Мудрые слова святителя Николая Сербского

Александр Раков
ОДНОМУ ЧИНОВНИКУ О ТРЁХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ
Задали вы мне три вопроса: что такое самая великая мысль, достойная человека, самая главная забота, достойная человека, самое большое ожидание, достойное человека?
Вот мои ответы. Думать о Промысле Божием в жизни человеческой есть самая великая мысль, достойная человека. Заботиться о спасении души — самая главная забота, достойная человека. Ожидание смерти — самое большое ожидание, достойное человека.

Как следует думать о Промысле Божием в жизни человеческой? Мерой следует взять моральный закон Божий. Отмеряя этой мерой, надо проанализировать всё, что происходит в жизни близких вам и знакомых людей. Больше всего внимания надо обращать на моральные причины всего, что происходит. Это нелегко: причины иногда скрыты в далёком прошлом человека, иногда их можно найти лишь в жизни его родителей. Православная исповедь основывается на выявлении таких причин. Псалмопевец говорил Господу: «О заповедях Твоих размышляю и гляжу на пути Твои… Люблю закон Твой и всегда помню о нём», ибо заповеди Господни лежат в основе всего, что происходит с потомками Адама. Заповеди Господни — это Божий свет, высвечивающий всё, что случается в мире.

Как нужно заботиться о спасении души? Скажу лишь: читайте Евангелие и спрашивайте Церковь. У человека нет достояния дороже, чем душа. И единственное, что он может спасти от пропасти и смерти, — как раз это самое дорогое достояние. Всё остальное, что человек ценит и хранит, душе не принадлежит и неизбежно пропадёт. Душа человеческая в глазах Господа ценнее наибольшей драгоценности материального мира. Недаром Он говорит: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Следовательно, не может быть большей заботы для человека, чем забота о спасении своей души.

Как следует ожидать смерти? Так же, как солдат на войне или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своём смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20).

Почему мысль о Промысле Божием в судьбах людских — это самая великая мысль, достойная человека? Потому что она даёт человеку мудрость и блаженство.
Почему забота о спасении души — это самая главная забота, достойная человека? Душа есть самое большое богатство на земле, поэтому вполне естественно, что самому большому богатству оказывается самая большая забота.

Почему ожидание смерти есть самое большое ожидание, достойное человека? Потому что ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя, спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил: «Смерть».
Три эти вопроса к животным не относятся и свойственны только человеку, причем высшему типу человека. Всё остальное одинаково и у человека, и у скота.
Мир и благоденствие вам от Господа!


БЕДНОЙ ШВЕЕ О ПОБЕДЕ НАД ЗЛОМ
Существует один способ борьбы со злом, и вы его с успехом использовали. Вы — бедная вдова — своим честным трудом поднимаете четверых детей и едва сводите концы с концами. Случилось так, что вы не смогли вовремя заплатить за квартиру. Тогда пришёл домовладелец, чтобы описать ваши вещи за долги. Вы дрожали от страха, дети плакали. Когда хозяин увидел, что всё ваше имущество не погасит задолженности по квартплате, он страшно разозлился и стал кричать на вас.

Тогда вы сняли с шеи монисто, подарок мужа в день венчания, и вытащили старинные часы, которые отец на смертном одре завещал передать старшему сыну, когда тот закончит школу. «Возьмите и это!» — сказали вы домовладельцу. Тут сердце хозяина дрогнуло — ведь он тоже человек, — и он ушёл, проворчав напоследок: «Оставайтесь! Когда заплатите, тогда и заплатите!» Вы поступили прямо по заповеди Христовой: «Не противьтесь злу!» Нечто подобное произошло в селе Сибница во время австрийской оккупации.

Туда прибыл карательный отряд, чтобы наказать жителей за мятеж. А в том селе жил известный всем дядя Тоджа, Божий человек. Солдаты велели ему вынести из дома, что он хочет, потому что им приказано поджигать дома. Но блаженный Тоджа бросился не в дом, а к поленнице, и принёс охапку дров. На вопрос, зачем он это делает, Тоджа кротко ответил: «Хочу вам помочь поджечь мой дом». Это тронуло сердце оккупантов — ведь они тоже люди, — и они ушли. Дом дяди Тоджи остался невредим.
Благословение Божие вам и детям вашим!

ОДНОМУ ТОРГОВЦУ О ПЛОДАХ ПОСТА
«Отчего многие люди не постятся?» — спрашиваете вы. Да потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей державы должны были бы рекомендовать соблюдать пост, точно так же как это делает Церковь Православная. Плоды поста велики и удивительны не только с духовной точки зрения, но полезны и для тела. В доказательство плодотворных результатов поста можно привести множество примеров, но я остановлюсь только на одном. Вот что пишет одна пожилая женщина, вдова из Вены.

