Испытания для дружбы

Анатолий Копин
               
 Испытания для дружбы.

    В детстве, наверное,  ни один я, испытывал чувство защищенности, которое осознается  детской душой, но не  всегда осмысливается. Это чувство позволяет ребенку вести себя  именно, как ребенок, без оглядок на последствия своих поступков.
   Может потому, что нет еще жизненного опыта, который бы останавливал   от  недальновидных поступков, с точки зрения взрослого человека. Но, наверное, небесам так угодно, что бы мы пробовали, испытывали эту жизнь на свой лад.
 Господь нас «Сотворил». «Со» - значит вместе с нами, совместно.   Значит  и нам надо творить, по мере своих способностей. Весь вопрос, в том, что мы тут натворим. Как в моем стихотворении:
……………………………………….
«Попускает Он нам волю от порога,
Принимая наш отчет по возвращению».
…………………………………………
 Вот мы и творили, кто во что горазд.  И, по этой причине, а именно,  по причине  этого чувства защищенности,  я  почти ничего не боялся. Ни темноты, ни  вспышек молнии сопровождающимися раскатами грома,  ни  злых собак, ни чужих мальчишек.
    К любой собаке я мог подойти и погладить ее.
   В то далекое время вся страна бредила космосом. Только, что  в космос слетал первый человек. И все были очень рады этому событию.  И чего - то ждали от этой новой эры.  Как тогда говорили: – « Эры освоения космического  пространства».
    Наверное, ждали манны небесной, которую должны будут привозить  космонавты, нам на землю.
     Даже в наш сельский клуб на новогоднюю елку ракета прилетела (пришла на своих ногах). С настоящими иллюминаторами и  лампочками горевшими внутри. Местная самодеятельность,  таким образом, отметила это важное  событие  нашей страны. 
   Эта ракета облетела  (обошла) вокруг  новогодней елки и отправилась в подсобку, до следующего Нового года. Но местной публике этот полет так понравился, что в течение празднования новогоднего вечера, она  на бис, еще не раз  возвращалась полетать вокруг елки, но уже почему- то ее орбита становилась  зигзагообразной. Я думаю по понятной  для вас причине.
    В то время страна денег на вооружение и   на космос ни жалела.  Потому, как мировые державы, а мы в то время относились, по вооружению, к мировой державе, показывали друг другу «Кузькину мать».
    И у кого эта «Кузькина мать» оказывалась больше, тот и  рулил в мире в области вооружений.
    Наша «Кузькина мать», которую обещал показать наш любимый Никита Сергеевич Хрущев, состояла из пятидесяти мегатонн, в виде водородной бомбы, взорванной на Новой Земле. Ударная волна от которой  обогнула земной шар  целых три раза, что позволило всем в мире, зафиксировать этот взрыв, как самый большой из всех «Кузькиных матерей».
    А перед этим он, сняв свой башмак, стучал им по трибуне ООН,  требуя к себе внимания, после произнесенной им этой крылатой фразы, а именно «Я вам всем  покажу Кузькину мать», ставшей в одночасье «Нашим крылатым брендом».
После полета в космос, учитель по истории,  нам  тут же объявил, что  вот космонавт слетал в космос и Бога там не увидел, и никакую манну небесную вы не ждите, а хорошенечко учитесь и работайте на благо нашей великой родины.
   Что мы и делали на протяжении всей своей  сознательной жизни, ни щадя живота своего, как говориться.
Вернемся к теме.

