Любовь зла

Галина Соломко
               

      Раздался стук в дверь.  Неля вздрогнула. Стук был груб, настойчив и нетерпелив.  Она не могла спутать его ни с каким другим. Это стучал ОН. За окном почти стемнело. Неля сжалась и притихла. Как часто она с радостью бежала открывать дверь, услышав этот стук.   Но, что-то стало меняться в последнее время.
   
          В Махмуда Неля влюбилась давно,  будучи студенткой Университета.  Он учился на историческом, она – на физмате.  Она увидела его на студенческом праздничном вечере и потеряла покой.    Был он высок, статен и даже красив.  От него исходила такая уверенность, что, казалось,  с ним рядом ничто будет не страшно.   Начались танцы.   Он танцевал с разными девушками, значит,  еще не сделал своего выбора. Это обнадеживало.    Неля стояла у стенки и не отвечала на приглашение других парней.   Она ждала его.   Но он к ней не подходил.   Объявили дамский танец.   Неля была скромного нрава, но что с нею случилось, она и сама не поняла.   Она бросилась в сторону Махмуда.   В то же время к нему  устремились и другие девушки.     Неля оказалась первой, и он с улыбкой повел ее в танце.    Сердце ее замирало.    Махмуд проявил инициативу, представился, спросил партнершу, как ее звать  и с какого она факультета.   И они вдвоем кружились, кружились и кружились.     Когда танец закончился, он проводил ее к периметру зала и отошел в другую сторону.  Она еще долго стояла и ждала.  Вдруг он вспомнит о ней  и подойдет.   Но до конца вечера он к ней больше так и не подошел.   После этого во время учебы они, бывало, сталкивались в коридорах  ВУЗа, здоровались, иногда останавливались и перекидывались парой слов. 

       Стук повторился с новой силой.  Неля не пошевелилась.

       После окончания Университета, оба остались  в городе – он поступил в аспирантуру, она работала программистом.   Происходили случайные встречи.  Он непременно всегда спрашивал ее координаты, но отношения все не развивались.    Потом она узнала, что он женился, у него родился сын.  Но Неля продолжала его любить,  и ни один другой парень не привлекал ее.    Бывало, доходило до того, что она выслеживала его у дома, смотрела со   стороны, как он выглядит,  во сколько приходит.  Она продолжала мечтать о том, что когда-нибудь  они окажутся рядом,  и в ее душе воцарится счастье.  На работе некоторые серьезно влюблялись в Нелю, но она все обращала в шутку и не отвечала взаимностью.

        Снова раздался нетерпеливый стук в дверь, и даже послышалось недовольное ворчание.   Неля сидела заторможенная.

        Но счастья пришлось ждать еще очень долго.   Махмуд окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, развелся с женой, поделил с нею  имущество и квартиру.  И однажды пришел к Неле, сообщил ей это все, попросил пришить ему пуговицы на рубашке и остался на ночь.    К Неле наконец-то  пришло долгожданное счастье.   Но на следующую ночь Махмуд не появился, оставив Нелю в полном недоумении.   Появился он у нее через месяц с просьбой  подшить обносившиеся брюки.    Неля снова была счастлива. На  вопрос, где он пропадал целый месяц, он сказал, что есть у него подружка, но она иголку в руках держать не умеет.    Так и приходил он к Неле, когда нужда заставляла, и никогда не имел отказа.     Она прощала ему все и была рада видеть его.    Наконец, наступило время, когда он переселился к ней надолго.   Взахлеб рассказывал ей, как его любят женщины,  как рады выйти за него замуж, как зовут к себе наперебой.  Свою квартиру он сдавал квартирантам, а сам жил там, где ему были рады.    А рады ему, получалось, были во многих домах. И Неля об этом догадывалась, терпела и любила. 
 
       Стук продолжался.  Она вспоминала.

        Он никогда не водил ее в рестораны или в театр.  Он не ходил с нею под руку по улице. Он даже в автобусе стоял или сидел не рядом, а в стороне. Он никогда не поздравлял ее с днем рождения, с восьмым марта, с Новым годом, заявляя, что башкиры таких праздников раньше не отмечали.  Но почему-то ему ничто не мешало принимать от Нели поздравления с подобными праздниками и даже с удовольствием брать от нее подарки.  Он заставлял работать ее в своем саду, но урожай всегда куда-то уплывал.   Он не давал ей денег и без зазрения совести садился за стол есть и иногда даже критиковал неполноценный рацион. Он был законченным эгоистом.  Она все это сознавала и… любила.   С этим ничего нельзя было поделать, любовь жила где-то внутри нее и не слушалась разума.   Время шло, он был всегда где-то рядом, жил по нескольку дней или недель у Нели, исчезал, снова появлялся.  Махмуд оказался хорошим психологом, вел себя нагло и добивался своего.  Неле он запрещал в его присутствии разговаривать по телефону  с подругами и даже с родной сестрой. Заставил Нелю выучить башкирский язык, который для него был родным,  и разговаривал с нею только по-башкирски.  Потребовал ключи от Нелиной квартиры и получил их.   Для Нели вошло в обязанность стирать, гладить, штопать его одежду. Она с радостью все это делала и даже вязала ему носки из шерсти. 
   
