Фунтик.
Жил у нас в селе мужик по кличке «Фунтик». Отчего такая кличка у него приключилась, я не знаю. Но мужик он был отчаянный, смелый и дерзкий. Я бы даже сказал безрассудный.
Потому некоторые его «подвиги» из общепринятых норм поведения, выходили, как говорят «за рамки», далеко и надолго.
По этой причине мало кто с ним желал связываться. Поступки его оставались по большей части безнаказанными. Эта нерешительность на его поведение со стороны односельчан, возможно, подстегивала его на очередную и более дерзкую выходку.
Он, к примеру, находясь под «мухой» или под «шафэ», как тогда говорили о подвыпивших, мог зайти в избу и потребовать себе чужую женщину, для «общения». Держа при этом в руках опасную бритву и помахивая ей из стороны в сторону, перед лицом заступника.
Понятное дело против бритвы в руках сумасшедшего не всякий пожелает выступить. Вот и сходили ему с рук, его дерзкие поступки.
Бывало, он даже домогался к пьяным мужчинам, предлагая им вступить с ним в половую связь. И даже использовал при этом силу.
Что в те времена вообще было уголовно наказуемо. По понятным причинам пострадавший молчал. Но слухи все-таки появлялись.
Или выведет он в выходной день, вороного коня из конюшни, был у нас такой, цвета вороного крыла, с отливом в синеву, под предлогом отвести коня на реку искупать, а сам на нем скачет пока у того пена изо рта не появится.
Люди ему станут говорить: - «Фунтик» слезь с коня, загонишь ты его на смерть». А он, видя к себе внимание, еще больше начинает его мучить.
Жеребец этот был предназначен для верховой езды. На нем ездил по полям местный агроном. И был конь очень красив и ухожен.
А вот нашлась все – таки, какая - то залетная барышня, не местная и потому, как мы все посчитали, безрассудная. Решившая с ним, с «Фунтиком», связать свою судьбу.
Народ рассудил так: - «Женится, может поумнеет». И никто ничего ни стал ей говорить про его «Фунтика», «нестандартную линию поведения».
Ну, а от ребячьего взгляда, как известно ничего не скроешь. И уж если где – то возникнет какая – то несправедливость, на наш мальчишеский взгляд, то ее, эту несправедливость, необходимо непременно исправить.
Или, по крайней мере, отомстить, за невинно пострадавших.
И вот, после сыгранной свадьбы, как и положено, в деревнях, с шумом, криками, и непременно массовым мордобоем в конце. Мы, разношерстные по возрасту пацаны, которые так же обладали чертами дерзости и безрассудства, но по причине своей житейской малоопытности, и чувства какой - то космической защищенности, в первую брачную ночь, решили «Фунтику» устроить «стукалочку».
Далее необходимо пояснить. «Стукалочка», это мероприятие, при котором ватага ребятишек, по какой – то только им ребятишкам понятной причине, решают «насолить» кому- то. Иными словами восстановить справедливость. Или просто похулиганить.
И выглядит это следующим образом. Находится отчаянная голова, которая вызывается перелезть через ограду, отковырять от стекла замазку, найти гвоздик, отогнуть его, привязать к этому гвоздику ниточку, на которой в десяти - пятнадцати сантиметрах подвязан болтик или гаечка, и далее отходя от дома и размотав с катушки всю нитку, укрыться в укромном местечке. Нитка должна быть непременно черного цвета, что бы ее не было видно в ночи.
С этого укромного места, и производилось частое или редкое постукивание по стеклу. Дергая при этом за нитку и быстро отпуская ее от себя. Это постукивание в ночи вызывало неодинаковую реакцию со стороны односельчан.
И после, какого - то времени, некоторые, кто поспокойнее, выходили и начинали с крыльца нас «в голос» призывать к совести. Говоря при этом:- «Ах вы, негодники этакие, хулиганы окаянные, и чего - же это вы нам спать то не даете».
Но таким делать стукалочку не интересно. Была другая категория людей, которая сразу берет инициативу в свои руки. И начинает нас вылавливать, с последующим откручиванием ушей, раздачей тумаков, подзатыльников и не слабых ударов ногой под зад, тому, конечно, кого догонят.
С этими интереснее.
Но есть совсем «безбашенная» категория. Эти сразу хватаются за топоры, ружья, и ножи. И с этими «инструментами» бегают за нами по селу. Как сейчас бы сказала современная молодежь на своем сленге: - «Мы получали офигенный экстрим и испытывали полнейший драйв».
