Воспоминание о Blackmore s Kingdom

Лилия Внукова
 
  Слушаю Грега Джоя… Умиротворяюще действует эта музыка, хотя она не меланхоличная... И даже не сказать, чтобы старинная, средневековая... Современные вариации на тему..., где фолк-настроение сочетается с лёгкой рок-гитарой. Потом -- снова плавные волны акустики, цимбалы, лёгкие ударные.... Вот сейчас вплетается флейта. Да, всё подобно ленточкам воды -- плетутся, переливаясь одна в другую, мелодии. Очень похоже на ручей весенним днём. Под ивами... Когда возле воды весной цветут ярко-жёлтые купальницы и в молодой траве много одуванчиков. Это ощущение бегущей воды, без сомнения, передаёт акустическая гитара, с её многосложными арпеджио и флажолетами. Дуэт акустической -- и соло-гитары, ведущей мелодию на фоне этих "бегущих", струящихся аккордов.
 
Альбом Winds of Change... Действительно, визит в рай -- весеннего дня, воды, зелёной травы и зеленеющих деревьев, жёлтых цветов и жёлтого солнца. Воды -- голубой, и неба -- голубого. Воды, отражающей небо... Эта композиция так и называется -- Ангел.
Необычайно дневная музыка. А если и грусть -- то вечерняя. Не ночная.
 
Ray of Норе одна из любимых моих песен (т.е. музыкальных композиций) из альбома 2004-го, Визит в Рай (примерно так переводится название альбома). Здесь акустическая гитара, и виолончель, и флейта. Два голоса -- флейты и виолончели -- переплетаются меж собой. И это создаёт впечатление диалога. Потому что виолончель очень похожа на человеческий голос. И всё это на фоне "струящихся" арпеджио акустической гитары, создающий  райский, умиротворённый фон для таинственного разговора двух голосов... Флейта, возможно, ассоциируется с женским голосом... Так, наверное, беседуют Ангелы ...
…………………………………………………………..
 
  Слушаю Грэга Джоя, наслаждаюсь этой музыкой.
Когда-то оставшиеся инкогнито музыкальные пираты составили сборник Королевство Блэкмора (Blackmore`s Kingdom), мастерски смешав композиции Грега Джоя, Ричи Блэкмора и Стива Тилстона, этот сногсшибательный компот выдали за сольное (без участия Кэндис) творение Ричи – и сборник получился хороший, приобрёл сразу своих поклонников. Так что позже мистеру Блэкмору пришлось писать крупными буквами на сайте Блэкмор-с-Найт – «В Королевстве Блэкмора вы Блэкмора не услышите». Но, ей-Богу!, от громкой славы мистера Ричи много не убудет, если под его брэндом указали миру на хороших гитаристов! Ведь классическому гитаристу, будь он даже сверх-талантлив, никогда не раскрутиться так, как рок-звезде. Гитарист-классик физически не может собирать стадионы. Классическая гитара это музыка создающая тишину, а не бурю…
 
Мне думается, что первая (если не самая главная…) заслуга Блэкмора и Блэкмор-с-Найт в том, что они доказали продюсерам: и такая вот, якобы некоммерческая музыка может быть очень востребована! После волны увлечения Блэкмор-с-Найт люди начали интересоваться другими фолк-исполнителями, гитаристами, певцами. Блэкмор молодец в том, что, заработав (не без везения – чего он сам не отрицает...) широкую популярность рок-гитариста, не стал «сидеть на печи» и гонять по миру надоевшие (прежде всего) самому себе  соло, да всем известные хиты, а не побоялся «пробить ещё одно окошко» -- для себя, и для других. Стал играть то, что ему нравится, и, что очень важно, сумел сделать и эту музыку популярной! Как рок-гитарист, Ричи, без сомнения, очень силён, техничен, но, после его триумфального турне по 70-м-60-м, появилось много техничных музыкантов. Не только в технике дело. Что же касается классических переработок, в стиле последней группы, что Ричи делает для души, то хороших (и даже лучших) гитаристов-классиков так же немало. Но у них нет славы Блэкмора, чтобы поднять престиж этой музыки. И поэтому Блэкмур молодчага! Дай Бог ему здоровья! Кстати скоро его день рожденья.

