Ошибки. Татьянка
В коридоре хлопнула дверь, послышались чьи-то легкие шаги. К изумлению сидевших за столом, в комнату заглянула... Татьянка.
- Здравствуйте! Хлеб, да соль! А я вот кувшинчик обратно принесла. Хорошее пиво у вас полу¬чилось, дядя Захар. Папаня просил благодарность передать тебе.
- Здравствуй, голубушка! Спасибо! Николаю благодарность передавать надо, а не мне. Он пиво отнес. Чего сто¬ишь-то в дверях. Снимай свой тулупчик, садись с нами чай пить.
- Да, что, я вам мешать здесь буду?! Спасибо за пиво, я побегу.
- Никаких "побегу"!... – твердо скомандовала Дарья Матвеевна, поднявшись из-за стола навст¬речу Татьянке.
Долго уговаривать гостью не пришлось. Уже через минуту она сидела за столом с блюдцем горячего чая в руках.
– Бери, Татьянка, пирог. Тебе с чем подать?
– Давайте с творожком, тетя Даша. А мы с мамкой сегодня тоже пироги пекли. Знаете, они у нас чуть было не подгорели. Хорошо, я вспомнила, пока мамка другими делами занималась. Вытаскиваю их из печки: "Батюшки! Да они уже вот-вот огнем загорятся". Я быстренько яйцо разбила, размешала в молоке, помазала их свер¬ху. Знаете, они сразу такими красивыми стали!
- Да ты чай-то пей. Бери сахар, а хочешь – с вареньем из вишни.
- Я лучше с вареньем. Подвинь, тетя Даша, вон ту вазочку, что поменьше... Ой! А знаете, какая сегодня у нас умора была?! Николай не рассказывал?
- Нет, не рассказывал, – ответила за всех хозяйка, – он у нас ничего не рассказывает. Видишь, сидит за столом и молчит.
- А чего зазря языком-то трепать… – возмутился Николай.
- Наверное, Варвара отца отчитывала за вчерашнюю гулянку у Алексея? – поинтересовался Захар Захарович, – так это дело не новое. Редкая баба на своего мужика не кричит после хорошего застолья.
– Да нет! Совсем не то, что ты думаешь, дядя Захар. Дело случилось такое: папаня на той неделе новую пилу купил, наточил, а она не пилит. Сегодня он у меня и спрашивает: "Татьяна, ты не видела, куда у нас старая пила подевалась?". А мамка на кухне в это время пироги в печку сажала и подумала, что это её папаня старой пилой назвал. А она моложе папани на пять лет. Вот она и устроила ему "старую пилу". И Николаю, заодно, досталось. Он еле ноги унес. Даже про кувшин забыл. А я-то думала, что если Николай был на флоте, то он ничего не боится. Трусишка он у вас!
За столом все весело рассмеялись удачной шутке, а Николай в свое оправдание под общий смех пробурчал:
– Немца, али еще какого врага я не испугаюсь. Но тут же не враг, а обыкновенная баба. Только с ухватом...
– Я же говорил, – вытирая слезы от смеха, прокричал Иван, – что у Николая сегодня сплошная невезуха.
– А в этом нет ничего удивительного, – заключила Дарья Матвеевна, – у Николая с сегодняшнего дня, можно считать, новая жизнь начинается. А припомните: у каждого из нас любое новое дело не сразу получалось. Николаю привыкнуть, присмотреться надо, а потом всё пойдет своим чередом.
– Привыкнуть и присмотреться мы, мужики, ему поможем… – Предложил Архип.
Иван почесал за ухом, взглянул на Татьянку и с иронией в голосе проговорил:
– И не только мужики. Татьянка! Берешь над бывшим моряком шефство? Ну, скажем, от имени женской половины населения.