В качестве «отчаянной головы», которая идет привязывать стукалочку, приходилось выступать не однократно и мне. А иначе уважать не будут, или чего еще страшнее посчитают трусом.
И вот однажды я залез к дяде Феде, по кличке «Огонь». Мужику из категории «безбашенных». Он неоднократно выскакивал на стукалочки с ружьем. Производил выстрел в воздух и затем с дикими криками бегал за нами по селу, пока не удовлетворит своих амбиций.
А именно пока кого тот не изловит, и ненакостыляет хорошенько. Или, что еще страшнее, поймает, «признает по фамилии», и донесет утром в школу преподавателю или родителям. И не известно еще, что хуже в такой ситуации.
И вот перебравшись через забор, и присев на корточки возле окна, я стал, отковыриваю замазку. Как вдруг резко отдергивается шторка, и я оказываюсь лицом к лицу через стекло, с его «хозяйкой», которая, кстати сказать, мало чем ему уступала по нраву. На мое счастье она мня не узнала наверное.
И тут же, как из земли, появляется сам дядя Федя - «Огонь», и стреляет из ружья. Ну, мне то, конечно кажется, что именно в меня и стреляет. И я, пружиной на взводе, перепрыгиваю через почти двухметровый забор, прямо с места.
И скрываюсь, как пуля, с места преступления, летя разве, что не по воздуху.
А утром, когда я шел на речку мимо дома дяди Феди, я никак не мог взять в толк, как это я почти двухметровый забор перепрыгнул. Хотя в школе на занятиях по физкультуре я не блистал, когда прыгали в высоту.
Итак, после пояснений о стукалочке, вернемся к «Фунтику».
Дом его располагался на краю села, на бугре, у самой реки. И был он без заборов и стоял одиноко.
Мало кто из сельчан хотел иметь такого соседа, и посему жил он обособленно.
Когда все гуляющие на свадьбе угомонились и разошлись по домам, то самый отчаянный из нас, со всеми максимальными предосторожностями, подойдя на цыпочках к окну «Фунтика», привязал стукалочку.
Старшие ребята перед этим проинструктировали нас младших, что этот человек очень опасен, и попадать к нему в руки «смертельно для жизни».
И поэтому бежать надо изо - всех сил и по возможности не оглядываться, что бы испуг не сковал ноги.
И после такой инструкции нам всем было не до веселья, и мы были готовы к развитию самого худшего сценария. Сговорившись при этом, что побежим все в одну сторону, вдоль реки, к ее повороту, в сторону болота.
Там у поворота реки, находился ольховый лес, через который протекали многочисленные ручьи с родниковой водой, и в нем болото. Болото это было заросшее крапивой папоротником и другой высокой травой. Там мы и планировали укрыться. Не полезет же он за нами в крапиву и топкое болото, рассуждали мы.
А если он кого - то настигнет и схватит, то мы поклялись, что товарища не бросим, а вернемся, и все вместе будем отбиваться, от этого супостата.
И вот после начала процесса «Раздражения стуком – зверя из бездны», нам долго ждать не пришлось.
Он тут же выскочил из дома, босиком, весь белый (в кальсонах и рубахе), как приведение в ночи, и без промедления пускается за нами. Крикнув диким голосом и честно предупредив: - «Догоню, убью, суки, любого кого поймаю!»
Лично меня спасло то обстоятельство, что накануне, мне мама купила новые сандалии, на кожаной подошве. А был уже август, и трава на бугре выгорела, и была, как проволока. Что и позволило мне спуститься с бугра на моих сандалиях, как на лыжах. Тем самым я даже опередил некоторых и оказался в числе первых, внизу.
Бежать было трудно. От страха не хватало дыхания. Ноги были ватными, и не слушались. Постоянно оглядываясь, мы все - таки от него оторвались, и скрылись в этом самом лесу и болоте.
Отдышавшись и договорившись, что через лес и болото, выйдем на бугор, к соседнему селу, а оттуда небольшими группами, разойдемся по домам. И промокнув до нитки и испачкавшись "дальше некуда", мы к утру, кое - как грязные, все вымотанные, искусанные комарами, обожженные крапивой, прибрели кое - как домой.
Я помылся у себя в саду в душе, постирал одежду в тазу, и крепко уснул. А ближе к вечеру, собравшись около нашего места на пятачке, мы долго и горячо обсуждали происшедшее событие. И рады мы были своей дерзости.
И тому, что «Ни все коту масленица». И что мы этому «Фунтику», все же насолили. И испортили ему первую брачную ночь. И поделом ему этому оторвяге.
05.03.2010г. А.И.Копин