Кто Вы Борис Алексеевич Смысловский продолжение 16

Владимир Смысловский
  Что же на самом деле происходило в Лихтенштейне с остатками армии Бориса Алексеевича? В разных источниках этот период изложен по разному, все зависит от видения авторов. Именно поэтому я изложу здесь все четыре легенды, которые излогаются авторами по разному.
   Легенда первая касается КОЛЛИЧЕСТВА участников. Часто говорят, что благодаря лихтенштейнскому интернированию было спасено 500 русских. Это не точно. К концу июля 1945г. 224 человека из армии Смысловского уже покинули Лихтенштейн. Почти все они отправились в Форарльберг, где сдались в плен французам в надежде на возвращение в Советский Союз.
   В августе и сентябре 1945г. 104 интернированных в Лихтенштейне русских добровольно вернулись домой в Советский Союз с Советской комиссией по репатриации. До конца года еще более десяти человек также сдались в Форарльберге во французский плен.
   Немцы, входившие в состав армии Смысловского, должны были вернутся в Германию. Таким образом, действительно были "спасены" или не возвратились в Советский Союз 134 русских, включая 20 женщин. В это число входят и трое русских, умерших в период лихтенштейнского интернирования.
   Вторая легенда говорит об официальной лихтенштейнской политике ЗАЩИТЫ русских, служивших в Германском вермахте. Утверждают, что в 1945 г. Лихтенштейн стойко сопротивлялся советским требованиям и не выдал своих русских.
Это верно только отчасти. По прибытии русская воинская часть была принята радушно. Но в Лихтенштейне насчитывалось всего около 12000 жителей, и вдруг прибавляется почти 500 иностранцев, которых надо содержать. Правительство хотело как можно быстрее избавиться от них. Оно обратилось с просьбой к Швейцарии взять русских к себе. Швейцария отказала. Она сама уже дала приют почти 9000 русских и как раз в это время пыталась нормализовать свои отношения с СССР. Швейцария также не согласилась пропустить через свою территорию эти остатки русской армии, чтобы передать их американцам в северной Италии.
Вело переговоры Лихтенштейнское правительство и с французами. В конце июня 1945 г. сам князь поручил правительству как можно скорее вывезти русских из страны, т.к. в противном случае имелись опасения, что против лихтенштейнских граждан, находящихся в советской зоне, будут применятся репрессии. Вконце концов правительство обратилось к Советской миссии в Швейцарии. Комиссия прибыла в Вадуц и ей удалось уговорить 104 интернированных возвращению в СССР. О судьбе их сказано в предыдущей главе.
Вскоре после этого , усилиями Красного Креста, епископа правительство приняло решение принудительно не выдавать русских. Именно это решение и спасло жизни 134 русских.
   Третья легенда - гласила: Лихтенштейн был ЕДИНСТВЕННОЙ СТРАНОЙ, не выдавшей своих интернированных русских в 1945 г. Судя по версии второй- эта благородная линия выглядит довольно лестно для правительства, хотя и не совсем точна.
   Четвертая легенда воспевает Смысловского - героя! Что он дескать боролся во имя своюоды, против Сталина, что он спас остатки армии в Лихтенштейне благодаря умно подготовленному бегству. Врядле это уместно говорить. Он действитель боролся против Сталина всеми доступными методами, однако, уже будучи в Лихтенштейне, всячески искал пути выехать через Швейцарию за океан. Лишь после отказа правительства Лихтенштейна выдавать русских принудительно, он стал заботится об оставшихся. И это ему удалось.
   В 1946 году только 22 человека из интернированной армии Смысловского покинули Лихтенштейн, включая восьмерых русских, ушедших во французскую окупационную зону, четырех русских отправившихся на запад, а также оставшихся немцев.
  В конце 1946 г. в стране находилось еще 122 человека интернированных, а именно 98 мужчин, 19 женщин и 5 детей (некоторые из их родились во время интернирования).
Их судьба была неопределенной, т.к. согласно решения правительства они не могли оставаться в Лихтенштейне. Лишь в 1947 г. нашлись страны, готовые принять эмигрантов. В частности Аргентина. Кстати несколько лет спустя ФРГ возместила княжеству Лихтенштейн расходы за интернирование русской армии Германского вермахта в размере 450000 франков.
Продолжение следует