Опасная зона

Всем известно, что железная дорога — зона повышенной опасности. Но далеко не все это понимают. Или не хотят понимать. Гибнут люди, гробится техника, увеличивается число инвалидов. Об этом пишут газеты, предупреждает телевидение. А человек упорно рвется в опасную зону, не ведая о том, вернется ли он домой живым и невредимым или нет.
Свою трудовую деятельность я начинал помощником машиниста локомотива. Уже в первый год работы испытал на себе поганое чувство нечаянного убийцы. Только точное выполнение инструкций не позволило мне оказаться за решеткой. Кто виноват — судите сами.

...Летний вечер. Скорый поезд мчится со скоростью около 100 километров в час. За пультом электровоза — опытный машинист и я, только что закончивший железнодорожное училище. Состав вырывается из лощины. Впереди — остановочная платформа. Ничего не предвещает опасности. Вдруг я замечаю на краю платформы человеческую фигуру. Свесив ноги на шпалы, сидит неизвестный мужчина в путейской желтухе. Рядом с ним на обрывке газеты — бутылка, стакан и закуска. От мчащегося локомотива до него — менее ста метров. Я подаю гудок. Мужику бы отойти в сторону — остался бы жив. Но он неожиданно прыгает на рельсы и бежит навстречу, размахивая бутылкой и стаканом.
—Что он делает, урод? - машинист, не медля ни секунды, применяет экстренное торможение.
Попробуйте мгновенно остановить поезд, если в его составе более 20 пассажирских вагонов. Безжалостный электровоз отбрасывает изуродованное тело далеко в траву. Надеваю рукавицы, спускаюсь на землю. Руки дрожат, коленки дрожат. Осматриваю локомотив. Крепко стукнулся мужик: вмятина на наметельнике говорит о многом. Иду вдоль состава. Метрах в двадцати от железнодорожного полотна замечаю что-то красное. Подхожу ближе. Чуть не теряю сознание: куски мяса вместо лица, мозги вместо лба. Шатаясь, возвращаюсь на свое рабочее место. Несколько дней после этого случая не могу запихнуть в рот даже кусок хлеба.

...Морозный зимний денек. Высокие снежные сугробы окаймляют железную дорогу. Впереди — неохраняемый переезд. Видимость  стопроцентная. Я вижу, как из-за сугробов на путь медленно выползает гусеничный трактор с прицепом, доверху нагруженным бревнами. Кое-как преодолев переезд, трактор вдруг останавливается, санный прицеп остается на полотне. Мы делаем все возможное, но предотвратить столкновение не удается. Тракторные сани вдребезги, бревна раскатываются по шпалам. Слава Богу, жертв нет. Но приходится приводить в чувство некоторых пассажиров первых вагонов. Надо срочно расчищать путь от бревен. Выбрав добровольцев из числа пассажиров-мужчин, мы дружно и быстро убираем бревна. Движение поездов на участке возобновляется лишь к концу дня. Мы занимаем свои рабочие места и благополучно, но с выбитыми лобовыми стеклами доводим состав до ближайшего локомотивного депо. Тракторист с места аварии убежал. Его нашли быстро. Выяснилось, что он управлял транспортом в нетрезвом состоянии. Горе-механизатор полностью возместил материальный ущерб железной дороге. Деньги, согласитесь, немалые для сельского жителя, коим является тракторист.

...Ночь. Разрезая тьму прожектора лучом, мчится поезд, грохоча на стыках. Верещит рация. Машинист встречного поезда сообщает нам, что на крыше одного из наших вагонов находится человек!  Господи, как он туда попал?  Там напряжение контактного провода — 27 киловольт — смертельная доза для человеческого организма. Через диспетчера вызываем к поезду милицию и врачей. На ближайшей станции снимаем с крыши вагона обгоревший труп — черный как уголь. Оперативники находят в составе свидетельницу — заплаканную девушку с бледным лицом и широко раскрытыми глазами. Это подруга погибшего. Немного успокоившись, она рассказывает умопомрачительную историю.
Они ехали на юг, к морю. Вечер провели в вагоне-ресторане, вернулись в свое купе около полуночи. Подвыпивший друг приревновал девушку к какому-то кавказцу. Пытаясь повлиять на подружку, парень заявил:
—Если ты меня не любишь, я выпрыгну из окна на ходу поезда!
И сразу принялся выполнять угрозу. Девушка буквально затащила его обратно из оконного проема. Не желая успокаиваться, друг решил в доказательство своей любви забраться на крышу вагона. Поезд в это время остановился у светофора. Как несчастный оказался на крыше, девушка не помнит. Она повторяет одно и то же:
—Это я виновата. Это я виновата.