«В прошлом году, на Троицу, я начала поститься. Я решила, что если в церковь хожу и Богу молюсь, то нужно и пост держать. Покуда муж мой был жив, мы поста не соблюдали. Мы так часто болели, что никогда оба сразу здоровы не были: только один поднимется с больничной койки, как другой сляжет в постель. И так прошла почти вся жизнь. Всё это время я постоянно злилась на весь свет.

Малейшая обида от кого бы то ни было доводила меня до бешенства. Я боялась всего на свете, даже своих мыслей и предчувствий. Однако с тех пор, как я стала поститься (как раз на Троицу год миновал), я испытываю спокойствие и умиротворённость: на душе радость, в теле лёгкость. Никто и ничто не может меня разозлить. Душа моя переполнена церковными песнопениями и молитвами. Сны мои прекрасны и благостны.

Живу я сейчас у своей вполне обезпеченной подруги, сама ничего не имею, но чувствую себя так, словно весь мир — мой. Я совершенно здорова, хотя в преклонном возрасте. Я ничего не боюсь, даже смерти. Единственное, чего жажду, так это тишины, поста и молитвы. Только в этом нахожу полное счастье». Так говорит о себе старица из Вены. Своим опытом она в наши дни подтверждает правильность евангельской науки и вековой опыт Церкви.

ОДНОЙ СЛАВЯНКЕ О КУЛЬТУРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Вы пишете мне, как провели зиму в знаменитом городе N за границей. Несколько первых дней вам всё нравилось. Взгляд скользил по мраморным дворцам, по цветущим паркам с водопадами, по улицам, гладким и чистым, по храмам, музеям, библиотекам, отелям и тому подобной мешанине из камня, служащей пищей для любопытства, что зовётся одним словом — «культура». И только под конец ваш взгляд упал на людей в том городе.

По правде говоря, в первую очередь поразило их отношение к вам. Тут вы словно воспряли ото сна и обратили внимание, что кошелёк ваш стал гораздо легче, чем прежде; что вы слишком дорого заплатили за гранёное стекло, хотя вам клялись, что это бриллиант; что извозчик возил вас вокруг всего города, пока не привёз к магазину близ вашего отеля; что все окружающие смотрят на вас не как на человеческое существо, а как стервятники на падаль, ну и так далее. Каждый встречный лишь искал любую тесную лазейку меж мрачными параграфами закона, чтобы вас безнаказанно «клюнуть и ощипать».

Поэтому вы и говорите, что культура того города вызывала у вас изумление, а характер людей — отвращение. «Предки этих гнусных людей, должно быть, были исполинами, если смогли создать такую великую культуру!» Это последние слова вашего письма. Не обманывайтесь! Предки их были такими же, как и они. Культуру создают не только великие люди, но часто и мелкие людишки, и совершенно ничтожные, и даже нелюди. Культуру Вавилона и Египта создавали мелкие людишки.

Архипреступник Каракалла воздвиг самые прекрасные бани древности. Кровавая Семирамида вознесла ввысь дивные висячие сады. Нелюди достигли высокого уровня развития и в погибшей Помпее. Нелюди создали и Тир, и Сидон, культуру двух безбожных городов, от которых осталось два рыбачьих поселка. Нелюди создали также культуру Содома, всем известного по злу и греху. Не были людьми особого полёта и мексиканцы, создавшие весьма утончённую и величественную культуру. Капернаум в своё время был высококультурным городом, но и ему культура не помогла избежать участи Содома. «И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф.11:23).

Характер и культура не всегда шли рука об руку. Точно так же и человечность и культура, что подтверждают венецианцы. Точно так же и героизм и культура, о чем свидетельствует история восточных народов Средиземноморья. По культуре нельзя судить о ценности и достоинствах человека или народа. Зачастую культуры создавались без характера, а иногда сильные характеры развивались без культуры. Примером тому служат древние спартанцы, а в наше время — горцы Албании, косовары.

В заключение позвольте вам как славянке задать один вопрос. После того как вы получили представление о культуре и нелюдях в городе N, как вы думаете, что должно быть главной целью славянских народов — создавать культуру или воспитывать характеры? И чего мир ожидает от славян — культуры или Человека с большой буквы? И в чём сейчас вопиющая потребность всего человечества — в культуре или в хороших людях?
Подумайте об этом, а потом напишите мне.

ОДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О ВЕРЕ В ПРИРОДУ
Вы хотели бы иметь некую «новую веру» и поэтому предлагаете веру в природу и её законы. Если бы не были так скудны ваши познания в историческом прошлом всех европейских крещёных народов, вам было бы ясно, насколько ваши поиски стары и необоснованны.

То, что предлагаете вы, совсем не «новое и небывалое», потому что именно в это как раз и верили наши давние предки-язычники до крещения. Та вера, которой мы сейчас придерживаемся, вера христианская, есть новая вера по сравнению с той старой, языческой, верой. Так значит, если хотите «новую веру», так она у вас уже есть.

