Фактор Фа. Альфа-Фаэтон. Десятое сентября-13

Орлов Игорь Борисович
               

                Чёрная «Волга» и новая работа.


 Миша охал про себя. Он первый раз видел Василия Аркадьевича в генеральской форме. У подъезда стояла чёрная «Волга». Василий Аркадьевич сел впереди, рядом с водителем. Водитель открыл заднюю дверь машины, жестом пригласил Французова в салон. Миша сожалел, что никто не видит, как он садился в «Волгу». Было рано.
 Салон «Волги» удивил Мишу в большей степени, чем генеральская форма отца друга. Кругом кожа, пластик, занавесочки.  Водительское и переднее эти места отделены от задних, где сидел Миша, толстой в 2 сантиметра пластмассовой перегородкой. По её середине большое прямоугольное оконце со шторами в пазах. Миша крутил головой, всё разглядывал вокруг.

  Василий Аркадьевич повернулся, и в полуобороте, спросил Мишу в оконце.
- Как спалось?   
- Отлично! Я выспался. Мне даже приснился сон.    - Да?   - Я летал.
- Когда, я был, как ты, я тоже летал во сне. Один раз свалился с кровати, и продолжал спать на полу.

  Миша засмеялся. Он представил, как генерал в форме лежит на полу, и спит.
- Смешно? А ты куда летал?
- Я хотел и Италию.    - Не долетел?    - Да, застрял.
- В Италию? Зачем? Что, ты там забыл? Спросил генерал.

 Миша случайно нажал на маленькую кнопочку на перегородке. С лёгким шумом задвинулась прозрачная шторка окошечка. Мише, снова стало смешно. Василий Аркадьевич, там за загородкой, что-то говорил, а он не слышал его. Мальчик нажал на вторую кнопочку, рядом с первой, хотел, открыть шторку, но что-то щёлкнуло, и вся загородка стала не прозрачной, как ширма. Сработали внутренние жалюзи. Кнопок больше не было, Миша снова, нажал на две сразу. Жалюзи повернулись, и дверца - шторка автоматически
отъехала в сторону. Окошечко открылось.

- Не хочешь со мной разговаривать? - продолжая смеяться, сказал генерал милиции.
- Я нечаянно.
- Ничего. Я первый день, час наверно, открывал, и закрывал, интересно самому было. Так, что ты, забыл в Италии? ...

Только сейчас, Миша увидел на лобовом стекле машины, на зеркале заднего вида, висела маленькая лохматая игрушка - чёртик с большим хвостом. Миша нажал на вторую
кнопочку. Вся загородка, кроме окошка, закрылась вертикальными белыми полосками, как во сне ширма.
- Какой интересный чёртик, - сказал Миша вместо ответа.
- Мне, тоже этот чёртик нравится, особенно хвостик, - сказал Василий Аркадьевич, прямо в оконце.

 Миша почувствовал себя неловко, его который раз спрашивает генерал, а он шторками балуется, а теперь перевёл разговор на чёртика. Решил исправить положение.
- Мне ваш Юра рассказывал, как он летал в Италию, и мне захотелось.
- Мы жили некоторое время в Италии. Ему очень нравится эта солнечная страна, вот, он и во сне летает туда. Он мне в этом признался. А ты, почему не долетел?
- Не получилось с первого раза. Я попробую ещё.
- Могу тебе пожелать одного, дерзай, и всё в жизни получится.
- Василий Аркадьевич, как зовут вашего шофёра? - Он мой тёзка, тоже Василий…
- Нет, того, у вас в Италии был в посольстве.
- В консульстве, - поправил генерал, - Франческо.   - Он русский язык знает?
- Немного знает. Мы в основном общались на «итальянском». 
 
 Машина остановилась.    - Всё! Приехали, беги домой, в школу не опоздай.
- Как быстро, незаметно время пролетело.
- Маме привет передавай. У тебя замечательная мама.
- Обязательно. Спасибо, вам всем. До свидания.
Тихо хлопнула дверь, и, шурша шинами по утренним лужам от «поливалок» «Волга» покатила дальше. Мишу довезли до самых дверей подъезда его дома. Опять, никто не
видел, что он приехал на «Волге». Миша поднялся к себе на этаж, позвонил.

