Постижение рун в ночь открытых небес

Диана Самарина
Обубликовано в газете "Практическая магия", №4, 2010. Красноярская периодика

Первоначальной целью поездки, спланированной на  праздничные мартовские выходные было — взять интервью у заместителя Верховного шамана Хакасии и Тувы Алексея Захаровича Балтыжакова, попросить его рассказать о традиции шаманизма в Сибири и прокомментировать опубликованную в прошлом номере газеты статью «Тайная сили рун» с позиций практикующего шамана, но.... Мартовская вылазка в Хакасию оказалась куда более  неожиданной, нежели предполагалось.
 
Предыстория
Мое знакомство  с Алексеем Захаровичем состоялось при крайне неожиданных обстоятельствах.
Маршрут той знаковой - для многих ее участников - поездки был разработан специально для ребят старших классов села Ермаковское —  подростков 13-14 лет и, разумеется, сопровождающих их педагогов. Ничего экстраординарного, кроме знакомства с традиционными достопримечательностями Хакасии в рамках краеведения, не предпролагалось — писаницы, места археологических раскопок, Шаманские ворота, Салбык и близлежащие курганы, храмовый комплекс Узынхыр и Сундуки. Затем — домой.
При въезде на Салбык вроде бы ничего особенного не произошло.  Разве что, Шаманские ворота поначалу встретили вереницу детишек не слишком радостно: как только автобус подъехал к менгирам, небо затянулось тучами. И в связи с этим решено было использовать шаманский бубен. С этого момента начались чудеса...
 Ну, во-первых, после рокочущих ударов по туго натянутой коже бубна, небо сразу же прояснилось, и ребятишки радостной вереницей пробежали через Шаманские ворота. Затем кому-то из подростков тоже захотелось «побубнить», и один из организаторов поездки, владелец бубна, с некоторой неохотой, но все же пошел у деток на поводу. Но как только в бубен стали  долбить все подряд, подул мощный холодный ветер, небо потемнело, и даже закапал дождь.
В этот момент кто-то позвонил владельцу бубна на сотовый телефон. И хотя мониторчики  всехних сотиков демонстрировали проблемы со связью, этот единственный звонок каким-то чудом пробился к адресату. Оказалось, звонил Алексей Захарович, чтобы сообщить, что он намерен присоединиться к нашей группе на Узынхыре. Причем, никто из организаторов поездки почему-то не удивился такому обороту дел. Понимание сути происходящего пришло ко всем участником того знакового похода гораздо позже.

Ловушка руны Наутиз
Есть руна Наутиз, а есть руна Гебо. Они похожи. И ту и другую в простанородье называют косым крестом. Обе руны повсеместно встречаются в Хакасии  на каменных плитах.
 По начертанию руна Гебо более всего напоминает «ИКС», и означает успех достигаемый объединенными усилиями. Что же касается руны Наутиз, то визуально она сопоставима с крестом, планки которого пересекаются не под прямым углом, а под острым. Ее традиционное значение — сопротивление среды. Так вот, после Шаманских ворот было решено посетить находящийся рядом с Салбыком крупный нераскопанный курган.
...Ребята высыпали из автобуса и понеслись разглядывать выбивку на камнях, причем большинству почему-то вздумалось сфотографироваться на фоне одной из вертикальных плит, изукрашенных различными изображениями.  Добравшись до плиты позже других, я с удивлением обнаружила, что ребята из всех рисунков на камне почему-то выбрали для тактильного котакта именно... руну Наутиз. Точнее так: то, что ребятишки ощупывали руками именно руну Наутиз пришло в голову только мне, да и то не сразу. Когда в лагере начались неприяности — палатки никак не хотели ставиться, все время что-то падало, дул холодный ветер — мне снова вздумалось подойти к тому рисунку, который ощупывали все наперебой. «Похоже на руну Наутиз!» - подумалось мне.
Однако же повторюсь: понимание мистической взаимосвязи событий и рун пришло ко мне позднее. А в момент посещения группой подростков комплекса курганов связь рун и шаманизма опнюдь не казалась мне явной... Так — на уровне догадок достаточно эрудированного человека...

