КЛАССные 99 минут.
Однажды тёмной-тёмной ночечкой… один добрый-добрый дяденька… снимал страшную-страшную историю… Каково ? Думаете, старая детская «страшилка» на новый лад ? Ан -нет, «страшилка» вполне реальная - в российский прокат вышел фильм «Класс» эстонского режиссёра Ильмара Раага. Картина, как вы думаете, о чём ? Само собой, о тяжёлых буднях подрастающего поколения, в модном нынче жанре псевдодокументалистики. Знакомо? К слову, ленту уже окрестили самым жестоким фильмом о школе. Но не будем торопить события.
Для проформы уделим несколько минут сюжету. Он прост, и незамысловат и в этом его дикость. Судите сами: в обычной эстонской школе парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников, однако, не пытается сопротивляться, за него вступается один из одноклассников по имени Каспар, тем самым противопоставляя себя большинству. Травля Йозепа и Каспара усиливается,
в итоге их заманивают на пустынный пляж, где под угрозой ножа принуждают к сексуальному взаимодействию. На следующий день Каспар с Йозепом приходят в школу с огнестрельным оружием и расстреливают своих обидчиков. После этого один из парней кончает жизнь самоубийством. Казалось бы, краткого содержания уже достаточно, что бы, по крайней мере, вызвать дрожь по телу у особо впечатлительных натур. Но ни тут то было, каждая минута фильма наполнена всепоглощающим драматизмом, эмоциональный фон зашкаливает, а уровень адреналина в крови увеличивается прямо пропорционально развитию событий на экране.
Анализировать этот фильм как кино-работу в целом весьма сложно, особенно когда узнаёшь, что он основан на реальных событиях. Техника съемок, особые психологические приемы, использованные режиссёром, и множество точно подмеченных деталей захватывают зрителя и полностью стирают грань между вымыслом и реальностью. И, действительно, становится не по себе, когда по мере просмотра картины, погружаешься в гнетущую атмосферу безысходности и отчаяния, кульминацией для каждого зрителя становятся не только последние кадры ленты, но и осознание того, что всё это порой происходит в реальной жизни с реальными людьми. И здесь впору выказать восторг и крикнуть «браво» режиссёру как очень искусному психологу. Отдельных строк заслуживает подробная детализация, потому что именно на деталях автор выстраивает тонкую психологическую нить событий.
На этом, к сожалению, все мои похвалы создателю картины и заканчиваются. Автор в своём творении проповедует безысходность. Безысходность, порождающую смерть. В смерти он видит решение проблем главных героев. О морали говорить не приходится. В фильме, посвященном острым проблемам молодёжи, нет главного, что отличает психоделическую утопию от мало-мальски достойного проекта - нет взаимодействия взрослых и детей. Создаётся впечатление, что подростки вращаются в неком вакууме, совершенно оторванном от реальности. Хотя, безусловно, главная цель предприимчивых PR- менеджеров достигнута - публика шокирована. Можно назвать это сеансом шоковой терапии. Некий утопический утрированный сгусток негативной энергии « с любовью к деткам». Я уж не знаю чем руководствовался режиссёр при создании это драмы, но одно ему удалость наверняка - напугать и возмутить зрительскую аудиторию. И , боюсь, ничем, кроме мимолётного ажиотажа и неприятного осадка, фильм не запомнится.
Хотя, стоит заметить, что лента является обладателем двух наград: Варшавского международного кинофестиваля и Международного кинофестиваля в Карловых Варах. (!!!???)
Бюджет фильма, к слову, составляет 100 000 евро. Съёмки длились 14 дней. А что ? Дёшево и сердито, вернее , дёшево и скандально. Всё в лучших традициях - средств потрачено минимум, эффект максимален.
А вот кто действительно может насладиться «успехом» проекта Ильмара Раага у российских критиков, так это небезызвестная и, не побоюсь этого слова, многострадальная Валерия Гай Германика, автор не менее скандального сериала «Школа». В тени мрачного детища Раага фильм Германики кажется оптимистическим жизнеутверждающим ситкомом, в котором герои всё-таки имеют право на светлое будущее. Поистине, всё познаётся в сравнении. Подумаешь, морали нет. Подумаешь, безнравственная среда. Подумаешь, детишечки иногда балуют под школьной лестницей. Братцы, главное - все живы-здоровы !
Творение эстонского автора не предоставит вам роскоши задуматься о перспективе развития жизни главных героев. Впрочем, фильм и не предоставляет возможности думать.
Может, это и к лучшему ?Потому что подвергать анализу утопию, по меньшей мере, утопично (прошу прощения за тавтологию).
Единственное, над чем действительно стоит задуматься , так это над коротенькой фразой ,предшествующей кинопремьере «Основано на реальных событиях»…