Татьянка несколько смутилась, но тут же нашлась с ответом:
– А зачем это я буду брать шефство от всей женской половины населения? Если уж я шефство возьму, то только лично от себя. Не нужна ведь тебе, Николай, вся женская полвина. Нам и вдвоем не худо будет! Припомни, как ты вчера на улице час¬тушку пел:
Мне не надо пуд гороха
Мне одну горошину
Мне не надо много девок
Мне одну хорошую.
Лицо у Николая вспыхнуло. Не зная, куда себя деть от такого стыда и позора, он невольно, заикаясь, промямлил:
– Что ты придумала?! Не пел я вчера таких песен. И что вы все разом ко мне пристали? Будто кроме Николая за столом никого нет. Ну, вот Ванька…
Услышав шум в коридоре, Дарья Матвеевна заступилась за Николая:
– Да и впрямь, что пристали к парню. А сейчас Ванька ты береги уши, Настя твоя идет!
Иван откинулся на спинку стула и деланно пьяным голосом запел:
Меня девушки красивые не любят,
А дурнушек я и сам не полюблю...
Все сидящие за столом с любопытством стали поглядывать то на входную дверь, то на прикинувшегося Ивана, а тот, видя, что зашла действительно его жена Настя, снова, еще громче запел тот же куплет:
А меня девушки красивые не...
– Ну, посмотрите, люди добрые, – послышался голос вошедшей Настасьи, – все мужики, как мужики, а мой – с утра нахлестаться успел, языком не ворочает. Вот и отпусти его одного. Ванька! Приубавь свой граммофон. Одного тебя на всю деревню только и слышно. Вечером надо было песни петь. Ты, видать, день с ночью перепутал!
Первой не выдержала хозяйка. Под общий смех, всплеснув руками, повернулась к Анастасии:
- Настенька! Не обращай ты внимания на этого придурка. У них еще и по первой рюмке не вы¬пито. Раздевайся, садись чай с пирогами пить.
– А что, бабоньки, вы с чашками, да с блюдцами сидите? Ставь, маманя, и бабам по рюмке. Тем более что дела сегодня все сделаны, да и Ванька хулиганить больше не будет. Выпьем по рюмоч¬ке сладкой настоечки, чтобы мужикам с нами не скучно было. Как, бабоньки?
- Ну, если сладкой, тогда по одной можно, – поддержала Палаша, – доставай, маманя, твою самолучшую настоечку на землянике. Сама говорила, что бережешь её для особо торжественного случая. Вчерашняя вишневая настойка нам уже надоела.
- А и вправду! Я про нее совсем забыла. Она в подвале стоит. Когда Николая на флот призывали, Захар поставил дубовый бочонок анисовки и дал слово, что вскроет его на возвращение матроса. А года полтора назад я поставила маленький бочоночек сладкой настойки на лесной землянике.
Настойка удалась на славу. Приятный запах земляники, прозрачный светло-вишневый цвет с ярко-коричневым оттенком и неповторимые вку¬совые качества придавали ей тот набор досто¬инств, который знатные виноделы называют буке¬том напитка.
Налив анисовки – мужикам, а женщинам – настойки, Захар Захарович поднял рюмку, толкнул сидевшую рядом Анастасию:
– Подбила, Настенька, ты всех наших баб на настойку, поэтому тебе первой слово дается для тоста. Да не вставай, можно сидя! Когда чарку доброго вина еще и хорошим словом под¬крепишь, то действие его приобретает двойной эффект. Давай, Настя!
Анастасия, было, заупрямилась, но, видя как десяток пар глаз, в ожидании направили свой взор на нее, торжественно произнесла тост за возвращение Николая со службы.
– Правильно! Правильно! И мы за это выпьем! – поддержали её все сидевшие за столом.
После выпитой рюмки бабы снова принялись за чай, а мужики – за рыбник. Потекла спокойная беседа о прошедших и предстоящих делах, о будущей весне, которая как всегда придет в назначенный ей срок и позовет мужиков на поля пахать, боронить, сеять. Тогда уж будет не до праздников, будет работа "до седьмого пота", считай до самой осени, или как говорится, до "белых мух". А сейчас – другое дело: можно посидеть за столом, дать себе расслабиться.
