Дискр и Минант под ветвистым корнем

Наталья Голованова
Полугодовая контрольная по алгебре была в полном разгаре. Класс кряхтел стульями, сопел носами и скрипел мозгами. Олька Попова, кажется, уже дорешивала последний пример, потому что ехидно поглядывала на Мишку Кожевникова, который не поглядывал ни на кого – он сосредоточенно чиркал что-то на листочке, тут же зачеркивал, грыз кончик ручки и принимался чиркать дальше.
Саня Гаврилов чувствовал, что идет ко дну. Он еще раз лихорадочно проверил карманы пиджака. Шпаргалки не было. Саня прокрутил в памяти вчерашний вечер. Вот он отрезает тоненькую полоску бумаги, микроскопическим почерком пишет формулы, сворачивает бумажку в трубочку и кладет в карман. Правый, кажется. Да, точно, правый.
Саня снова опустил руку в карман. И чуть не взвыл от досады. И как это он сразу не заметил, что карман дырявый? Ну конечно, через дырку-то и провалились все формулы – и корни квадратного уравнения, и бинома Ньютона и разность квадратов! Значит, необходимая бумажка, спасательный Санин круг лежит себе преспокойненько за подкладкой и в ус не дует. Саня стал щупать полу пиджака. Бумажка не прощупывалась.
- Гаврилов, не возимся, - сказала Нина Алексеевна, - решаем быстренько и сдаем тетрадку.

Саня кивнул и как-то внезапно успокоился. Извлечь шпаргалку в условиях контрольной все равно не получится. Значит, надо попытаться вспомнить формулу. Так. Корни. Квадратного уравнения. Кажется, сначала минус бе деленное на два а. А потом что? Плюс минус? Или минус плюс? Ну, это все равно. Вот дальше было хуже. Корень. А под ним – дискриминант.  Сане представился огромный дуб. У самого его основания выходил на поверхность жилистый и ветвистый корень, под которым сидели два брата – Дискр и Минант, оба почему-то красивого изумрудного цвета, с огромными глазами, большими ртами и абсолютно безносые. Дискр был повыше и потоньше, а Минант – невысокий и упитанный.

- Гаврилов, мечтать некогда! – крикнула Нина Алексеевна, и от этого ее возгласа тут же пропал дуб, а с Дискром и Минантом произошли метаморфозы – первый превратился в бе в квадрате, второй - в минус четыре а це, корень поделился на два а, вся формула предстала перед Санином внутренним взором, и ему осталось только подставить нужные значения.

- Ну, - спросила на перемене Олька Попова, - как успехи? По паре на брата?
- Ничего не по паре! – рявкнул Мишка. – Я, между прочим, почти все решил.
- И я, - отозвался Саня. – Правда, не знаю, правильно ли. Представляете, написал вчера шпаргалку, а она в дыру в кармане провалилась!
- Ох, Гаврилов! – сказала Олька, - У тебя не в кармане, а в голове дыра! Разве можно полагаться на шпаргалку? Вот у меня - другой, проверенный метод. А главное – безотказный.
- Какой? – хором спросили мальчики.
- Выучить все формулы, теоремы и правила наизусть! – Олька показала язык, засмеялась и побежала в буфет.
- Сказала тоже – выучить, - пробурчал Мишка. – Зачем это надо – мозги ерундой забивать? Не, Сань. Ты лучше как я делай.

Мишка закатал рукав и показал Сане предплечье, покрытое синими чернильными формулами. Саня внимательно осмотрел руку.
- Миш, - сказал он, - ты не обижайся, но вот эта формула у тебя неправильная.
- Да ты что, - ахнул Мишка. – Во попал. Не, погоди. Я ж с учебника списывал.
Ребята открыли учебник. Мишка взвыл.
- Неужели пара? – простонал он.
- Не исключено, - кивнул Саня. – А может, Олька права? И дешевле все эти формулы выучить?

Дома Саня решил разобраться с карманом и дырой в нем. Он никак не мог простить любимому пиджаку такое предательство. Ну, где там шпаргалка? Саня обшарил всю подкладку. Шпаргалки не было. Такого быть просто не могло.
- Вылезай, - сказал Саня, глядя на карман, - вылезай немедленно.
Он чуть не свалился со стула, кода увидел: из кармана вылезли Дискр и Минант собственной персоной.
- Привет, - сказал Дискр.
- Я перезанимался, - пробормотал Саня.
- Привет, - сказал Минант и улыбнулся, отчего его большой рот стал еще больше.
- Вы кто? – спросил обалдевший Саня.
- Аврии, - сказал Дискр, переливаясь изумрудным цветом. – Извини, мы, кажется, тебя напугали.
- Не-е-ет, ну что вы. Аврии, понятно. Просто это так... гм... неожиданно. Ну, я про ваше появление. А... вы откуда?
- Оттуда, - сказал Дискр и показал внутрь кармана. – Нам задали домашнее задание. Найти вход в параллельный мир. И что-нибудь принести в доказательство. Мы нашли вход. И нашли вот это. Мы знаем, что ты это искал. Но нам пришлось забрать его на время. Извини.
Дискр протянул Сане до боли знакомый рулончик.
- Ой, - сказал Саня, - а я из-за вас чуть пару не получил.
- Извини, - сказал Минант. – А это плохо?
- Куда уж хуже.
- Извини, - сказал Дискр. – А пару чего?
- В смысле? – удивился Саня.
- Ты сказал – чуть не получил пару. Пару чего?
- Ничего, просто пару.
Дискр и Минант переглянулись.
- Но... не получил ведь?
- Не знаю еще.
- Ты не знаешь, получил или нет?
Саня кивнул.
- Странно. Удивительно. Какой необычный мир. Извини. У нас по-другому. Если я что-то получил, то знаю, получил или нет. А у вас не так. Пара – это просто пара? Ты не знаешь, получил ее или нет? А, я понял. Она невидимая. Так?
- Ну... Если в журнале – то очень даже видимая, - сказал Саня. 
Дискр и Минант снова переглянулись. 
- Извини, - сказали они. 
- Да перестаньте вы извиняться, - сказал Саня. – Я сам виноват. Не надо было на шпаргалку полагаться.   
- Нет, мы сделали нехорошо. Взяли чужое. Но если бы не принесли твою шпаргалку, нас бы наказали. Больно.   
- Не верят на слово? – сочувственно произнес Саня. – У нас то же самое. Иногда учишь-учишь, а потом раз – и забыл. Поди докажи, что учил.
Дискр и Минант согласно закивали. 
- Но мы тоже виноваты, - сказал Дискр. – Хочешь, мы сделаем для тебя доброе? Принесем формулу для перехода в параллельный мир? 
Ха! Еще бы! Да за это можно и двойку простить. И не одну!  От волнения Саня не смог выговорить не слова и только кивнул.
Изумрудные братья покивали в ответ и растворились в недрах кармана.