- Мам, это я. У меня всё хорошо.
- Я пол ночи у окна сидела, выжидала. Как ты там.
- Я же звонил, и Юрин папа с тобой разговаривал, всё хорошо. Меня до самых дверей довезли.           - Иди, завтракай, и в школу.
- Я завтракал. Меня «во», как накормили.
- Чем тебя таким накормили, что от бутерброда отказываешься?
- О! Мам, цыплёнок жареный с фасолью, с вкусной подливой. Кофе с пирогом. Наелся, во!   - На завтрак кура, из супа наверно, и фасоль?
- Мама, Не из супа, и не кура, а цыплёнок, а фасоль такая вкусная оказывается, я и не знал.    - Не хочешь, я пойду, сама съем бутерброд, чай потом выпью перед работой.

- Мам,  - Миша посмотрел на мать, - они хорошие люди.
- Знаю, что хорошие. Когда мы будем жить, как хорошие люди?
- Мам, будем, я выросту, пойду работать, и заживём.  - …Как буржуи.
- Как хорошие люди, я хотел сказать, что мы, тоже хорошие люди.
- Миша, а кофе какой пьют хорошие люди? «Балтика»?
- Не знаю, пахнет, обалдеть. Бразильский какой-то растворимый.
- Какой? Растворимый? Без гущи?
- Я не знаю название, один аромат чего стоит, не то, что в школе, ячменный напиток на сухарях.    - Так завтракать, никакой зарплаты не хватит.
- Мам, Василий Аркадьевич генерал. Вера Венедиктовна декан института, бабушка  персональная пенсионерка республиканского значения, и всю жизнь преподавала философию в институте. У них служебная «Волга» в гараже, а ездят на другой. Один Юрка иждивенец. У них «тыщи» две в месяц получается.   - Мне в год столько не заработать.
- Мам, их двое работает, и у бабушки большая пенсия. Она до сих пор статьи в журналы пишет.    - В какие журналы?
- «Вопросы философии». Они трудятся честно, и честно получают зарплату.
- Я тоже, честно работаю …
- Мама, ты не виновата, что у тебя маленькая зарплата…
- …И такая большая квартплата, мы платим за излишки. 

- Ой, мама, у них такая квартира, как у министра. Столько комнат, я в четырёх был, а там ещё несколько. Ванная комната с нашу кухню, а прихожая, передний холл называется - в футбол можно играть. Потолки, шваброй не достать.
- Такую квартиру пол дня надо убирать. Пол крашеный? 
- В библиотеке, там у Василия Аркадьевича кабинет, пол паркет из красного дерева. В остальных комнатах, какой пол не знаю, везде ковры.   - Кто квартиру убирает?
- Юрка говорит, что он. У них два пылесоса. Окон, не сосчитать.
- У нас два, и то мыть тяжело.   - Они их не моют.    - Как? Окна грязные?
- Мам, у них кругом чистота, а окна из фирмы приходят мыть к каждому празднику, а мы раз в год.
- Вот, возьми и мой окна, я на работе намаюсь, на дом сил не остаётся.
- Я же тебе помогаю.    - Ты, у меня Мишутка, молодец. Сынок, у нас новость.
- Хорошая? - насторожился Миша.
- Хорошая. Я перешла на другую работу, на пятнадцать рублей больше.
- Давно? Чего молчишь?    - С сегодняшнего дня, сегодня на работу к двенадцати.
- Ты, ещё в магазин успеешь.    - Я целый день дома. Вот сейчас уборку и затею.
- А на работу? На работу к 12 ночи.    - В ночь? И до …?   - До шести утра.
- Куда, ты устроилась?      - Шесть часов через день. В метро уборщицей. По графику ночь выпадает один раз на десять дней.    - Мам, это очень тяжело, тебе нельзя.
- Это ненадолго, обещали другую должность. В будке сидеть у эскалатора, и кнопку нажимать в случае чего. Говорят, там сквозняки, надо тепло одеваться.
- Ты, у меня, тоже молодец, я тебя люблю.  - И зарплата в будке выше.
- Ты теплей, одевайся, у тебя кофта зелёная тёплая.
- В кофте нельзя, там везде форма.
- А ты, под форму. Ты, за месяц, не подорви своё здоровье. Не надо убирать комнату, я приду из школы, и всё сам приберу. 
- Сынок, какой, ты у меня хороший. Я тихонечко. 
- Мам, ты хочешь, чтобы мы поругались?   - Только не это. 
- Что, ты в метро мыть будешь? Там столько полов. 
- Я ходила смотреть, там специальные на колёсиках поломоечные машины. Гудит, как пылесос.  Шваброй никто в метро уже не убирает.      - На какой станции?
- На «Калужской», зачем тебе?
- Я на «Калужской» буду ходить бесплатно, скажу, что к тебе иду.
- Не зачем, там всем работающим дают бесплатные карточки, а уборщицам по желанию две, одну члену семьи.  - Я буду к Юрке на метро ездить. Ему подарили абонемент в «бассейку» на полгода. Ему, ещё подарили … 
- Миша, а уроки успел приготовить? 
- Я всё успел сделать. Сегодня две математики, история, французский и спаренная физкультура с восьмым классом. 
- А шестой урок?  - Сегодня пять, «физ-ра» не в счёт. 
- Иди в школу, я тебе в портфель булочку положила. Деньги зря не трать.    …



