Порционная красота

Виктор Кротов
На стене висит керамическое блюдо. На нем изображен Эльбрус. Вечные снега поблескивают белой эмалью. Шероховатые коричневые скалы выступают рельефом на переднем плане. Светит яркое пятнышко горного солнца. Сижу и любуюсь. А внучка настойчиво повторяет:

– Что лежит в этом блюде? Ну что, деда?..

– Ничего не лежит, разве не видишь? Оно висит пустое. Разве не так?

– Разве не так! – торжествующая внучка подпускает в голосок назидательную ноту. Обожает учить меня уму-разуму. – В это блюдо ничего не кладут. Значит, в нем уже что-то есть.

– Да? И что же в нем?

Внучка оглядывается по сторонам перед тем, как сообщить мне тайну, и переходит на шепот:

– В нем красота. В нем целая порция замечательной красоты. Она несъедаемая и поэтому никогда не кончается. Поэтому блюдо с красотой может висеть на стене, только с него иногда нужно стирать пыль, чтобы красоту было видно.

Закончив очередной сеанс просветительской деятельности, она чарующе улыбается и уплывает обратно к своим куклам.

Мне остается любоваться блюдом. Это подарок моего друга, с которым мы тогда вместе ходили в горы. Он керамист. Мы стояли там рядом, и он видел Эльбрус таким же, каким видел его я, каким он потом изобразил его на этом блюде. И все-таки видели мы с ним нечто другое. То, перед чем мы оказались в горах, захлестывало нас и в нас не помещалось. Приоткрывшееся нам имело иные масштабы существования – не только по размеру, но и по своей необозримости, по своей немыслимой щедрости. Сколько порций красоты мог бы создать мой друг, вспоминая один лишь этот взгляд на панораму Эльбруса...

Кажется, моя внучка мимоходом коснулась самой сути искусства. В том, наверное, и состоит его дело, что оно воссоздает красоту в человеческом масштабе. В масштабе человеческого охвата, человеческого чувствования, человеческой мысли.

А вот и снова она, моя юная искусствоведка. В одной руке у нее кукла, в другой – крошечный ярко размалеванный подносик.

– Гляди, деда! В твоем блюдце человеческая красота, а в моем блюдечке кукольная. Помоги мне его у кукол на стенку повесить.

Я почтительно следую за внучкой, завороженный новым предложенным ею тезисом, который начал уже оборачиваться целой теорией в моей безнадежно взрослой голове: теорией противопоставления человеческой красоты красоте кукольной...