердней… Невозможно  же  так  жить!

              Сердце  рвется  от  горя,  душа  рыдает…   Господи !  -  Пощади !!!

              Я  вернулась  на  кладбище  на  следующий  дней…  Всё  вокруг  уже  было  заполнено…  Все  ямы  в  ряду  превратились  в  холмики...Как  много  людей  умерло  в  марте!  Так  быстро  заполнили  все  могилы !

              Мамина  могила  уже  не  была  у  самого  края  участка…  И  снег  вокруг  был  весь  вытоптан... Комья глины  уродливо  темнели  на  испачканном  снегу.
             Снег  вместе  с  глиной  всё  еще  не  растаял,  хотя  стояли  солнечные  дни…  И  было  ветрено  и  морозно…  За  высокой  стеной  кладбища  тихо  гудел лес...
             Я  стояла  в  вязкой  глине  и  беззвучно  плакала…  Слёзы застывали  на  щеках,  но  я  этого  не  замечала... Мне  было  жутко  одиноко  и  страшно...

             Перед  моими  глазами  всё  еще  стоял милый  образ  бедной  мамы,  - её  светлое  худенькое  личико  с  отрешенно  безучастным  выражением  закрытых  глаз…  Она  казалась  такой  одинокой  и  беззащитной,  как  при  жизни,   -  так   и  после  смерти…  Бедная  моя  мама !  Какая  нехорошая  наша  судьба...

             Я  ничем  не  могла  ей  помочь  и  никак  не  могла  оградить,  защитить её  от  людской  грубости  и  хамства,  от  холодного  равнодушия  окружающих...…Мама, мама!  Прости  меня  мама !

             В  тот  холодный  мартовский  день  я  простыла  и  проболела  до  самого  девятого  дня…  На  девятый  день  я  с  Геннадием  пришла  навестить маму  и  принесла  ей  пару  конфет  и  яблоко…  И  еще  цветы,  что  были  у  нас  дома… 

            Мне  хотелось,   чтобы  мама  почувствовала  тепло  своего  дома…   Ей   ведь  было  очень   холодно  и  одиноко  там,   внизу,   под  слоем  мокрой  тяжелой  земли... Мама,  прости  меня.

             Геннадий  принёс  небольшой  венок  с   очень  нежными  розовыми  розами.
             Какой  хороший  он человек ! И  маму помнит  и  меня  не  бросил  в  беде.
             В  тот  день  я  не  вернулась  домой…  Я  поехала  к  Геннадию...  Мне  нужно  было  человеческое  общение… Я замерзала  в  своём  одиночестве.  Если  бы  рядом  не  было  Геннадия,  то  я  бы  последовала  вслед  за  мамой... Но  в  тот  вечер,   мы  были  вместе...
            
             В  те  девять  дней,  что я  лежала  в  полубреду  и  в  жару   от  простуды,  задыхаясь  от  кашля,  -   никто  не  вспомнил  обо  мне,  не   позвонил,  не  пришёл…   Я  сходила  с  ума  ,  пока  была  одна,  больная,  всеми  забытая  и  никому  не  нужная..  Умерла  бы  и   никто  бы  и  знать  не  знал…  Была  и  нет… И  словно  не  была,  не  жила   на  этом  свете.…   Так  странно…  Холодно...  И  жутковато...

             Но  на  девятый  день  позвонил  из  Питера   Матвей.... Спросил, как  я  живу.... "Хорошо ! -  всё  нормально ! " -   ответила  я  ему...
             А  что ещё  я  могла  сказать  ему ?   

             Потом  позвонил  и  Геннадий...  Он  куда-то  уезжал,   а   теперь  вернулся .   Как  раз  к  девятому  дню...    ему-то  я  поплакалась,  что  ужасно  болела,  а  теперь  вроде  бы ожила  и  хочу  проведать  маму,  но  одна  боюсь  идти... 