...Еще один эпизод. Куда может идти девушка в одном купальнике глубокой ночью? Одна. Среди темного страшного леса. Она шла по высокой насыпи, склонив голову,
медленно переступая со шпалы на шпалу. Локомотивный прожектор выхватил ее из темноты слишком поздно. Из-за шума дождя девушка не слышала приближения поезда. Задумавшись о чем-то своем, она не сразу сообразила, откуда появился яркий свет. В последний момент шагнула в сторону. Но не успела. Колеса локомотива разрезали ее пополам.
Я увидел ее лицо и поразился. Такую красоту губить нельзя! Еще не остывший румянец, роскошные ресницы, два четких полумесяца бровей. И губы сердечком... Куда ты шла, красавица? Почему одна? Где твой дом, семья, подруги? Но молчат губы, недвижимы ресницы...
Собрав останки тела, я накрыл их полевыми цветами. Мы поехали дальше. Розовый рассвет занимался на горизонте. Но незнакомая красавица больше никогда не увидит его, погибнув так нелепо и глупо.

...Пассажирский поезд прибывает к многолюдному перрону. Вдруг на путь перед приближающимся составом из толпы выбегают несколько молодых парней и затевают драку. Машинист сигналит, и пацаны разбегаются в разные стороны. Один из них, запнувшись за рельс, падает. Ноги остаются под поездом. Мы не выходим из кабины электровоза до появления сотрудников милиции. Опасно: станция небольшая, поселок леспромхозовский, местные жители — родственники пострадавшего парня. Они могут разорвать нас на части в порыве гнева.
Позднее мы все-таки узнали предисторию случившегося. Несчастный подросток пришел к пригородной электричке встречать подружку. Украл с чужой клумбы много цветов. Хозяева цветника догнали пацана и стали избивать его прямо на рельсах. Девушка, увидев искалеченное тело приятеля, бросилась под встречный поезд. Не погибла, но осталась без руки и ноги.

...Последний случай заставил содрогнуться даже бывалых путейцев. Мы вели обычный пассажирский поезд местного назначения. Нарушая утреннюю тишину, запищала локомотивная рация. Диспетчер передал приказ:  остановиться на глухом неохраняемом переезде, забрать больного. В указанном месте нас ждали путейцы. Они занесли в первый вагон тело, завернутое в плащ-палатку. На следующей станции к поезду вырулила «скорая помощь». По требованию машиниста я отправился к вагону. На плащ-палатке лежал мужчина средних лет с ножевым ранением в грудь. Врачи констатировали смерть.
Из исправительной колонии сбежали двое заключенных. Чтобы уйти от погони, уголовники угнали грузовик в ближайшем колхозе. На переезде им пересек дорогу мчащийся поезд. Беглецы на ходу выскочили из машины и скрылись в кустах.  Неуправляемый «ГАЗ-53» врезался в грузовой состав. Машинист вызвал бригадира путейцев для осмотра места происшествия. Убедившись в исправности пути и вагонов, командир отправил поезд дальше, а сам зашел в путейский домик. Через минуту туда ворвались уголовники с ножами в руках...
Выставив посты по всей округе, местная милиция все-таки нашла рецидивистов. Но человека, заслуженного работника железной дороги, уже никогда не вернешь.

...Вам страшно? Мне очень. Каждые сутки на железных дорогах страны гибнут десятки людей. По собственной глупости. Или из-за равнодушия окружающих. За время работы машинистом, я вытащил из-под поезда четыре окровавленных трупа. Редкий машинист не избежал жертв. Не по своей воле. Поезда мчатся с огромной скоростью. Очень трудно остановить тяжелый состав, а еще труднее восстановить здоровье после таких «приключений».
Будьте бдительны! И не подвергайте друг друга смертельной опасности!

1996 год.



               


Рецензии
Очень впечатляет. Даже при чтении берет оторопь. Представляю каково очевидцам. Отличный и нужный рассказ. Спасибо.
С уважением.

Виталий Бабкин   24.04.2010 09:29     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виталий! За 20 с лишним лет работы на железной дороге подобных случаев я видел очень много. И каждый раз задумываешься: что толкает людей под мчащийся поезд? Спасибо за отклик! С уважением...

Юрий Вшивцев   24.04.2010 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.