        Стук прекратился.  Возможно, он ушел, рассердившись.

 На возмущение подруг, что она терпит рядом с собой такого мерзавца,  и совет бросить его раз и навсегда, она отвечала: «Я его никогда не брошу. Расстаться мы можем, если только он бросит меня».    Замуж она естественно не вышла, а годы шли.   И теперь она уже пускала его к себе потому, что одной на старости лет ей было страшно остаться.  «Ведь, некому будет подать ей даже стакан воды» - так она оправдывала свою привязанность.   Хотя было видно со стороны, что Махмуд совсем не создан для того, чтобы кому-то подавать стакан воды.  Он  слиняет в ту же минуту, когда дело повернется так, что заботиться будут не о нем, а забота потребуется от него.    Наконец, Неля вышла на пенсию.  Содержать мужчину на скудные средства стало трудно, но Неля никогда не жаловалась. Она недоедала сама, но его кормила полноценным питанием.   Иногда он приносил ведро картошки и килограмм моркови, возможно из запасов собственного урожая.    Но, когда ссорился с Нелей и уходил, то прежде, чем хлопнуть дверью, забирал все до единой картофелины и морковинки.  Она захлебывалась от удивления,  но привыкла и к этому, и научилась   радоваться, когда он уходил.    Иногда ей стало казаться, что она освободилась от обязанности любить его.  Но очень скоро об обиде забывала и снова  все прощала.   Она не хотела совсем остаться одной.    А кого теперь в ее возрасте можно найти.     Так и продолжалось немало лет. Неля радовалась, когда Махмуд приходил к ней,    и стала радоваться, когда он уходил от нее.  В общем, жила в постоянном счастье.

    Стук снова возобновился.  Видимо, он уходил, чтобы посмотреть, горит ли свет в ее окне, и теперь снова вернулся.

         В последний раз он оскорбил ее  уже такими словами, что простить, даже Неле,  было трудно.   Она прогнала его. И хотя это было далеко ни в первый раз, сейчас это было как-то по-другому.  Вот он снова вернулся и  стучит к ней как всегда уверенный, что откроется дверь и появится счастливое Нелино лицо.   Но свет в окне горит, а никто ему не открывает.      И Неле самой непонятно, почему она  не находит сил встать и открыть ему.
 
          Стук продолжался полчаса, пока не вышли соседи и не потребовали тишины. Произошла перебранка.   Вмешательство соседей отрезвило и  остановило Махмуда. Ворча он начал спускаться с лестницы.
 
        Неля продолжала  оцепенело сидеть.    Она сама не понимала, почему не обрадовалась и не побежала как всегда открывать ему дверь.   Может потому, что прошло не так много времени от последней ссоры.   На дворе весна, наступил апрель, скоро начнутся садовые работы.   Ему очень нужна будет Неля, так как другие подружки уже давно перестали соглашаться работать на его садовом участке.    Ему нужна Неля, она никогда ему не отказывала,  она с радостью сажала, полола грядки, таскала воду ведрами из оврага и поливала будущий урожай, который ей никогда не доставался.
   
       Махмуд уходил прочь от Нелиного дома,  и  было ему  неуютно, он впервые встретил такое сопротивление с ее стороны.   Махмуду стало даже страшно, а кто же будет выращивать его урожай?   И кто будет обстирывать его и выхаживать,  когда он заболеет?  Нет, это она так, она ломается. Приду через неделю, и все станет на свои места – успокаивал он себя.

   А Неля все сидела и сидела, не двигаясь с места.   Она его не пустила.    Как же она будет без него?    Нет, это он слишком рано пришел после последней ссоры.   Пройдет неделя, и она отойдет, и снова испытает  счастье, услышав этот настойчивый стук в дверь.     Любовь еще за что-то цеплялась внутри нее.  И будет пусто и страшно, если любовь покинет ее совсем.

                5.02.2010