             Он  вызвался  пойти со  мной...Так  мы  оказались  опять  вдвоём...
             Снег  уже  почти  всюду  растаял...  Светило  слепящее  весеннее  солнце...  В  голубом  высоком  небе  летали  самолёты,  оставляя  за  собой  длинные,  узкие,  белые  полосы... Весна ! Жизнь  продолжается... Надо  жить ...      


             Геннадий  накормил  и  отогрел  меня,  но  мне  хотелось  поговорить с  ним,  -  поговорить  о  маме,   о  своём  непокое  на  душе…  Но он,  не  любящий  и  сам  делиться  своими  переживаниями,  устало отмахнулся  от  моих  причитаний и слез, сказав, - Отстань!
 
             О,  как  же  мне  не  хватает сочувствия  и  внимания,  хоть  маленького  понимания,  ласки  и  тепла.  Мама, мама,  вернись  ко  мне… Прости  меня  и  вернись… Всё  в  доме  ждёт  тебя…  ждёт  твоих  шагов,  твоих  слов,  твоего  дыхания  и  заботы…   Мама,  я так  тоскую  по  тебе, пожалуйста,  вернись ко  мне,  мама
            …Я  буду  примерной,   я  буду  хорошей,  очень  хорошей  дочерью.
             Я  никогда  не  буду   обижать  тебя  и  отмахиваться  от  твоих  слов  и просьб...  Мама,  прости  меня!

            Боже,  как  пуст  без  тебя  дом  и  как тоскливо  у  меня  на  душе  без  тебя,  мама.   Боже  мой,  за  что  мне  такое  горе  и  такое тяжкое  наказание?  О  мама,  мама !

            Я  опять  вернулась  в  свой  пустой  дом…  Всюду,  где  только  можно,  я  развесила мамины  фотографии..  Мне  тогда  казалось,   что   маминых  фотографий у  меня  много,  а  оказалось,  что  нет,  -  совсем  мало...  Перебирая  их,  я  корила  себя,   отчего  так  мало  снимала  её… 

            Я  приглядывалась  к  каждому  снимку  и  удивлялась,   какое  у  мамы  светлое,  солнечное  лицо,   какие  выразительные,   удивительно  живые  глаза…
            Как  же  я  раньше  не  замечала  этого ?!!!
            А  ведь  я   нередко   слышала,    что  говорили  о  маме,  -  как  об удивительной,  необыкновенной  и  обаятельной  женщине…  Но  никогда  не  придавала  этому  особое  значение…   Я  к  этим  словам  давно  привыкла  и  не  реагировала  на  них...  Порой  я   просто считала,  что  ей  льстят,  чтобы  поближе  с  ней  познакомиться... Какая  же  я  была глупая  и  слепая...

            И  вот  теперь  я  смотрю  на  снимки  и  с  них,  как  живая. смотрит  на  меня  моя  мама...  И,  наверное,  впервые   в  жизни  я  по-настоящему   вижу эти  выразительные  лучистые  глаза  с  мягким,  тёплым  взглядом,  эти  небольшие  капризные  губы,  и  хороший, умный  лоб,  -  и   такой  знакомый,  милый  изгиб светлых  бровей…

             Боже  мой,   как  мила  и  хороша  была  мама  !   И  какой  у  неё  добрый, милый  и живой  взгляд  ласковых  глаз… О  мама ! Милая  добрая  моя  мама !  Как  же  я  раньше  не  замечала  всего  этого ?

             Я  перебираю мамины  снимки,   я  листаю  семейный  альбом  и  буквально  заворожена  её  лицом… Она  в  самом  деле  необыкновенна… 

             Как  странно  и  грустно,   что  только  теперь,   когда  её   нет,  я  вдруг  неожиданно  увидела  её  открытое  лицо… И  разглядела,  как  миловидна  и обаятельна  она,  -  она  словно  вся  светится  солнечным  светом....

             Её  глаза  смотрят  на  меня  отовсюду  -  и  то  улыбаются  мне,  то  ласково,  то  грустно,  то  следя  за  каждым  моим  движением... Они  живут  вместе  со  мной...