Когда-то мы с Женькой (две обалдевшие фанатки!!) пили за здоровье Блэкмура 14 апреля яблочный сидр, была у нас такая традиция. И хотели сыграть свои переводы Блэкмор-с-Найт в его ресторанчике, в Англии (мы так предполагали, что где-то в Англии… есть у него замок… и собственный ресторанчик тож…). Ну или хоть бы возле его ресторанчика, если б не прогнали…
Да, под музыку Грега Джоя и пару композиций Стива Тилстона, а не Блэкмора (потому что, возливая яблочный сидр, мы слушали свой любимый альбом – Королевство Блэкмора, считая что это творение Ричи). Я с грустью вспоминаю сии … приятные безумства. Всё же это было весело! А Женьки уже нет – мир твоему праху, и спасение душе, Менестрель. Поэт, лучший чем я. На небеса уходят так рано лучшие… Может быть, оттуда, с Небес, ты видишь меня, и Там теперь играешь на флейте, играешь на гитаре, поёшь свои песни среди других Поэтов, причастная к их светлому сонму?... И тебе хорошо, и радостно, Ветер Ангелов. А мне уже не с кем пить яблочный сидр 14 апреля. И не знаю, доберусь ли я когда-нибудь до Англии и ресторанчика Блэкмора (если такой вообще существует…), и стану ли играть возле его входа, бесшабашно шляпничая? Наверное, к тому времени, когда доберусь…, я стану слишком закостенелой в хороших манерах и грустной, как старая полковая лошадь. А ты-то Там навсегда останешься юной леди, натуральной блондинкой… (* страница Жени Бирюковой на проза.ру -- http://proza.ru/avtor/losterne )

 Вот такое лирическое отступление… Но если вернуться к Грегу Джою, то, вслушиваясь в его музыку, чувствуешь, что по настроению она мало схожа с музыкой Блэкмора. Биографических сведений о Греге  не много, прочла в интернете, что Джой канадец. Посмотрела в американской всеобщей энциклопедии тот город, где он жил. Очень похоже на мой город Н-ск -- возле большой реки, современный город. Вокруг много леса хвойного и смешанного. Есть даже Сад Роз, наподобие нашего Ботанического Сада в Академгородке… Музыка Грега Джоя, если даже проскальзывают в ней ноты светлой грусти, всё равно внутренне-радостная, жизнеутверждающая. Сильная, словно рост деревьев весной. Действительно, вот это пробуждение жизни Джой сумел отобразить. Ирландский фолк (которым увлекался Джой, делал переложения на гитару -- кстати, очень не стандартная идея!) по тональностям своим радостный, исполненный внутренней силы.

И далее некоторые сведения, которые мне удалось почерпнуть с англоязычных сайтов: «Грегори Эндрю Джой родился 23 апреля 1956 года в Портленде, Орегон. Жил в г. Виктория в Канаде. В 1975 году (в 19 лет) уехал в Европу, занимался музыкой на Британских Островах, тогда же всерьёз увлёкся классической гитарой. Вернувшись в Канаду, Грег организовал традиционную фолк-группу.  А так же начал вести студию гитары при консерватории Виктория, играл с Грехемом Веем. Все музыкальные вариации группы были сосредоточены на кельтских джигах и традиционных песнях. Грег развивал свой, единственный в своём роде, уникальный гитарный стиль (именно акустической гитары), используя синтез фольклора и классики, с некоторым влиянием лёгкого рока. Грег Джой играет на многих инструментах – классической гитаре, флейте, мандолине, цимбалах – и он всегда поддерживает и продолжает в своей работе изысканную линию фолк-барокко».

 Вслушаться только в поэтические названия альбомов и композиций Грега Джоя – Кельтская Тайна (Первая и Вторая…), Кельтское Кольцо Огня ( нет ли в самом названии уже переклички с книгой Толкина?, фильм по этой книге хотели ставить ещё Битлз, готовы были сыграть в нём, но сам профессор отклонил это предложение), Грёза о Кельтской Арфе, и даже Животворящая Кельтика. Через одни только названия, ещё не слушая альбомы, можно представить насколько глубоко Грег проникся духом Кельтской культуры, отстоявшей особняком от (всегда немного высокомерной!) Европейской, с их Итальянским Возрождением. Одно время кельтскую культуру считали просто варварской.  Не так давно к проходившему в Н-ске концерту, посвящённому кельтской музыке, был написан слоган -- "Рыжая зелень". Этот талантливый слоган точно отобразил само ощущение Кельтики!

