Вразумление половца

Александр Раков
ВРАЗУМЛЕНИЕ ПОЛОВЦА

Один киевлянин в сражении захватил в плен половца. В те времена как у русичей, так и у половцев пленные считались законной добычей воинов и поступали к ним в услужение или платили выкуп за своё освобождение. Благородный киевлянин предложил своему пленнику:

— Дай за себя выкуп или найди за себя поручителя, и я отпущу тебя на свободу.

— Здесь, в Киеве, меня никто не знает, поэтому некому за меня поручиться. Но я охотно заплатил бы тебе выкуп, если бы находился дома, — отвечал половец.

Тогда киевлянин привёл пленника в церковь и, указывая на икону святого Николая, спросил:

— Хочешь ли, я отдам тебя на поруки сему святителю?
Язычник-половец посмеялся в душе над доверчивостью хри­стианина и лукаво пообещал:

— Я даю тебе слово перед этой иконой, что немедленно по возвращении в отечество пришлю за себя условленный выкуп.

Благородный киевлянин вручил половцу одежду, коня и оружие и проводил его в дорогу. По пути в родные края коварный пленник веселился:

— Как глуп этот русский! Отдал меня на поручительство неодушевлённому изображению. Пусть теперь и взыскивает с него выкуп.
Едва прошло несколько дней по возвращении половца на родину, как ему явился святой Николай:

— Узнаёшь ли ты меня, старейшего архиерея и служителя Христова? Не я ли поручился за тебя? Скорее вышли выкуп за себя, чтобы не случилось с тобой беды.
Сначала вероломный язычник испугался, но потом решил, что это ему приснилось. Он продолжал проводить дни свои в праздных забавах. По прошествии некоторого времени Святитель снова явился ему и грозно изрёк:

— Пожалей сам себя и отдай наконец выкуп!

На этот раз, несколько образумившись, половец решил было послать за себя обещанный выкуп, но, находясь в постоянном разгуле, скоро забыл свое намерение.

Прошло ещё три недели. Тут случилось в половецкой орде большое конское ристалище. Все князья и всадники съехались на него. И вот во время состязаний перед всем народом вероломный клятвопреступник ощутил на себе всю силу гнева великого Чудотворца. Посреди ровного поля невидимая рука низвергла всадника с коня и ударила о землю. И так подбрасывался и ударялся о землю он много раз. Соплеменники его замерли от страха, услышав свист секущих розог. Когда сродники увозили наказанного половца домой, он казался бездыханным.

Спустя несколько дней он еле-еле пришёл в себя и рассказал родным все обстоятельства своего освобождения из плена. Рассказал он и о явлениях ему святого Николая.

— Не безумен ли ты, что после двух чудных видений не смог образумиться, а дождался казни? — осыпали его упрёками род­ственники. — Или отдай выкуп, или оставь нас, ибо мы не хотим погибнуть с тобою.

Но наказание так сильно подействовало на половца, что он и сам, собравшись с силами, скоро отделил от своего стада боль­шое число овец и погнал их в Киев. В городе, подойдя к церков­ным вратам, он обратился к образу Святителя:

— Солгал я пред тобою, великий Владыко, не на добро себе. Теперь молю тебя, не гневайся на меня более.

Далее отправился половец к прежнему господину своему, отдал выкуп и поведал обо всём, что с ним случилось.

Благочестивый киевлянин поспешил в церковь Угодника Божия, возблагодарил его горячею молитвою и прославил перед всеми милость и суд дивного Святителя и Чудотворца Николая.
Граф Михаил ТОЛСТОЙ