Прикосновение к руне Тейваз
Комплекс Узынхыр не произвел на ребятишек никакого впечатления. Примерно часа два  дети и педагоги блуждали по лабиринту, «играя» с импровизированными маятниками, пытаясь выяснить, где какие «аномали» наблюдаются.
Алексей Захарович все не появлялся... Владелец бубна трижды звонил шаману на сотовый, всякий раз получая ответ: «Уже еду!». Но ни один автомобиль так и не свернул с автомагистрали в поле, к Узынхыру...
 Ребята продрогли, а педагоги в ожидании «обещанного» шамана теряли терпение и нервничали. Тогда, от нечего делать, кто-то снова взялся за бубен... Звук буквально «накрыл» окружающее  пространство. Причем, лучше всего рокот бубна был слышен в определенной точке, расположенной на входе в комплекс Узынхыр. И блуждающие в пределах видимости для педагогов подростки вдруг стремительно начали стягиваться именно к тому месту, где звуки басовито усиливась, обретая почти органную объемность.
И только когда к странной кладке из каменных плит подошли практически все ребята и взрослые, вдалеке стало видно пылящий по полю автомобиль.
Алексей Захарович вовсе не походил на шамана —  костюм десантника и бандана на голове. И никакой шаманской атрибутики. Кое-кто из ребят даже  разочарованно присвистнул. Но как только шаман приступил к обряду, попутно объясняя публике, что и зачем он делает, разочарование сменилось энтузиазсмом и восторгом.
 А после совершения обряда, лукаво улыбаясь, Алексей Захорович сообщил, что мы  находимся не где-нибудь, а вблизи стрелы, обозначающей начало Тропы Духов. А это и есть руна Тейваз!
 Слова Алексея Захаровича о том, что обряд совершен в преддверии какой-то там инициации, мы все как-то пропустили мимо ушей, как и то, что нам предстоит взглянуть в Око Волка.
Что такое упомянутое вскользь Око Волко, и где оно находится, Алексей Захарович не сообщил.  А может,  и сообщил, да мы не сумели его услышать...

Постижение руны Тейваз
Следующим этапом нашей поездки должо было стать посещение Сундуков. Но каким-то мистическим образом руководитель поездки вдруг решил оставить посещение этой достопримечательности напоследок,  завернув предварительно на Шаманскую тропу.
Едва доехав до места, забыв про еду и разбивку палаток, мы дружно ломанулись на тропу. Причем, на каждом этапе пути, кто-то из группы отсеивался, ссылаясь на плохое самочувствие, и возвращался к автобусу. Всю Тропу удалось пройти лишь трети группы. Но когда путь, состоящий из крутых подъемов, спусков и сквозных пещерных лазов был преодолен, подростки вдруг стали наперебой говорить, что в их жизни произошло некое событие, благодаря которому каждый будто бы почувствовал себя взрослее. И тут разом всем припомнились слова Алексея Захаровича о предстоящей инициации. Дело в том, что в древности, чтобы «официально» считаться взрослым, подросткам нужно было поучаствовать  в церемонии, элементом которой было именно прохождение Шаманской тропы...
 А на обратном пути мы вдруг увидели... Око Волка. Это была высоченная скала, по форме напоминающая голову волка, высунутую по шею из земли. Оком зияла сквозная пещера, через которую каждый из нас пролез, чтобы взойти на самый верх горного массива. Но только сейчас, пройдя инициацию, каждый из подростков увидел Волка....
«Но причем тут постижение руны Тейваз?» - наверное, спросят некоторые. А дело вот в чем... С руной Тейваз,  посвященной богу Тюру ( Сравните слова: Тюр и «тюрки», вспомните что коренное население Сибири тюркоязычное), связана  скандинавская легенда о  Мировом Волке Фенрире. Чтобы сдрержать разрушительную силу Фенрира и избежать Рагнарёка (Конца мира), боги решили наложить на него специальные путы. Но Волк, понятное дело, не давался. И тогда отважный Тюр в залог того, что путы будут сняты, положил в пасть мировому Волку свою руку. И держал ее в пасти Фенрира, когда того заковывали. Но когда Волк понял, что его заковали надолго, если не навсегда, он откусил Тюру руку.
 Что по сути  - инициация? Умение держать слово, даже если это заведомо чревато, как в случае с Тюром, и умение брать на себя ответственость, если не за мир, то хотя бы за свою собственную судьбу, творцом которой является каждый взрослый человек.

Улыбка шамана

Ну вот, Дина, вы и рассказали о сибирских рунах  за меня! - рассмеялся Алексей Захарович, а я вдруг сообразила, что вместо того, чтобы задавать вопросы предполагаемому интервьюируемому, ударилась в воспоминания о нашей первой встрече.
Да, но... Это же мое «прочтение» сибирских рун. А мне хотелось бы услышать ваше мнение о сем предмете...
Постигаете сибирские руны вы, Дина, а не я! - снова улыбнулся Алексей Захарович.
Ну ведь вы же учите шаманов...
Нет! - покачал головой шаман. - Каждый учится сам.Учитель и ученик — понятия относительные. Когда готов учитель — находятся ученики. Когда ученик готов учиться - находится учитель.  Ваш рассказ мне так же важен, как вам важна была эта встреча со мною в процессе понимания взаимосвязи шаманизма и рун.
Да, но вы ведь практикующий шаман, а я...
Согласно дипломам, - хмыкнул Алексей Захарович, - я изначально хореограф и руководитель танцевальных коллективов, затем  мастер восточных боевых искусств, потом — физик-механик  и,  наконец, психолог, окончивший Санкт-Петербургскую академию.  А шаманизм — это моя любовь к Сибири. Каждодневное постижение особого, вольного, духа сибиряков. Вы идете примерно по тому же пути — через пламенную любовь к нашим краям. Так что, зачем мне что-то говорить, если вы и сами все адекватно чувствуете.
И все же! Что есть, с вашей точки зрения, шаманизм?
Умение жить в гармонии с природой, полагаясь на глубинные инстинкты.
Это общие слова! - я покачала головой.
Общие, - согласился Алексей Захарович,  - но лишь до тех пор, пока не обретут лично для вас смысл.
 Это как?
 Да очень просто. Запишите мантру, используемую при кормлении духов. Желательно, чтобы пища была белого цвета. Кормят духов, подбрасывая пищу в воздух.. Поделитесь с духами пищей, когда только выедете за пределы Абакана. И попросите их, чтобы они открыли вам путь. Плюс — внимательно наблюдайте за всем происходящим, самостоятельно принимая решение, которое кажется вам правильным. И все поймете сами.