В отношении музыки Блэкмора этот слоган вряд ли применим. Ричи верно поймал средневековые оттенки, он и работал с музыкой Ренессанса, в альбомах Блэкмор-с-Найт много европейских традиционок (Ярмарка Ренессанса, Огни в Полуночи, Ветер в ивах…). Но многое (из лучших песен) принадлежит Ричи, его мелодии. И эта музыка, в настроении своём (несмотря на весёлые, чаще всего традиционные, наигрыши и танцы) меланхоличная, грустная. Общее настроение, от текстов в большей степени, чем от музыки, то же: меланхолии, мистики. Возможно, я бы прониклась ещё большим уважением к мс. Найт, сумей она написать текст песни, к примеру, о пьяном слоне в саванне... Блэкмор может написать Танец Опоссума, а вот Найт – вряд ли смогла бы. Что никак не стыкуется с истинно-ирландским настроем. С экрана, с фотографий она без конца улыбается, и эта улыбка уж порой выглядит на её лице как маска, слишком натянуто... А вчитаешься в тексты -- мало радостных нот, и никаких шуток. Хоть бы раз услышать из уст мс.Найт талантливую пародию... Но нет, тексты тяжёлые, тексты загрузные. И, ей-богу!, с ирландским фолком её настрой никогда и никак не состыкуется!

Блэкмор же, в музыке и по воспитанию, по рождению, европеец. Классик. Он прекрасно понимает, что такое готический собор, готическая архитектоника -- не на уровне знания, на уровне восприятия, на уровне музыки всех этих архитектурных моментов. Поклонники Блэкмура (как, любовно, называют его украинские фаны) так до сих пор точно не решили -- откуда он родом, кто его родители? Ричи особо не распространяется. Ни о чём не могу говорить с уверенностью, но вроде бы, в одной из книг о Дип Пёрпл, вышедших в первое пост-советское время (мы с Женькой её видели, читали, но книга была не наша, её отдали, а выписок никаких, естественно, сделано не было) -- так вот там было написано его полное имя: Ричард Гарольд Блэкмор. И что родился он в Германии. И что деньги на первую гитару заработал на заводе, а потом уже началась его карьера рок-музыканта. Я даже уверена в том, что имя Блэкмор -- это псевдоним. И что получать консерваторское образование ему попросту было некогда, слишком рано он влился в рок-движение, в постоянные разъезды-концерты. А потом был Рэйнбоу, а потом Блэкмор-с-Найт... Нигде не указано (как, например у Грега Джоя -- консерватория Виктории), какую именно консерваторию закончил Блэкмор?

 Да мне лично, по большому счёту, это и не важно. "Мои университеты", как писал Горький о своём образовании. У Блэкмора тоже были свои университеты: постоянная практика, вся жизнь посвящённая музыке. Может быть, получи Блэкмор тяжеловесное академическое образование, это бы только испортило его как музыканта и композитора -- может быть... А может быть и нет! Но сложилось так, как сложилось. Во многия мудрости -- много печали. И много мудрёности, вычурности, эстетства, уж непонятного большинству. Некоего, можно сказать, снобизма. Отделаться от этого (часто мешающего!) мышления высокообразованности нелегко. Это всё равно (как бы ни изживал или забывал) будет заметно и в музыке и в текстах.
 
Такие вот размышления на тему…
Завершая свои «размышления на тему» хочется заметить только одно – в 70-е годы прошлого века , во время расцвета движения Кельтского Ренессанса, Ричи Блэкмор не мог пройти мимо музыки своих современников, как всякий талантливый музыкант, не мог не знать, не чувствовать этих тенденций. Но все эти музыканты, его современники 70-х – и Грег Джой, и Стив Тилстон, и замечательная английская фолк-певица Мэдди Прайор, и многие другие, о которых я, возможно, не знаю – они начинали с продвижения в фолк-музыке, а потом уже так же (как Блэкмор только в 96-98-ом…) работали над синтезом фолк-классик-рока (у кого в каких пропорциях…). Работали над этим  уже в 70-х. Но никто из них не мог на специфических, тонких композициях получить такой глобальной популярности, которую даёт целый стадион и море бушующих фанатов…Так что Блэкмор не первый, но он «открыл окно» к более широкой аудитории – чтобы мы услышали, прониклись, заинтересовались. И… дальше развивали свой музыкальный вкус... Чтобы достойные – не были забыты.

( в качестве иллюстрации одна из обложек альбома Грега Джоя)