Саня ждал весь день и весь вечер. Он делал вид, что учит уроки, но никак не мог сосредоточиться. Это ж надо – формула перехода в другой мир! Считай, нобелевка у него в кармане. Кстати, в прямом смысле слова – в кармане! Самый юный академик в мире! Пятерки по всем предметам! Да и Олька наконец-то перестанет задаваться и посмотрит на Саню другими глазами.  Но братья-аврии все не появлялись, и уже пришла с работы мама, и брат Вовка явился из института, и нобелевка отодвинулась на второй план, а на первый вышла недоигранная шахматная партия, которую они с Вовкой начали вчера.
- Все равно продуешь, - подмигнул Вовка. 
Саня, конечно, продул и расстроился. Проверил карман и расстроился еще больше. Повздыхал, потом решил пораньше лечь спать. Ну уж завтра-то я всем покажу, думал он, засыпая.  Но утром его ожидал удар. Можно сказать - нокаут.  Дыра в кармане оказалась зашитой! И никакой формулы, естественно, в нем не было. 
- Мам! – Саня ворвался на кухню, задыхаясь и хлюпая носом. – Ты зачем карман зашила? 
- Санечка, - мама погладила сына по голове. – Ну как – зачем? Ты ведь большой уже. Аккуратным должен быть. А в чем дело? За подкладку что-нибудь завалилось?  Саня кусал губы. Горло перехватило, и он смог только кивнуть. 
- Не волнуйся, я проверила. Ничего там не было. Только в кармане какая-то бумажка была... 
- Бумажка?! – закричал вдруг Саня, да так отчаянно, что мама присела на табурет. – А где, где она?! 
- Ох... я не знала, что она такая важная. Там каракули какие-то были. Вроде детские.   
- Где она? Мам, где? 
- Выкинула. В помойное ведро. 

Саня бросился к ведру.  Ну, конечно! Вовка, этот любитель чистоты, уходя в институт, захватил мешок с мусором.  Саня рванулся к двери. 
- Оденься, зима ведь на улице, - крикнула вдогонку мама. 
Только бы успеть, только бы успеть, думал Саня.   Он не успел. Мусоровоз как раз отъезжал от помойки. 
- Стой, - замахал руками Саня.
Но огромная машина не обратила никакого внимания на подростка, бегущего по снегу в домашних тапочках на босу ногу, размазывающего по щекам слезы и кричащего что-то про формулу и параллельные. 
Соседка тетя Клава, прогуливающая собачку Сонечку, сочувственно покачала головой: 
- Бедные детки. До чего учеба доводит. Какая нагрузка нынче в школах, это ужас просто. Ты, Санечка, успокойся. И параллельные, и формулы – это все не так важно. Главное – здоровье. 
- Много вы понимаете, - крикнул Саня, глядя на мусоровоз, который исчезал вместе с Саниной нобелевкой, - как раз здоровье – это не самое главное! 

- И ты даже у них ничего не спросил? 
Мишка покрутил пальцем у виска. 
- Ничего, - шмыгнул Саня. 
- Эх... Люди – или кто они там? – аврии в кои-то веки вышли на контакт с хомо сапиенсом, а он, этот хомо, оказывается, не такой уж сапиенс. Надо было все узнать! Какой у них строй, что в магазинах продается, есть ли футбол, в конце концов!   
- Теперь-то уж чего, - махнул рукой Саня. 
- Чего-чего... Надо придумать чего-нибудь. 
- Миш, - оживился Саня, - знаешь, я, кажется, придумал. Конечно, это долгий путь. Зато надежный. 
- Ну? – Мишка аж запрыгал от нетерпения. 
- Раз эти аврии смогли найти путь в параллельный мир, значит, формула перехода действительно существует. Так? А раз существует, значит, мы можем ее найти... открыть, то есть. Надо только учиться хорошо. Потом долго-долго научной работой заниматься. Если очень постараться, то мы ее рано или поздно откроем. 

Ребята помолчали. 
- Да, - сказал наконец Мишка, - это очень-очень-очень долгий путь. 
- Зато надежный, - повторил Саня.