Миссия добра Радика Азизова

Анастасия Павленко
Недавно в  Ташкентском доме фотографии прошла персональная выставка  известного узбекского живописца, графика, карикатуриста Радика Азизова. Вернисаж, где  художник представил около ста произведений, отдав предпочтение живописным работам, явил собой своеобразное подведение итогов творческой мысли  Р. Азизова за последние три года. И эта мысль, талантливо выраженная посредством холста и масла, поразила зрителей своим лиризмом и философией. Ну а всю выставку можно было обозначить как миссию добра художника в этом мире.

О Радике Азизове я узнала совершенно случайно, гуляя на просторах Интернета. Меня привлекли выполненные с тонким юмором карикатуры, размещенные на одном из российских сайтов. «Носки», «Книга», «Мышка», «Дон Кихот» - короткие названия карикатур таили в себе массу скрытого смысла в самом сюжете. И что самое замечательное – глядя на них, я непроизвольно по-доброму улыбалась, восхищаясь меткому глазу и остроумию художника. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что их автор наш, узбекский. Более того, он не просто карикатурист, а замечательный живописец и график, причем очень востребованный как у нас, так и за рубежом. Его работы находятся в Государственном музее и галереях страны, а также в частных коллекциях Узбекистана, России, Великобритании, Турции, Канады, Франции, Болгарии, Кореи, Эстонии. Он постоянный участник различных международных выставок, число которых приближается к 100. А в копилке наград и достижений этого скромного, но очень талантливого художника – серебро Международного конкурса карикатуристов в Хайфе, «Олтин калам», золотая медаль Академии художеств РУз и другие.  Одним словом, открыв для себя это новое имя, я в очередной раз задумалась над тем, как много у нас в республике талантливых людей, но как мало мы знаем о них. Чтобы восполнить этот досадный пробел тут же решила встретиться с Радиком Азизовым и представить его нашим дорогим читателям.

Встреча с ним состоялась за несколько недель до его персональной выставки в Ташкентском доме фотографий. Тогда я еще не видела живописных и графических работ Радика, но лишь по первому взгляду и сказанному им слову, можно было охарактеризовать его как человека очень интеллигентного, вдумчивого, а еще безгранично доброго. И это чувствовалось во всем – облике, глазах, а главное, в многогранном творчестве.

 Живопись Радика Азизова дышит чистотой и светом, она говорит со зрителем не только изобразительными средствами, а на ведомом лишь сердцу языке. Его картины о вечном Прекрасном, о том, к чему так стремятся не жадные до зрелища  глаза, но тоскующая о потерянном рае душа.  Работы Радика  окутаны легкой дымкой нежности и добра.
Подобна иконе его «Колыбельная». Образы матери и дитя, многократно воспетые художниками всех времен и народов, у Азизова необыкновенно лиричны. Золотисто-коричневые тона – цвета земли - теплые и умиротворяющие, дарят нам  покой и возвращают нас в детство, в любящие руки матери.

Большинство полотен Радика пропитано национальным колоритом. Они напоминают красочное лоскутное одеяло,  сотканное из эпизодов жизни и радостных эмоций.

- Я живу на этой земле, - говорит художник, - и невозможно оставаться в стороне от здешнего солнца, народа, традиций и обычаев, которые вместе с воздухом, хлебом и водой входят в кровь и плоть. Это никак не вытравишь. Это часть меня и моего творчества.
Легенды и поверья у Азизова облекаются в новую форму, более живую и осязательную. Вот, к примеру, знаменитое дерево желаний.

- Я не люблю делать копии своих работ, они все равно не будут 100%-ными, - делится Радик Азизов, - но эта картина как-то по-особенному действует на зрителя. Каждый, кто видит ее, хочет иметь у себя такое же дерево.

Может, потому, что все люди живут надеждами на воплощение своих мечтаний, а работа мастера дает эту  надежду – только повяжи ленточку, и все желания обязательно исполнятся.

Особым смыслом наполнена картина «По первому снегу». Как оказалось, не случайно. Она автобиографичная - это воспоминания из юности самого художника.