                Калий, Натрий, Пифагор и гнутый гвоздик.
 
 На химии они проходили химические свойства металлов первой группы. Юрка уставился в окно, погрузился в свои мысли.

 «Сегодня, надо обязательно к Вихрову. Как он там? Сегодня у него Борис Николаевич, с ним интересно. Завтра принесу, показать парням шлем. Такого ни у кого нет. Одна
надпись, чего стоит «Интерпол». Вечером надо обновить мяч, старый, после сильного удара начинает «травить». Замучались подкачивать.
 Танька, опять на меня смотрит. Ну, и дура, поверила. А может, я дурак, поверил ей. Она всех мальчишек так проверяет на вшивость. Что в ней такого десятиклассники находят? Грудь растёт, ну и что, у всех девчонок так, а десятиклассники, именно к ней подваливают. Интересно, как там Смагина из второго отряда, тоже с грудками? Нет, что не говори самые лучшие груди - это у Мальвины. У Олега Таня, тоже ничего. Чего это он с Ритой так? Надолго? А Танька симпатичная. Кругом одни Тани».

 - Фасолин, что ты нам, можешь сказать о калии и натрии? - услышал он, когда его толкнул Колька.
 Юра встал, похлопал глазами и рассказал всё, что знал о валентности калия и натрия и о других свойствах этих щелочных металлов.
- Садись «пять». Можешь, продолжать смотреть в окно.    В классе засмеялись.
- Прекратите, смеяться. Запишите домашнее задание. Параграфы 10 и 11. Будет опрос, предупреждаю всех. Можете тихонько подготовиться к следующему уроку.
Сразу поднялся шум.     - Я сказала, потихоньку.
Раздался звонок, шум стал ещё громче.      
                …

  На математике, математичка объявила результаты самостоятельной работы по геометрии.
- Две пятёрки, у Рябова и у Фасолина. На весь класс. Очень невнимательны, допускаете ошибки…
  Илья в ладах с математичкой. Себе, Юра другой оценки и не ждал.

 «Надо же, за два часа проверить все работы, ну и скорость. Со мной решила, потягаться?»

 После урока он подошёл к математичке.  - У меня к вам вопрос, вот задачка из этого учебника. Почему в условии не сказано, что R-сферы равен ; средней высоты призмы?
Задача не имеет смысла.   - Я подумаю, не могу так на ходу. Почему ты, не ходишь на факультатив?    Юра пожал плечами.
- Мне не разорваться, у меня в это время баскетбол. 
- Тебе баскетбол важнее?   - Конечно, баскетбол важнее, во всяком случае, для меня.
- Жаль, могли бы и твою задачку рассмотреть.
- Все будут ломать голову, а она не имеет смысла.
- Хорошо, разберём эту задачу без тебя. Иди на свой баскетбол, и прыгай, как козлик.

Юра посмотрел в глаза своему учителю так, что она смутилась, и поправила причёску.