Приезжал к нам в село на летние каникулы Санька М*.  Я называл его «Друг на лето».  Был он старше меня лет на пять.
И любил этот Санька устраивать всевозможные  испытания нашей дружбы.
Как я уже выше сказал, космическая тема была в моде. И мы с Санькой стали сооружать самодельные ракеты. В качестве топлива использовали целлулоидную пленку от фильмов, которые крутили в нашем клубе.   
    Кинопленка в то время была целлулоидная, и горела почти как порох. При монтаже фильма, перед показом наш деревенский киномеханик проверял обрывы и склеивал куски пленки. В результате оставались обрезки, которые он затем выкидывал за дверь.
   Ну а мы тут как тут. Скрутив ее в рулончик и вставив в подготовленную ракету, сделанную из фольги или чайной обертки, мы производили пробные пуски. На четвертом или пятом варианте у нас получилась ракета, которая уже довольно  большое расстояние могла пролетать.
   И вот у Саньки созрел   коварный замысел. Напротив его дома,   через улицу, жил   старик, со своей старушкой. И по какой - то причине  они, как соседи не ладили.
  Идея заключалась в том, что бы запустив ракету из   сада, где мы находились, и где располагалась наша  наклонная стартовая площадка,  она, пролетев над домом Саньки  и далее через улицу, должна была влететь в слуховое окно на крыше дома, этих недружелюбных соседей, напугав их при этом пожаром. Так как пошел бы дым из чердака.
 И  тут  точно не обошлось без вмешательства  нечистой  силы. Потому, как  весь замысел осуществился именно по такому сценарию. Причем когда ракета полетела, я побежал за ней.  А выбежав на улицу, я увидел,  как она  прямехонько угодила на чердак в это самое слуховое окно.
    Из чердака тут же  повалил дым. Дед  сосед, видя, что я кручусь возле  его окна вышел: - «Чего тебе Толька?» А я ему: - «У вас пожар на чердаке, давайте скорее лестницу, тушить будем».
   Пока он сбегал за лестницей, хитрый Санька прибегает с ведром воды и  вызывается залезть на чердак и произвести  тушение. Сосед  согласился, учитывая свою старческую нерасторопность. И таким образом Санька загасил там ракету и скрыл следы нашего преступления.
 Так  мы же, впоследствии от него, еще и   благодарность получили, за проявленную инициативу при тушении пожара, в виде кулька карамелек.
«Ну, ты Толян,  теперь настоящий друг», - сказал Санька. «Теперь точно, друг.  Проверенный».
     А однажды летом Санька решил мне устроить очередное испытание. Не побоюсь ли я с ним отправиться на ту сторону реки, на дойку, когда будет гроза,  и просидеть там, в красном уголке всю грозу.
   Тут надо сказать, что на летней дойке за рекой  площадка, где коровы ожидают своей очереди  доиться,  вытоптана и обильно полита  и удобрена  продуктами жизнедеятельности этих самых коров.
   От этого,  когда бывает гроза,  из - за лучшей проводимости (земля пропитана аммиаком) там постоянно ударяют молнии,  в  громоотводы, установленные там же, по кругу, в большом количестве.
  Вот прямо в них и долбит с периодичностью в несколько минут или чаще. И вот в это страшное место он меня позвал на испытание нашей дружбы. Но как я уже вам говорил, страха у меня в, то время  не было, и  я  с легким сердцем отправился с ним на эту дойку, во время очередной грозы.
   И только мы зашли в  домик на курьих ножках,  в этот «Красный уголок»,   как началась настоящая свистопляска из этих самых молний, с оглушающими раскатами  грома.
      Красный уголок представлял собой,  небольшое  строение,  состоящее по большей части из окон, которые занимали основную площадь стен.  И от этого обстоятельства,  всполохи молний  ослепляли нас то - слева то - справа.
    И  возникало ощущение, что мы находимся в центре, «Армагеддона».
Однако я спокойно сижу и разглядываю плакаты призывающие повышать производительность социалистического труда и  увеличивать надои молока от каждой коровы.
     А Санька смотрю чего - то сник, и робко так говорит мне: - «Может,  пойдем домой?».  Я говорю:- « Что струсил, сам меня сюда привел. Давай сиди до конца».
