Моё чудесное детство

Александр Раков
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

Хочу написать о моих дедушке и бабушке. В 30-х годах их, как кулаков, выслали из родной деревни на Алтае в Нарым. У них было шестеро сыновей и три дочери, жили они своим трудом, имели корову и лошадь — вот и всё их «кулачество». Старшего сына ночью забрали и увезли в тюрьму, а всех остальных зимой, на санях, полуодетых (одеться не дали) отправили в ссылку с другими односельчанами.

Тех, кто умер по дороге, хоронить не разрешали, бросали в снег, — но у бабушки с дедушкой все остались живы. Потом из Нарыма их перекинули на угольные шахты, где они жили в землянках… Однако семья была настолько работящей и доброй, что они и здесь не пропали: к войне у них завелось своё хозяйство: корова, поросёнок, куры.

Ни бабушка, ни дедушка никогда не роптали на свою судьбу, всегда благодарили Бога, всегда молились Ему… Церкви поблизости не было, но каждое воскресенье дед расчёсывал бороду, садился под иконами в красном углу и читал вслух Библию, а мы тихо слушали. Моя милая бабушка чем могла помогала голодающим соседям: кому дров пришлёт, кому мыла, кому крынку молока — накроет её кусочком хлеба и несёт потихоньку… В 1945 году случилась с ней большая беда: она топила печь углём и не заметила в угле шахтёрский капсюль — он взорвался, бабушке выжгло огнём всё лицо и глаза её вытекли. Она жила ещё 12 лет совершенно слепая, — но и тут я никогда не видела, чтобы она роптала. Всегда она молилась, всегда в руках у неё были чётки, а в карманах запас конфет для всех окрестных детей.

Особенно почитался у нас в семье Святитель Николай — именно его заступлением я несколько раз спасалась от неминуемой смерти. Однажды в раннем детстве я провалилась в глубокий общественный погреб, полный доверху талой воды. Плавать я не умела, на мне была тёплая одежда, которая мгновенно намокла и стала тянуть меня на дно. Но Святитель дал мне сил: я начала барахтаться в воде, доплыла до края погреба, вцепилась пальцами в скользкую глину и выбралась на землю.

И второй раз Святитель — скорый помощник утопающим — спас меня в воде. Я шла в школу в другую деревню. По пути мне нужно было перейти подвесной мост через глубокую реку. Мост оказался закрыт на ремонт; с той и с другой стороны реки начал скапливаться народ — вскоре набралось две порядочные толпы. Когда ремонт наконец закончился, все торопливо побежали на мост, и я вместе со всеми. Канаты не выдержали такой толпы, оборвались, и десятки человек полетели в холодную весеннюю воду, по которой шли тяжёлые льдины. Почти все упавшие погибли — а я, по молитвам Святителя, спаслась.

Вот ещё один случай, когда Святитель, помощник путешествующим, выручил меня, путешествующую, из беды. Я ехала на поезде из Владивостока в Новосибирск. Как-то ночью поезд резко затормозил. Все попадали с полок… Вскоре выяснилось, что впереди нашего поезда шёл состав с нефтяными цистернами. Одна цистерна загорелась, взорвалась, за ней начали рваться остальные, всё вокруг было охвачено бушующим пламенем, на сотни метров летели обломки цистерн, горела земля, пропитанная горючим, от железнодорожного полотна не осталось ничего.

Наш поезд более суток стоял среди этого ада, но по молитвам Святителя никто не пострадал. Мы дождались, пока на вертолётах подвезут новые рельсы, отремонтируют путь, и потом тронулись дальше. Много было в моей жизни опасностей, но всякий раз Господь выручал меня.
Нина КЛИМОВА, Краснодарский край