Постижение руны Феу
Обратный путь в Красноярск, и правда, оказался фантастическим. Выехав из Абакана, мы «благополучно» забыли накормить духов. В результате, вместо одной дороги поехали по другой. И все потому, что одному человеку из команды ни с того ни с сего захотелось заехать в магазин. Почти все магазины оказались закрыты, но в одном из них мы все же купили белый хлеб и тут дружно вспомнили, что забыли накормить духов...
Мы долго плутали, поскольку каким-то чудом никак не могли покинуть пределы крохотного поселка, в который свернули в поисках магазина. В общем, заблудились в трех соснах, как в известной русской поговорке.
Кое-как выплутав из «трех домов», мы  вдруг оказались незнамо где, в чистом поле. Впереди виднелся какой-то пятачок земли, испещренный кругами следов.
Мы въехали на него, вышли из машины и , наконец-то, совершили обряд кормления духов. И только после этого до меня дошло, что в тот момент, когда члену команды пришла мысль зайти в магазин, хотя с нами было достаточно продуктов, мы вместо верхней дороги, по ошибке выбрали параллельно расположенную нижнюю. То есть, как бы отвернулись от духовности в угоду желудку. А делать этого явно не следовало, поскольку ТА дорога имела форму руны Феу. Это руна собственности, у которой  верхняя планка символизирует духовное, а нижняя — грубо материальное...
 Следующим озарением было: а ведь идущие вкруговую следы — мышинные. А мышь — это болезнь, потеря,  беда и постояный поиск еды. В общем, докатились!
 Однако ж духи оказались милостивыми: от пятачка через поле  вели заячьи следы. Мы поехали по ним наудачу и добрались до автострады.

Постижение руны Лагуз
Руководствуясь желанием поскорее добраться домой, мы гнали по автостраде, никуда не сворачивая. Причем путь нам указывали сороки. Но, уже доехав до Шира, я вдруг обратила внимание, что сороки будто требовали от нас, чтобы мы вернулись. А когда мы остановились размять ноги, одна из сорок демонстративно «отпечатала» следами руну Лагуз -  начертание цифры «один» ,«1», но зеркально .  Традиционное значение руны Лагуз - «следуй интуиции», «плыви по течению и обретешь желаемое».
Едем на Сундуки! - переглянувшись, дружно решили мы, несмотря на то, что уже темнело.
И не ошиблись. Более того, путь нам снова указывали заячьи следы.
Правда, в какой-то момент лобовое стекло машины вдруг начало мгновенно покрываться льдом. Причем, несмотря на все принятые в таких случаях меры, стекло прямо-таки не желало оттаивать. Несмотря на исправно работающую печку, в салоне машины внезапно упала температура. Повеяло вдруг даже каким-то могильным холодом...
Пришлось снова кормить духов. Но... это почему-то не помогло...
В воздухе чувствовалось нечто тяжелое и вязкое, вроде плотного тумана, хотя тумана, как такового, не было.
 - Эктоплазма какая-то! - пошутила я и демонстративно сфотографировала пустоту. Мне показалось, что на фото — чернота, но на следующий день выяснилось, что нам все же удалось заснять духов.
   «Делитесь с духами пищей» - прпомнились мне слова Алексея Захаровича
 - Нам сначала надо самим поесть то, чем угощаем духов! Ведь делятся самым дорогим. А мы бросам духам  пищу так, будто это мусор, а не самое дорогое!
И лишь когда откушав сами, мы с мантрой покормили духов, лобовое стекло машины само собой оттаяло...   
Дальше была сказка: небо мгновенно прояснилось и стало похожим на летнее, южное. Крупные звезды сияли так близко, что, казалось, до них можно дотянуться руками. Прямо над головами — созвездие Ориона, выглядещее так, будто сейчас не начало марта, а серендина августа.
Мы с тобой одной крови! - прошептала я неожиданно пролетевшей возле нас сове.
Мы с тобой одной крови! - чуть слышно выдохнула я, вдруг увидев белого зайца, замершего у заснеженной кочки совсем рядом. 
Мы с тобой одной крови! - повторила я небу, скалам, деревьм. - Господи, как же прекрасен мир! И как это здорово — жить в гармонии с ним....