- Юра, я сказала, что-то обидное?
- Нет, ничего, просто я не хочу, как козёл, таращить глаза на эту задачу, которая не имеет решения. У меня другие дела найдутся.
- Юра, своё нежелание посещать факультатив, мог бы выразить в иной форме, не так вызывающе. Через месяц педсовет будет решать вопрос - кого посылать на математическую олимпиаду?   Кстати, есть и другие кандидатуры.
- Так, это очень хорошо. У меня этих дипломов - девать некуда.
- Юра, ты зазнаёшься. Увидишь, чем это может для тебя кончиться.    - Чем?
- На олимпиаду, может поехать другой ученик.    - И вы этого боитесь?   - Юра!!! 
- Пусть едет на олимпиаду тот, кто решит эту задачу. Эти академики, не проверили, взяли с потолка две величины, угол в 30;, и поместили всё в учебник. Решайте, детки.
- Фасолин, ты ведёшь себя вызывающе. Ты, пока ещё не великий математик.
- Я не хочу быть великим математиком, пусть другие, тоже считают, а то, как что, Фасолин сосчитай. Мне надоело пересчитывать эти олимпиады, я не Пифагор. Мне больше нравится логическое мышление и гуманитарные науки.
- С каких пор тебе разонравилась математика?
- Она мне нравится, но я не хочу быть математиком.
                …

  После занятий Юра быстро, чтобы опять не встретиться с Татьяной, нигде не задерживаясь, побежал домой. Бабушка отправила его в магазин. На дверях магазина, на куске обоев написано красным «Закрыто по техническим причинам». Внизу мелко чёрным фломастером «потоп». Юра дёрнул дверь, действительно закрыто. Пришлось, идти, в гастроном.
Продмаг № 23, который был всегда дежурный, и работал до 23-х часов. Пройдя с десяток шагов, Юра обернулся.

«Потоп, казак, шалаш - сатанинская симметрия». 

 Юрка улыбнулся, побежал в гастроном. На обратном пути, он пошёл через соседний двор, где они постоянно играли в футбол. Он вспомнил, что недавно здесь была история с
железной дверью у книжного магазина. Эта дверь была на своём месте. На ней красовался огромный амбарный замок.

«Замок три пуда, гвоздём открыть можно»  мелькнуло в голове у Юры, когда он проходил мимо.

- Фаталист, - крикнули сверху, и в него полетел огрызок яблока. Юрка отскочил, осмотрел все окна, откуда мог лететь огрызок.
 На большой лоджии - веранде с колоннами на третьем этаже стоял. …
Юрка протёр глаза … он увидел … на лоджии стоял Вадим. Юра захлопал глазами. Солнце отражалось от окон третьего этажа и слепило его. Юра на минуту замер, соображая, что к чему.

  Вдруг рядом упал гнутый гвоздик. Юра поднял его. Стоял, пока его кто-то не тронул за спину.    - Тебя, Юра зовут?
Юра обернулся, кивнул головой, узнав участкового милиционера.
- А вас зовут Сергей Витальевич. Алексеев. Вы были у нас недавно.
- В магазин ходил? Молодец, родителям помогаешь.
- В 23-й ходил? В нашем авария.  Юра кивнул, крутя в руках гвоздик.
- Юра, я вот, чего тебя остановил. Мне показалось, что ты, чего-то испугался. Что, ты там увидел? Говори, не стесняйся, Печёрин.

 - Меня, только что, окликнули «фаталист», несколько секунд назад.
- Разве? Я не слышал.
- Вот огрызок, в меня кинулись оттуда.   Участковый посмотрел, куда указал юноша.
- Отсвечивает, ничего не вижу. Отойдём в сторону, чтобы не слепило.
  Они отошли под дерево.     - Никого. Кто тебя окрикнул?
- Мне показалось, что я увидел Вадима, того самого.
- Понял. Это как раз их окна. Так, тебе показалось?
- Скорее всего, да, его же нет.
- Интересно, кто мог в тебя кинуть огрызок?
- Не знаю. Я и не знал, где жил Вадим. Сергей Витальевич, я вам хочу, сказать, - и Юра протянул руку. На ладони гнутый гвоздь.  - Ты, его сейчас поднял?   - Да.
- Юра, - участковый лёгким движением руки в сторону, пригласил, как бы пройтись.     - Куда?   - Вот, к этой злополучной двери.
 
  Они вплотную подошли к двери, и Юра с близи разглядел огромный замок. Сергей
Витальевич вставил гвоздик в отверстие для ключа, стал поворачивать.    - Не так.
- А как?       Юра за один оборот открыл замок.
- Что я могу, сказать? Хорошо, что это сделал ты, а ни кто другой.
- Сергей Витальевич, у вас есть свободное время? Зайдёмте к нам на пару минут. Я вам кое-что покажу.
- Чай будет? Засмеялся участковый.
- Обязательно, с пирогами.
- Но сначала, - и участковый повесил на дверь новый замок.