Захар Захарович встал из-за стола, снял со стенки гитару.
– Возьми, Николка, попробуй вспомнить что-нибудь. Может быть не разучился этот инструмент в руках держать.
Взяв в руки гитару, Николай "пробежался" несколько раз по струнам, поднастроил её.
- Пальцы отвыкли, – извиняющимся голосом проговорил он, – надеюсь, строго судить не будете, если что-нибудь сфальшивлю?
- Какие тут суждения! Давай песню. Только не из молодежных, а для души. – С нетерпением просил отец.
- Для души – можно.
Прозвучали первые аккорды, затем до слуха сидевших за столом стала доноситься негромкая мягкая мелодия вступления, вслед за которой как будто откуда-то из глубины души под легкие звуки струн зазвучали слова:
Закинув плащ, с гитарой под рукою,
К её окну пойдем в тиши ночной
И там прервем мы песней удалою
Роскошный сон красавицы младой.
Но не страшись пленительная дева,
Не возмутим твоих мы светлых снов
Неистовством бурсацкого напева
Иль повестью студенческих годов.
Нет, мы поем и тихо и смиренно,
Лишь для того, чтоб слышала нас ты
И наша песнь – как фимиам священный
Пред алтарем богини красоты.
Звезда души! Богиня молодая!
Нас осветил огонь твоих очей,
И голос наш, на сердце замирая
Любви земной не выразит речей.
Мы здесь поем во тьме весенней ночи;
Ты ж пробудясь, от шума голосов
Сомкнешь опять мечтательные очи
Не расслыхав воззванья бурсаков.
Но, нет... постой, услышав серенаду...
Стыдясь во сне, ты песнь любви поймешь
И нехотя ночным певцам в награду
Их имена впросонках назовешь…
Голос затих, но последний звук гитары еще какое-то мгновение исходил от трепетно звеня¬щих струн, как бы, ни давая расставаться с этой прекрасной мелодией. Наступила полная тишина, и никто первым не решался ее нарушить, чтобы не испортить созданный песней внутренний душевный настрой...
– Такую песню мог написать только прекрасной души человек, – совсем тихим голосом заключил Захар Захарович, – таким, видать, и был тот поэт... Доводилось мне слышать эту песню, но начальные слова были такие: "Накинув плащ, с гитарой под полою..." и пели из нее всего первые три куплета, поэтому я не мог понять ее смысла и не придавал ей особого значения. А сейчас – всё по-иному... Эти годы, видать, пошли Николаю на пользу, признаюсь: я редко слыхивал подобный голос...
– Был у нас на корабле мичман Громобой, – пояснял Николай, – большой любитель песни. Что касается службы, то здесь его слово мы считали законом. Лишнего он ничего не требовал, как многие другие офицеры, но если что приказывал – кровь из носа, а приказ выполняли. А вот свое свободное время он любил проводить с нами. Да и свою гитару нам разрешал брать. Много он песен знает… А эту серенаду я выучил наизусть от него. Говорил он мне, что написал её поэт по фамилии Сологуб и посвятил эту серенаду известному поэту, другу Пушкина, Николаю Михайловичу Языкову. Помните песню "Нелюдимо наше море"?
- Известная песня! – Поддержал отец.
- Так, она Языковым написана.
– Ну, Николай! Не спать теперь девкам в нашей деревне, – в шутку подметил Иван, – с какого дома начнешь? Давай вон с того края, от Варвары-Митихи! Танюшкака, ты не против еще раз, ночью, под окном, такую песню услышать?
Лицо Татьянки вспыхнуло, но она быстро нашлась с ответом:
– Я-то, может быть, и хотела её еще раз послушать, а вот мамка – ухват в руки и певца вдоль деревни... У нее не забалуешь!