     Молний  я,  почему то не боялся. Однажды с соседской девочкой мы шли с речки  на бугор в село.  Начался дождик. И мы забежали в дупло, недалеко стоящего  старого выгоревшего изнутри  дуба. Рядом с ним находился такой же дуб, но поменьше, который   так же от ударов молнии выгорел изнутри.
     И вот только мы в него зашли, как в него ударила молния,  не причинив нам, почему то никакого вреда. Хотя мы находились внутри его. Девочка заплакала, а я не испугался и стал ее успокаивать. И вот видя мою бесшабашность по отношению к молниям, там наверху, наверное,  решили, что называется - «привести меня  в чувство».
     Будучи уже в возрасте, я на даче чистил картошку во время  грозы, находясь при этом около огромного размера лиственницы, которая растет у нас в саду около  забора. Возле этой лиственницы оборудован кран  и мойка.
      И  почистив картошку, только  отошел от нее, и зашел на крыльцо  дома, как вдруг в нее ударяет сильнейшая молния. Разодрав  большую часть коры на ней в клочья. Буквально не прошло и нескольких секунд.  Вот только тогда я призадумался, и стал к молниям относиться с уважением.
      Другое испытание, которое затеял Санька, было следующее.
 Он, свиснув у своего дяди настоящий заряженный патрон двенадцатого калибра, и  захотел его взорвать. Для этого мы его облепили снизу, где капсюль пластилином, вставили в этот пластилин напротив капсюля гвоздик. Будет как боек.
Далее, для веса, вставили  патрон  в подшипник, подходящего по диаметру,  закрепив его при этом намотанными нитками в несколько десятков витков, по краю ободка подшипника, что бы ни соскользнул. 
    Этот патрон подвесили между двумя яблонями на растяжке,  на ниточке, а внизу наложили кирпичей.  Что бы, когда патрон упадет на камни, то гвоздик ударит по капсюлю,  и всем нам будет счастье.
   К этой ниточке «растяжке» привязали продольную нитку (запал) и протянули ее к кусту смородины, за которым и спрятались. Затем подожгли эту продольную ниточку, огонек по которой добежал до растяжки, на которой висел патрон. Этот огонек пережог ниточку растяжку, патрон упал и выстрелил, при этом оглушив нас.  Но мы, почему, то остались живы, и невредимы.
    Ну, я то,  ладно помладше его, а он то, старше меня на несколько лет и такое придумать? Как в народе говорят: - «Ума нет, считай калека», и воистину так.
 Или вот еще, возьмет он меня в ночное на рыбалку, а уже дело к осени.  А вот ему  интересно, когда замерзнем ночью, что я буду делать, ни сбегу ли  домой?
    Если ни сбегу, настоящий друг. Однажды мы с ним продрогли до такой степени, что  трясло нас, как осиновый листочек, и зубы стучали как барабанные палочки. Я не сбежал, настырным был тоже.
    Он  и себе иногда  сам устраивал подобные испытания. Однажды подстрелив осенью гуся,  а в лугах на озере уже закраины изо льда. Он решил за ним сплавать.
    Он разделся догола, а я  его обмазал прихваченными с собой именно на этот случай, двумя пачками  маргарина.  Говорит:- «Жир не пропускает тепло и мне ничего не будет».   Моих отговоров, он не послушал, поплыл. До  гуся он доплыл  бодро, а вот обратно движения его замедлились, сам он весь посинел, и едва доплыл до берега.
   Вот такой у меня был «Друг на лето». Кстати сказать, судьба его сложилась не просто. Сейчас он  женат третьим браком, на женщине моложе его на двадцать шесть лет. Перенес он два инсульта.  Отрастил седую бороду. И работает терапевтом в одной из поликлиник в районе.
    Вот представьте себе такую картину. Заходите вы в кабинет терапевта, а вас встречает заросший  седовласый старичок с  большой бородой, как лопата. И спрашивает вас: - « Ну - с,  батенька на что жалуетесь?»
 И при этом его борода повторяет движения его рта, живо махая  седыми волосами по воздуху. Ну как нут не улыбнутся?  И про болячки  сразу забываешь.
Вот такие мы были с ним «экстрималы».

10.02.2010г. А.И.Копин