Лапти

Николай Шунькин
Пятое место на конкурсе «Лейтмотив моей жизни».

У каждого времени свои приметы.
В голодные послевоенные годы, в ходу были лапти. Тот, кто умел их плести, был кум королю и брат министру.
Отец так мне и говорил:
- Учись! Научишься плести лапти, будешь кум королю и брат министру!
Но наука эта мне никак не давалась. В середине ещё что-то получалось, а вот в начале и в конце - нет.
Чтобы начать плести лапоть, надо  одной рукой, одновременно, удерживать восемь, то ли десять полосок из липовой коры, а другой - оплетать их.
Это было выше моих сил. Полоски выскальзывали из рук, рассыпались, падали на пол. 
Заканчивая работу, надо так заплести концы, чтобы они не торчали наружу, не давили ногу изнутри, не расплетались, и  выглядели красиво.
В конце концов, отец отчаялся научить меня самостоятельно плести лапти, но окончательно от меня не отстал.
Рано утром, когда в доме ещё все спали, он усаживался на свой стульчак, брал подготовленное с вечера лыко, и начинал плести три пары лаптей.
 Приходя из школы, я обедал, делал уроки, и прежде чем отправиться гулять, доплетал эти лапти до пяток.
Вечером отец оформлял пятки и заготавливал лыко на три пары лаптей на следующий день.
Так, используя метод разделения труда, мы изготавливали ежедневно три пары лаптей, которые мать выменивала на муку, соль и сахар. Так что голодовать нам не пришлось.
Руки мои так приспособились, что я мог плести лапти, не отрываясь от чтения интересной книги. Пальцы работали автоматически,  отец говорил, что, если бы я научился плести носки и  пятки, то был бы кум королю и брат министру.
К счастью, трудные времена вскоре закончились, карточную систему отменили, обувь можно было свободно купить в магазине. Носить лапти стало не то, что не модно, а даже позорно. Они ушли в небытие.
Однако, мне пришлось вспомнить о профессии лапотника ещё раз!
Я уже говорил, что у каждого времени свои приметы. Так вот, совсем недавно, будучи в Москве, я навестил  старого приятеля. Меня приняли радушно, и, как почётному гостю, в прихожей вручили... лапти!
Оказалось, ныне в Москве, у олигархов,  высшим шиком считается подать высокому гостю лапти!
В доме все были обуты в лапти.
Более того. Один лапоть использовался вместо пепельницы, другой - вместо хлебницы. У камина стояли два огромных лаптя с берёзовыми дровами. Два лаптя, украшенные цветами, висели на стене, слева и справа от картины Репина, как оказалось – подлинной. По два маленьких лапоточка, болталось на серебряных цепочках в ушах Милочки, гордости семьи, восемнадцатилетней дочери хозяина.
Это её умелыми руками были выполнены украшающие квартиру разнообразные лапти из лыка, верёвки, пластмассы, бисера и даже серебряных нитей.
Молодая мастерица несколько раз порывалась демонстрировать мне своё умение,  да всё не было подходящего момента. Видимо, домочадцам она уже  надоела.
 И вот, когда я, уже попрощавшись, сидел в минутном молчании на чемодане, она, подлетев ко мне, начала показывать, как ловко она управляется с липовым лыком.
По опыту я знал, что человек больше всего любит делать то, что у него лучше всего получается, и говорить о том, что ему больше всего нравится. Родные слушать её не хотели, вот она и налетела на меня.
Руки её, действительно, работали виртуозно, как у престидижитатора. Она была большим мастером своего дела. Я хвалил её работу и расточал комплименты до тех пор, пока носок лаптя не сформировался окончательно.
 Затем, с волнением в груди - всё-таки, лапти я не плёл лет шестьдесят - взял из её рук начатую работу.
Оказалось, волновался я напрасно.  Мои руки, столько лет не державшие лыка, помнили необходимые движения, и я, в десять минут, доплёл начатый ею лапоть до пятки.
У домочадцев, от удивления, раскрылись рты. Милочка визжала от дикого восторга.
Я сделал то, что умел, и сославшись на отсутствие времени, удалился.
Глядя на её работу, я почти понял, как плести носок и пятку. И если бы мне дали два - три урока, я бы освоил эту науку. Но гордость не позволила мне брать уроки у девчонки. 
Плести лапти я так и  не научился.
А жаль! Был бы сейчас кум Президенту и брат олигарху.

Фото взято из интернета.

Кореш     http://proza.ru/2010/04/11/288