Репетиция смерти

Николай Тернавский
                Репетиция смерти

Утреннюю тишину нарушил глухой хлопок. Над дамбой медленно таяло редкое облачко дыма. В сыром воздухе пахнуло пороховой гарью и тротилом. Все наше с Витькой внимание  обратилось туда, где стояли палатки киношников и где несколько мгновений назад раздался взрыв. «Неужели, начались съемки… Не может быть, -  рано…Еще  нет  восьми часов».
Мы босиком отмахали бегом три километра по бездорожью, через  плавню и Дубинку, а теперь бежали на последнем дыхании по гравийке к шлагбауму. Сердце, что казалось, готово выскочить из груди. Оно отчаянно билось не столько от суматошного бега, сколько от нахлынувшего волнения.
Третий день как  на берегу Кубани разбили лагерь киношкики и снимают фильм «Гроза над Белой». Два дня мы прибегали сюда после уроков, чтобы хоть одним глазком увидеть чудо рождения фильма. Сегодня суббота, и мы с Витькой решили успеть к началу съемок, когда толстый пожилой дядька отбирает пацанов, а вдруг повезет, и нас тоже возьмут в массовку… Нам  повезет.  Обязательно должно повезти, нам уже по двенадцать, и мы ничем  не хуже старших пацанов, Леньки и Володьки…  Можем маршировать с винтовкой за плечами, передернуть ее затвор, а если  надо и выстрелить.
Бежали на одном дыхании, останавливались лишь затем, чтобы  вытащить из пятки верблюжью колючку или кавунец. Я рассчитывал, что мы с Витькой будем первыми, а это очень важно, чтобы попасть в число избранных, но когда  мы запыхавшиеся поднялись на дамбу, то увидели внизу,  на  песчаном валу у сухой вербы уже с десяток соседские пацанов, и даже нескольких мужиков, приехавших сюда на велосипедах.
Мы нырнули под шлагбаум,  и сразу перешли на шаг, переводя дыхание и утирая  пот. Успели!
* * *
Едва  подошли к сидевшим на песке пацанам и поздоровались с ними, из большой линялой палатки, что стояла за большой вербой, вышел приземистый седой мужик с мегафоном на груди и бодро направился в нашу сторону.
Он подошел к нам и попросил построиться в одну шеренгу по росту.
Мне пришлось  стать за Витькой, который  был всего на полгода старше, но на полголовы выше. Мужик с  мегафоном быстро, не останавливаясь, прошел мимо нас и стал рассматривать тех, что были постарше и повыше ростом.
 Пальцем он показывал на избранников и те с радостью выскакивали из шеренги. В счастливчиках опять оказались Юрка, Ленька, Володька и все мужики.
Следом за толстяком они отправились в лагерь, а минут через двадцать подошли к нам в линялых гимнастерках словно обстрелянные солдаты. Ленька с папиросой в зубах подошел к нам и попросил спички.
-Сейчас выдадут оружие,  - сказал он, затягиваясь. И в самом деле, через пару минут  мужик и крикнул Леньке:
-Иди сюда!
Мы с завистью провожали небольшую колонну добрармейцев, уходивших по пыльной дороге под тополями мимо заграждений из колючей проволоки в сторону заросшего бурьяном поля.
У меня сжималось и разрывалось сердце. Как мне хотел тогда оказаться среди тех, что должны были идти в бой, кому судилось рисковал жизнью ради родины. Я был уверен, что  лучше всех знаю, как следует умирать за родину. И никто лучше меня это не сможет сделать. Не изобразить,  а сделать…  Дело ведь не в истории  и съемках  фильма, дело в нас, готовы ли мы отправиться на смерть ради будущего родины.
Как же невыносимо грустно чувствовать себя отверженным и провожать на смерть, даже на мнимую, но смерть… Святую смерть, друзей и приятелей.
Вокруг было нестерпимо тихо и тревожно. Даже стрекот камышанки и буханье играющей в реке рыбы лишь подчеркивали затянувшуюся паузу перед решительной минутой, когда на вселенских весах висит судьба целой страны. Сам  воздух пронизан ожиданием тревогой и радостного упоения смертельной схватки.
* * *
Чиркнула ракета, искрой мелькнула в небе и погасла, оставив прерывистую нить дыма. Донеслось многоголосое нестройное «Ура», по полю рассыпалась колонна. За топольками она вытянулась в редкую цепь и под барабанную дробь устремилась в сторону невысокого вала у дамбы. Оттуда ударили пушечные залпы; впереди и сзади взмыли фонтаны разрывов. Один  из них взметнулся в шеренге, и отбросил  добрармейцев  в стороны, присыпав землей.
«Какая несправедливость. Почему не меня? Почему не я иду в цепи?»  -, мелькало у меня в голове.
Наблюдать раздачу денег за участие в массовке и триумфальное возвращение Юрки, Володьки и Леньки было выше наших сил, и мы отправились купаться. Ни в войну, ни а бецкала играть теперь не хотелось. Неожиданно  кто-то предложил:
- А давайте играть в расстрел…
Мы разделились на белых и красных, белые взбирались на дамбу, а красные «расстреливали» их снизу. Мне довелось оказаться число «расстреливаемых».
  Когда я катился вниз, душа воспаряла вверх: как же, я жертвовал самым ценным ради родины, ради будущих поколений. Земля и небо кувыркались вместе со мной, они то опрокидывались в непроглядную черноту, то взлетали в ослепительную голубизну. Скатившись вниз, я лежал с закрытыми глазами на рыхлой земле, вдыхая запах первой травы.
        «Я погиб… Я отдал жизнь за Родину, за светлое будущее тысяч людей…» Мысленно парю над Дубинкой, плавней, Кубанью и любовь к ним, к родным просторам, согревает душу. Она невесомая летит в бездонном небе, устремляясь к солнцу… Но  никак не может оторваться от родных просторов, таких неизъяснимо любимых и дорогих.
Нет, я не готов, не готов расстаться с этим простором, ослепительным солнцем, с мыслью, что никогда больше  не увижу их, что исчезнет мое «я», погрузится в черную бесконечную бездну небытия.
Голову кружит запах сырой земли, а сердце не покидает мысль, что дома ждет горячий борщ, свежие пирожки и  мама, от которой как бы далеко  он не отрывался, всегда оставалась рядом.
Жизнь гудела и вибрировала дальним шумом машин, трамваев и троллейбусов. Она гудела, визжала и скрежетала работающими станками, голосами людской толпы, виднеющегося  на горизонте в мареве летнего полдня города и не отпускала  в то такое далекое и такое близкое время.