Но если вы хотите веру в природу и природные стихии, то это значит, что вы хотите не «новую веру», но старую-престарую. Послушайте, как апостол Павел прекрасно сказал в Послании к Галатам: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (Гал.4:3), и далее он с укором добавляет: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал.4:9).

Неужели вы не видите, куда идёте? Наши тёмные предки тысячи лет пребывали во мраке язычества, рабски поклоняясь материальным стихиям природы. Они едва сумели вырваться из пасти материи и вознестись до высоты духовного Божества и до высоты Сына Бога Живого и Единого. А теперь вы хотите вернуться назад и погрузиться во мрак и в то же рабство! Что такое природа, как не инструмент Божий?! Да она лишь слабая былинка перед Всемогущим Господом. И вы хотите жизнь свою отделить от Всемогущего Бога и связать её с немощной былинкой!

Вы цените горшок выше гончара. Это происходит из-за слабого зрения и от страха. Вы боитесь ветров вселенских, что гонят прах, и от страха хотите поклоняться этому праху наподобие своих древних предков-идолопоклонников. Разве не видите, что даже дух человеческий оказывается сильнее природы, а что же говорить о Духе Божием? Зачем же вы тогда пытаетесь дух человеческий бросить под ноги материи? Разве хозяин будет рабом слуги?

Отрекитесь от недостойных и ничтожных мыслей славян-язычников. С такими мыслями они были и остались дикими народами на протяжении тысячелетий. Как бабочка не превращается опять в куколку, из которой вышла, так и нам нет пути назад, в истлевшие раковины старой языческой веры.
Да просветит вас Христос Светом Своим!

ОДНОЙ СИРОТИНУШКЕ, КОТОРАЯ СПРАШИВАЕТ: ПОЧЕМУ В ЕВАНГЕЛИИ НЕ ГОВОРИТСЯ О СЧАСТЬЕ?
Как же, душенька, не говорится? О чем же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей?! Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову — наукой о счастье. Тебя несколько смутило, что в Евангелии не пишется именно слово «счастье». Но вместо этого слова там приводятся другие слова, например: блаженство, радость, веселье, рай, спасение, вечная жизнь.

Слово «блаженство» означает наивысшее счастье. Теперь, когда ты это знаешь, перечитай проповедь Господню о блаженных в Евангелии от Матфея. Первая наука, объявленная Христом людям, была наука о счастье. Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале Литургии пением «Блаженны…».

По науке Христовой блаженны, или счастливы, те, которые: сокрушаются духом пред Господом, ибо их есть Царство Небесное; слезами омывают молитвы свои, ибо они утешатся непреходящим утешением; кротки и незлобивы, как агнцы, ибо они наследуют землю живых; алчущие и жаждущие правды Божией, ибо они насытятся небесной правдой; милостивые сердцем и рукой, ибо их помилует рука Господня; чистые сердцем, ибо они увидят Царя и Отца своего Небесного; гонимые за правду демонами и людьми, ибо их будет Царство вечной правды; опозоренные и оклеветанные ради Христа, ибо они будут радоваться и веселиться в отечестве Ангелов.

А вместе с ними будут счастливы и те, что: веруют в Спасителя своего, ибо будут спасены; горят любовью к Творцу и творениям Его, ибо будут увенчаны славой небесной; жертвуют жизнью земной, ибо получат жизнь вечную.
Таково истинное счастье, — счастье без обмана, которое Господь наш открыл и объявил роду людскому. За такое счастье цари отдавали свои короны, богачи — своё богатство, мученики — свои жизни, причём так легко, как деревья осенью отдают свои листья. Однако тот, кто не вкусил хоть малую толику этого счастья, вряд ли пожертвует ради него даже восковую свечку.

А ты, сиротинушка Божия, не отчаивайся из-за своего несчастья. Осталась ты одна, без родных и друзей. «Врата земного счастья затворены для тебя», как пишешь ты больше слезами, чем чернилами. Но разве ты не задумываешься, что всё это промыслом Отца твоего Небесного, чтобы ты оборотилась к вратам вечного счастья? Господь часто, именно часто, затворяет перед людьми врата обманчивого счастья, но врата истинного счастья Он держит всегда открытыми перед всеми и для всех, кто сам пожелает войти.

Войди и ты, дщерь Христова. Стоит тебе лишь заглянуть через те врата, заметишь Царство счастливых, отечество блаженных. Ты увидишь небеса, полные угодников и праведников Божиих, которые на земле вкусили счастья Христа, а на небесах продолжили пить переполненной чашей. Когда ты всё это почувствуешь и духом всмотришься, больше ни на минуту не останешься одинока, ибо обретёшь безчисленную семью Божию на небесах и сможешь назвать их своими братьями, сёстрами, родными и друзьями.
Радуйся и веселись от Господа!
Святитель Николай СЕРБСКИЙ (†1956)