             Я  тоскую  по  ней…  И  мне  всё  кажется,  что  она  вот-вот  должна  вернуться  домой…  Здесь  всё  ждет  её…-  каждая  вещь  помнит  её  прикосновение  и  ещё  хранит  тепло  её  рук… Все  вещи  хранят  её  тепло,  её  запах,  её  тень…

             Даже   кошки  помнят  её  голос  и  шаги,  и  настораживают  ушив,  в  ожидании  её  появления… 
            Всё   в  этом  доме  ждёт   её . 
            А  её  все  нет  и  нет…   И  не  будет...
            И  моя  душа  пуста… И  дом  мой  пуст… И сердце  пусто… И  тоска  вокруг.
   
            Мне  не  хватает  её   милого   голоса,   её   вопросов,   её  тепла  и  любяще-тревожного  взгляда,  -   и тепла  мягкий  ласковых  ладоней…
            Мама, почему я  не  ценила  этого, когда  ты  была  живой  и  рядом…
            А  теперь  это  недостижимо…   даже  во  сне…
            Как  мне  оживить  тебя?  Как  мне  вернуть  тебя ?

            Вот  уже  и  снег  сошел  и  весь  растаял…  Серое  небо,  серые  дома  и  серый  день.  Но  уже  весна…  И  скоро  будет  тепло,  совсем  тепло  и  солнечно…

            Мама  очень  любила  весну…  Она  её  почти боготворила…
            Это  у  неё  с  военных  лет,   с  блокадного  Ленинграда  1942-43  годов, когда  она  с сестрой  умирала  от  голода  в  военном госпитале...  И  ОНИ  ОБЕ.  -  две  юные сестрички,    мечтали   о  весне  и,   прижавшись  друг  к  другу,  тихо  шептали : " Ах, дожить бы до  весны,   дожить бы до  весны,   а  там  появятся  трава  и  распустятся  почки на  деревьях ... - всё  это  можно  будет  есть…  И  тогда  они  выживут  и  будут  жить… Только  бы  дождаться  весны !"

            Весной  мама  не  только  оживала,   но  и  расцветала… Весна -  март--это  её  месяц... Она  сама  и внешне  была  очень  весенней...была  такая  женственная,  светлая и  полная  нежного  обаяния...

            А я  всегда  всю  жизнь  удивлялась, - почему  мужчины  так  неравнодушны  к ней  и  не  скупятся  на  комплименты  ей.. Я никогда  не замечала  её  красоты…
            Я  просто  воспринимала  её,  как  маму…  ...добрую, нежную и теплую, как  солнце… Мама  всегда  лучше  всех...И  вот  теперь этого  солнца  не  стало...В

            Бедная  мама  не  дожила  до  весны…  Она  умерла  в  день  своего  рождения...
            О,   если   бы   она   дотянула  до   тёплых   солнечных   дней,   то
обязательно   бы  выздоровела,   выжила…   Она  же  сильная…  она  жизнелюбивая…...
 
            А  теперь  только  я  вижу,   как  распускаются  листья  на  березах,  как  зеленеет  на  земле  трава,   как  расцветают   желтые   одуванчики  и  голубеет  высокое  небо  на  моей  головой…
            Но  ничего  этого  не  видит  и  никогда  уже  не  увидит  мама…
            Над  ней  лишь  плотный  слой  тяжелой  сырой  глины  и  вечный  холод…
            И  никакие огоньки  церковных  свечек  не  осветит   ей   темный   мрак
вечной  тьмы…  Мама,  милая моя  мамочка, …зачем  покорилась  болезням  и  покинула  этот  мир… ? 
 
            Он  жесток,  этот  живой  мир…   Но  жить  все  же  лучше,  чем  навсегда  исчезнуть  из  него  в  никуда,   во  мрак ,   в  безвозвратную   безвестность...

            Мама, милая,  как  же  мне  жить без  тебя ?… Как  мне  жить с  вечным  чувством  вины  перед  тобой?