- Родился я в воинской части, в городе Тойтепа, - рассказывает Р. Азизов. – Как говорит отец, едва  мне дали карандаш в руки, то сразу поняли, что перед ними будущий художник. Поэтому в 4 классе меня определили в студию ИЗО при Дворце культуры железнодорожников в Ташкенте. И вот, после занятий в школе, я шел на остановку и садился на автобус до столицы. Затем поступил в художественное училище имени П. Бенькова, и эти ежедневные поездки на учебу продолжились, но уже с утра пораньше. Бывало зимой, когда за ночь выпадет снег, я шел рано утром по спящим улицам совершенно один. На небе еще светит луна, стоит тишина, но как-то уютно и совсем не страшно. Оборачивался и видел свои одинокие следы, как первопроходец я протаптывал дорожку и чувствовал необъяснимое счастье.

 Этот позитивный настрой исходит от всех работ Азизова. Возьмем, к примеру, цикл графических работ «Чарующие звуки», где автор пытается музыку и, вызванные ею, эмоции облечь  в цвета и линии. И чудо трансформации происходит. Каждый, кто смотрит на такую картину, начинает слышать и чувствовать мир таким, каким его услышал и почувствовал художник. «Гармонию линий и цвета рождает гармонию в душе», -  убежден художник, который  создает свои работы на одном дыхании, забывая иногда про обед и сон.

- Бывает, что материал сам подсказывает сюжет и композиционное решение, - рассказывает Радик Азизов. – Когда я работаю над основной картиной, то всегда под рукой имею еще один подготовленный холст, куда я, практически не глядя, смахиваю лишнюю краску, которая остается на палитре. Через какое-то время, когда картина закончена, обращаю внимание на второй холст. Приглядываюсь к нему и вдруг вижу образы. Это чистая импровизация, но потом  после доработки она оказывается лучше, чем основное полотно. И весь секрет в том, что ты не знаешь, как картина писалась.

Творчество – процесс непрерывный и требует полной самоотдачи. Однако жизнь не состоит из одного только акта творения, и Радик-человек это прекрасно понимает и принимает. Он примерный семьянин и домохозяин: базары, обустройство быта, учеба дочери, - во всем он принимает активное участие. Как-никак он глава семьи и все глобальные вопросы по ее благополучию и процветанию ложатся именно на его сильные  мужские плечи. Что интересно, не имея своей мастерской, Радик Азизов  работает дома на балконе. Однако там нет привычного творческого беспорядка. И когда приходят клиенты посмотреть картины, то недоверчиво озираются по сторонам – все на своих местах, даже краской не пахнет. Такова внутренняя структура Азизова-человека.

Кстати, эта организованность помогает ему руководить секцией графики Творческого объединения художников Узбекистана. Он помогает устраивать многочисленные выставки своим коллегам, продвигает их творчество на всевозможные конкурсы. Сегодня Радик Азизов  мечтает о создании в республике ассоциации карикатуристов, потому как есть в нашей стране команда сильных и талантливых художников с большим чувством юмора.

Почему-то карикатуру сегодня считают легким и несерьезным жанром, а зря. На примере 
карикатур Азизова, с которыми у наших читателей еще будет время познакомиться в следующих номерах, можно сказать, что это настоящее искусство. Не каждому дано выхватить из  жизни наблюдательным взглядом ситуацию, наполнить глубоким смыслом и вновь отпустить в пространство, чтобы человек, увидев этот кусочек юмора, не просто от души посмеялся, а задумался. Над чем? Над тем, что вечность состоит из моментов, каждый из которых по-своему бесценен. И только от нас зависит, как мы проживем этот миг и чем его наполним.
- Сегодня я работаю для завтра, - говорит Р. Азизов. – С годами понимаешь, как важно рационально использовать время и данный Богом дар. Знаете, когда я спросил свою маму, почему она назвала меня Радиком, она сказала: «Чтобы ты приносил людям радость». Эти материнские пожелания и надежды я всегда помню и стараюсь не изменять им.